search
main
0

Что дальше? Записки о школе, и не только о ней

Когда я думаю, кто был моим идейным вдохновителем, кто стал для меня образцом педагогической деятельности, назвать какого-то одного человека не могу. Да, мне и в младшей школе, и в старшей многие учителя нравились. Просто была мечта, а мои родители меня поддержали. И это главное. И даже теперь, когда я сделал выбор в пользу заместительства, они приняли мое решение и продолжают меня поддерживать…

25.03Весна! «А в газетах пишут, наступила весна. В газетах пишут в основном о весне» (Зоя Ященко). Для меня весна – это пора обновления. Обновления как в голове, так и в делах. Пора новых решений, новых открытий. Нужно искать новые горизонты для роста и просвещения. И даже если для этого будут нужны кардинальные перемены, я готов. «Новой весной вернусь в новой форме» (Ольга Пулатова).26.03Рабочие дни сменяют друг друга. Вал важных дел со всех сторон окружает. Надо справляться, даже если извне никакой помощи. Я говорю о моральной поддержке, которой, к сожалению, практически нет.Надо подготовить окружной этап городского конкурса по основам религиозных культур и светской этики. Учитывая, что я никогда не готовил концерты от «а» до «я», устной поддержки мне показалось явно маловато. Но ничего, справимся.27.03День сложный. Уже с утра он не задался: два дня открытых уроков для родителей, а у меня не готовы листы регистрации и распоряжение об их допуске на территорию школы. Нер­вирует это страшно. Несогласованность действий коллег.Что же такое дни открытых уроков для родителей? Родителям дают два дня, чтобы они могли свободно посетить любые уроки любого учителя. На самом деле хорошая затея. Хотя картинка в результате получается не вполне объективной: детки при родителях ведут себя идеально. Но, с другой стороны, и не дают учителям расслабиться. Для учителя, конечно же, эти дни очень напряженные. Еще бы, столько глаз на тебя смотрят, оценивают, может, даже осуждают! Хотя опять же как могут методически оценить мой урок люди, не имеющие педагогического образования? Но мастер-класс для родителей в обучении и воспитании учителя всегда могу показать.Пятеро родителей посидели у меня на четырех уроках. Можно чуть-чуть расслабиться. Помню, как ко мне раньше толпы родителей ходили, по пятнадцать человек. А потом, убедившись в моем профессионализме, начали доверять, и гостей стало приходить значительно меньше.Нашел отзывы прошлых лет:«Была на двух уроках Вячеслава Олеговича (прописи и математика) и на уроке физкультуры в четверг. Все было здорово! В классе дети заинтересованы и инициативны. Замечаний на уроках было не так много, из чего делаю вывод, что дисциплина в классе присутствует. А это говорит о том, что дети прислушиваются к своему педагогу, в чем, безусловно, заслуга самого педагога».«Присутствовала на трех уроках Вячеслава Олеговича, и вот что я хочу сказать. Уроки проходят интересно, можно сказать, на высоком эмоциональном уровне. Дети активно принимали участие в опросах и играх. Слушали рассказы учителя и не спеша выполняли задания. Заметна хорошая подготовка Вячеслава Олеговича к урокам. Был задействован проектор, распечатанный материал. В целом я всем довольна. Узнала много нового и провела свою личную «работу над ошибками». Но, мне кажется, надо задействовать на уроке не только тех, кто постоянно тянет руку, но и молчунов. Особенно спасибо Вячеславу Олеговичу за терпение, ведь дети с разным восприятием информации. Дисциплина жесткая, но без нее никак! Вячеслав Олегович, спасибо за любовь к работе!»«Сегодня 23 марта присутствовала на литературном чтении и на уроке русского языка. Вячеслав Олегович, как всегда, великолепен! Без ложной скромности скажу, что в моем детстве не было таких интересных уроков и мы так много всего не успевали. Во-первых, очень здорово, что домашнее задание по литературе проверяется в форме «горячей картошки»: один ученик задает вопрос по прочитанному и адресует любому, а тот в свою очередь должен ответить и задать свой вопрос следующему. Потом читали по цепочке, и за это ставят оценки (возможно, стоит прерывать чтение не в конце абзаца, а где-то в середине, чтобы дети были более внимательными и следили за чтецом). Также на уроке было слайд-шоу с отгадыванием кроссворда и был задействован весь класс, это здорово. А конец урока учитель посвятил подготовке к итоговой проверочной работе по литературному чтению. Большая благодарность за то, что так много над этим работаете и задаете.На уроке русского языка сначала работали над написанием букв и соединений, затем был словарь (это как словарный диктант, но у доски). Ученики сами говорят, какую оценку заслужили, и это достаточно объективно у них получается. В конце урока была проверочная работа на 5 минут. Вячеслав Олегович объяснил каждый пункт предварительно. Все разжевал, положил в ротик, осталось только внимательно прочитать и сделать. Мне кажется, здорово, что так много проверочных работ, потому что дети к ним привыкают и уже не боятся контрольных. Если ученик быстро сделал работу, ему дают второй вариант, чтобы он не отвлекал других, это очень правильно, как мне кажется. Единственное дополнение – возможно, надо меньше давать времени, например, на литературном чтении при ответе на вопросы письменно. Вот вроде все! Мне все понравилось! Спасибо большое!»Очень приятно читать такие отзывы. Но иногда хочется услышать критику, чтобы понимать, над чем еще мне нужно работать.Ну что же, почти через два часа межрайонный конкурс, и есть время сбегать перекусить. А в голове круговорот мыслей: позвонить завхозу, техническому специалисту, все наладить, не забыть листы регистрации для гостей… Быстро проглатываешь обед и несешься обратно.Не люблю, когда идет несколько дел одновременно. Тогда теряюсь, не могу сконцентрироваться. Не случайно говорят, что за двумя зайцами погонишься…В августе меня выбрали в округе общественным методистом по курсу основ религиозных культур и светской этики, потому школа и является базой для проведения многих межрайонных конкурсов, концертов и других мероприятий. Одно из них сегодня я и должен провести.Межрайонный этап городского конкурса песни. Придут дети, хоры, солисты из многих школ. Нужно сделать все так, чтобы потом «не погрозили пальчиком». И тут опять в самый нужный момент находятся добрые люди, которые помогли с раздевалками, с обеспечением водой, наладкой аппаратуры, расстановкой стульев.Иногда я думаю: мы все делаем одно общее дело, сегодня я помог коллеге, завтра он мне без всяких официальных поручений и приказов, но почему-то так не всегда получается. Попросишь, а в ответ: «Не смогу, к сожалению, другими неотложными делами занят…» Отсюда и выстраиваются взаимоотношения с коллегами. С кем-то более простые, с кем-то понатянутее, а с кем-то из рук вон плохо.На самом деле с коллегами любого типа можно и нужно работать, выстраивая новые возможности управления.И вот концерт начался. Ведущие справляются, номера исполняются друг за другом, нет заминок и пауз. Аппаратура работает, всем места хватило, в зале нежарко. Пожалуй, все хорошо. Но рано расслабляться. Пятнадцать номеров! Это же целый праздничный концерт. Ничего себе! Наконец вот финальные аккорды. Аплодисменты. Улыбки, сияющие лица и слова благодарности от гостей и жюри конкурса. Справился.Ни у кого из школьных коллег даже не возник вопрос, все ли прошло хорошо, получилось или нет. Обидно? Нет. Их отношение учит меня самого поступать иначе.А завтра второй день открытых уроков для родителей.Выхожу из кабинета, проверяю готовность: списки, листы регистрации, распоряжение о допуске. Вроде бы все готово. Ну что же. Можно и отдохнуть теперь.Меня не оставляют в покое мысли о том, насколько важна степень искренности в коллективе. Да, я утверждаю, что на работе не бывает друзей. Чаще всего это совпадение интересов и за редким исключением дружба, когда эти интересы перерастают во что-то большее за пределами школы. Но как же без простого уважения к друг другу, простого «здравствуйте» с утра? Хотя о чем я говорю? Работал же все восемь лет и не замечал всего этого, пока новые люди, только что пришедшие в школу, крайне удивились такому положению.Как же можно тогда воспитывать детей? Понаблюдал. Даже мои третьеклашки не здороваются с другими учителями. В чем беда? Я упустил ситуацию? В воспитании дома? Нас всех окружает среда, в которой мы живем, учимся и развиваемся. И все мои усилия, усилия родителей будут напрасными, если ученик видит, что другой учитель не ответил на его приветствие, даже не посмотрел в его сторону.Исправляем. Делаем работу над ошибками.28.03Второй день открытых дверей для родителей. Все проходит спокойно, без лишней нервотрепки. Останется обработать отзывы и провести анализ родительских мнений. Это тоже одна из возможностей сделать школу лучше. В обратной связи от родителей можно увидеть акценты, которые не заметны учителям и администрации.Уведомление о новом письме на почте. Пришли результаты городской олимпиады «Московский школьник 21 века». Так, посмотрим. Ух ты! Ничего себе. Достойно. У нас в третьем классе семь победителей и десять призеров. Очень даже неплохо.И тут сердце начинает колотиться: забыл заполнить аттестационную таблицу и отправить свои достижения в городскую аттестационную комиссию. Что ж делать? До первого апреля совсем мало времени.Первым делом по возвращении с работы снова заняться работой. Часа за полтора вся таблица заполнена, отправляю координатору на согласование. Теперь только ждать.29.03Четверг. Первое на повестке дня – посмотреть селектор. Как управленцу, мне просмотр каждого селектора – это бесплатная возможность дистанционного обучения, так скажем, «в лицах, на примере». И опять же это помогает мне разобраться в управлении качеством образования, как обеспечить безопасность каждого ребенка школы, помогает выработать умение отвечать за свою деятельность.Важно не забыть сделать несколько приказов.Для меня составление приказов и распоряжений – это просто тихий ужас. Опять же не потому что я ничего не знаю и не умею, а потому что мало опыта в составлении официальных бумаг. И обидно, когда коллеги по административному корпусу просят подготовить приказ или распоряжение, но даже и не подумывают о том, чтобы подсказать, что должно быть в этом документе, как правильно его сделать.До пятницы совсем чуть-чуть осталось. Нужно потерпеть, а пока работаем.Обращаю внимание на надпись красными чернилами: свободный день. Свободный от лишних обязанностей. Но тут же внизу подписано, что в 18:00 управляющий совет. Не могли его назначить на другой день? Опять допоздна в школе. И вроде бы ничего трудного, но все-таки это время я мог бы потратить на дела, требующие срочного выполнения.Зато после этого можно помочь подруге выбрать портфель и немного погулять по вечерней Москве. Пусть и дел много, пусть не все я доделал, но должен же я находить хоть вечером время для себя. А на улице так хорошо, так тепло, что хочется думать только о лете.30.03Я всегда не против помочь, если меня попросить вежливо и по-дружески. Что я и сделал в пятницу: заменил товарища на уроках и продленке. Я воспитан таким образом, что коллегам, даже если мы не друзья, помочь надо. И тогда все сделанное добро обязательно вернется.…В странном расположении духа, хмурый и невеселый, иду к себе в кабинет на урок. Смотрю на своих деток и думаю о том, что мы можем сердиться друг на друга (не только взрослые), мы можем плакать, собирать вещи, хлопать дверью. Одни учителя могут говорить, что моему классу совсем не до меня, так как с ними я только два часа в день провожу, другие могут сказать, что я не вкладываю в них душу и не растворяюсь в них. На самом деле можно говорить все что угодно, но мы друг друга очень любим, относимся друг к другу с трепетом, теплом и добротой. И ту связь, которую наблюдали все, кто был хоть раз у меня на уроках, эту невидимую нить, никто не сможет оборвать. И мы всегда простим друг друга и пообещаем больше так не делать.Хоть что-то радостное под конец дня: мое заявление на высшую категорию поставлено на повестку заседания ГАК на 30 мая.31.03Рано я радовался весне. Погода на 1 апреля устрашает. Ведь у меня первый забег. Хотя морозец только лишь способствует хорошей пробежке.Забег «Апрель» – первый забег из серии других забегов «Московского марафона». Мой рекорд – 5 километров за 26 минут 56 секунд. Очень хочется победить самого себя. Очень надеюсь на поддержку своих друзей. Ведь со мной никто и никогда ни разу не ходил на забеги. Это будет первый такой, когда друзья будут со мной. Ради них готов пробежать быстрее ветра.1.04Холодно, пора разминаться.Легкая пробежка, занять свое место в секторе и настроиться.10 секунд до начала… 3… 2… 1! Погнали! Волна бегунов устремляется вперед, а у меня одно желание – побыстрее согреться.И вот минут через 25 вижу за поворотом финиш. Последние усилия, разгон, и… первый забег завершен.Пока официальных результатов нет, можно прогуляться по Москве с друзьями. Кстати, им даже очень понравилось это мероприятие, но они слегка замерзли.Я очень благодарен Кириллу и Софье за то, что они в такую рань и в такой холод пришли со мной на забег, переживали за меня, болели.О! Пришли результаты. Мои первые в этом году 5 километров оказались самыми быстрыми за четыре года: 23:33. Установил личный рекорд. Очень круто.2.04Понедельник может быть нетрудным, если относиться ко всему со спокойствием. Сегодня нет административного совещания, можно все-таки доделать все незавершенные дела.Подходит учительница из первого класса, просит ее подменить на продленке. Как странно получается, что заведующий кафедрой не смог помочь коллеге… А мне нетрудно. Благо детей немного и их быстро разбирают по домам.Теперь можно заняться приказом о надомном обучении, написать «служебку» руководителям ППЭ и разобраться с нагрузкой новых учителей.И не забыть про курсы 4 апреля.3.04‑4.04Уже хочется каникул. Столько планов!Чувствую некоторое облегчение, ведь все дела, которые меня тяготили, доделаны.А вот в «Школе молодого директора» довольно-таки интересная тема – «Управление кадрами». Как создать комфортные условия для каждого сотрудника, как выбрать на должность сотрудника и мотивировать его, как мотивировать весь коллектив на повышение образовательных результатов? Вот те вопросы, которые давно уже мучают меня.Оказывается, что есть несколько видов стимулирования – материальное и нематериальное. Материальное, понятное дело, – зарплата и стимулирующие выплаты. Но еще есть и нематериальное стимулирование – организационное, моральное, творческое и стимулирование обучением.8.04Пасха. Я почему-то думаю о маме, если честно, то именно она была моим «идейным вдохновителем» похода в педагогику. Наверное, для каждого из нас мама – самое главное слово в нашей жизни. С ней тепло, с ней можно поговорить, все становится, как в детстве.Сразу вспоминаю. Вот она красится в коридоре и просит, чтобы я одевался быстрее, ведь мы идем гулять. Вот мы с ней пишем сочинение, ругаемся и злимся. А вот она сидит в зале на моем получении красного диплома. Как это было давно! А сейчас… Сейчас все немного иначе.Но я знаю, что она всегда рядом и я всегда могу к ней обратиться. «У мамы дома на кухне так хорошо». И праздник становится еще светлее с моими родными.9.04Совсем недавно посмотрел фильм «Чудо» («Wonder»). Хороший фильм, добрый. Немного даже идеальный. Несколько историй одной семьи, переплетение судеб и влияние друг на друга. Мне по душе оказался фильм, потому что в принципе я живу по тем правилам, хотя нет, не по правилам, я поддерживаю ту идею, которая есть в фильме: «Давайте введем новое правило в жизни: постараемся всегда быть чуть добрее, чем необходимо». «Выбирая между правотой и добротой, выбери доброту». Да. Я верю в доброту. И я не считаю это глупым. «Никогда не жалейте своей доброты и участья» (Андрей Дементьев).…А каникулы начались! Ура!Вечером день рождения у подруги. И снова Insta-учителя встретились. Однозначно, когда на улице стало больше света, надо чаще встречаться и шагать, шагать, шагать по Москве! По весеннему солнцу, по ярким улицам, дышать полной грудью и просто жить и быть собой!Надеюсь, что мы будем продолжать традиции отмечать дни рождения. Самое удивительное в этих людях то, что они злятся, обижаются, улыбаются и радуются всегда искренне.Соня – невероятной проницательности и чуткости человек! С глубокой душой! С тонкой душевной организацией. Благодаря Кириллу чаще всего и собираются Insta-учителя. Наш координационный, идейный, мыслительный центр! Ну и самый популярный Insta-учитель. Разные! Но все равно рядом и вместе!…А дальше подготовка к экзаменам.10.04‑13.04Начинаем готовиться. Тестовый экзамен по английскому языку (устная часть) очень трудоемкий и сложный по организации, требующий ответственного подхода и внимания каждого работника пункта проведения экзамена.Встречаю члена ГЭК, которая удивляется, что такой молодой, а уже второй год руководитель пункта проведения экзаменов. Проверяет аудитории, станции записи устных ответов. Спустя час довольная уполномоченный член ГЭК подписывает акт готовности и желает удачного экзамена.15.04Школе нужны добрые, чуткие и терпеливые люди. Успешная школа – школа, в которой успешен не только ученик, но и учитель. Важно, чтобы была искренность в отношениях. Можно не дружить, но помочь, поддержать, заступиться, это должно быть неписаным законом… Вот почему нормальные здоровые взаимоотношения, на мой взгляд, очень важны, для того чтобы школа была успешной и лучшей.«А мне так хочется простых вещей, ведь жизнь одна, жизнь – она склеена из мелочей». Столько сил уходит на то, чтобы уберечь себя от ссор, конфликтов, сплетен…Мы сами наполняем нашу жизнь событиями, радостью, светом. И мы сами часто лишаем себя счастья. «Стыдно быть несчастливым. Надо дать счастью шанс, тогда оно, возможно, случится».Иногда хочется свернуть с главной дороги на тропинку. И пусть ведет куда-нибудь. Хочется пробираться через густой лес, через горы, через овраги. Куда-то же я приду…Вот и в работе так. Хочется тишины! «Тишины хочу, тишины. Нервы что ли обожжены». Хочется умиротворения и кайфа!Вот они мелочи: радоваться каждому утру, каждому блику восходящего солнца, каждой капле дождя, каждой прогулке с кофе, каждой тренировке в зале… Не быть угрюмым, не зацикливаться на том, что плохо, а радоваться тому, что хорошо……А каникулы закончились. Даже не успев начаться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте