Продолжение. начало в «УГ» №5 и 9 от 2019 г., а также в номерах за 2018 г.
А ищешь врагов – непременно найдешь.
Е.Войнаровская
17.03
Что самое главное для педагога? Образовательные результаты его детей, уважение родителей… признание коллег. Даже больше не коллег, а администрации. Каждому педагогу важно, чтобы его поощряли словом, ценили, отмечали его успехи на совещаниях. В общем, делали все, чтобы учителю было комфортно на рабочем месте.
Но сейчас политика немного другая. Вместо улыбки получишь в ответ оскал или усмешку, вместо поддержки – тысячу и одно замечание, и даже «спасибо» звучит как одолжение – неискренне, фальшиво.
«Для некоторых людей успех – путь к мстительному превосходству над другими; они боятся, что другие поймут их мотив и, когда успех станет слишком велик, отомстят в ответ».
И такое возможно в школе?!
Остается лишь понять, почему такое происходит. Профессиональная деформация, непригодность, выгорание или просто склад личности и воспитание.
Школа – это образ чего-то светлого, высокого, где каждый должен почувствовать свою значимость, найти свой путь.
Но за красивыми словами нередко скрывается гнилой склад ненужных знаний.
По всем каналам, источникам говорят о «перезагрузке» школ, только вот где она? Началась и затухла?
Видимо, я не успеваю за прогрессом или же его просто нет…
Как же я хочу увидеть новую школу! А если бы еще была возможность попробовать ее «на вкус»!
Мечты, мечты!
А пока меня ждут мои первоклассники.
Март – насыщенный месяц. В школе начинается движуха. И это очень здорово.
По порядку:
1. Открытый урок.
2. Урок в формате клубного дня.
3. Праздник «Прощание с Азбукой».
4. Участие в фокус-группе по выбору.
Новую мартовскую неделю начинаю с главного события – праздник «Прощание с Азбукой».
19.03
Готовность номер один. Гости рассажены, актеры готовы, зал затихает, и мы начинаем.
В этот раз мы с учителем параллельного класса продумали все до мелочей, чтобы не было больше ни у кого никаких к нам замечаний.
Мы веселимся, показываем сказки, танцуем. Детскому восторгу и умилению родителей не было предела. Только вот приглашенные гости из администрации стояли с каменными лицами и лишь изредка перешептывались и лукаво улыбались.
Все идет по тому распорядку, который был заранее представлен.
Праздник прошел на ура! Есть, конечно, куда стремиться в плане ораторского и актерского искусства. Но мы же первоклассники, а не актеры Большого театра.
Расслабляться пока рано.
Завтра открытый урок.
Но в школе грядут перемены… И теперь неясно, придут ко мне или нет.
Тем не менее интеллектуальная игра «Битва умов» уже подготовлена.
Неделя предстоит сложная и насыщенная. Но, с другой стороны, какая неделя у педагога не является насыщенной?
Исходя из моих планов, выполнен только один пункт.
***
Ко многому, что происходит в школе, часто нужно относиться с долей юмора. Все равно не получится ничего изменить. А это значит, что нужно изменить свое отношение ко всему. Не улыбнулись, не поздоровались, не подошли… Это все дело десятое. Главное, чтобы работать никто не мешал.
Совсем случайно оказался очевидцем интересного разговора. Учителю объявляют, что на следующий год уже не нужен его курс испанского языка. Хотят ввести немецкий. Он, пожимая плечами, отвечает, что ни разу не огорчился, а дальше последует сокращение часов истории и обществознания, которые он ведет. Видя мое недоумение, учитель с ясной улыбкой отвечает, что он работает тут по совместительству. И переживать ему не о чем. Он благодарен тому, что он вел интереснейший курс испанского языка, познакомился с настоящими испанцами, которые пригласили его в Барселону.
И как же он прав! Я работаю со своим классом, в своем кабинете, родители и дети довольные. Сам я получаю наслаждение. Так зачем же мне огорчаться, вешать на себя негатив? Относиться к работе в школе как к работе по совместительству?
20.03
Еще один напряженный и ответственный день.
Открытый урок по математике.
Я очень люблю, когда ко мне приходят на уроки. Это так бодрит! Сегодня не просто урок, а целая битва. Битва умов. Мне нравится делать каждый урок необычным, ярким. Этот урок явно не вписывается в рамки стандартного, он будет мощным!
И вот мы начинаем.
Горящие детские глаза, активность 100%, я ношусь по всему классу как угорелый. Настолько все здорово, что мы забываем о времени. В разгаре игры звенит звонок. А мы на таком кураже, что продолжаем дальше и останавливаемся, когда уже заканчивается перемена, и делаем паузу.
Дети предлагают на следующий день закончить игру и выявить самые сильнейшие умы класса.
Что ж, так тому и быть.
Заместитель, которая была на моем уроке, подходит и говорит, что все методически грамотно, все структурировано, идея просто отличная. Но вот беда, не было у меня огонька в глазах, я не был внутренне активен, в достаточной степени эмоционален. Во мне не было азарта, как в детях.
Серьезно? И это замечание? Замечание человека, который по статусу должен быть методически грамотнее меня. Не было огонька в глазах.
Остается только лишь промолчать.
Надеюсь на сегодня все? Но не тут-то было…
Собрание учителей первых классов по подготовке к уроку в формате клубного дня начинается с анализа просмотренных и посещенных праздников. У всех есть какие-то недочеты, недоработки. Но то, что сказали мне, совсем выходит за рамки моего понимания: «Не было ощущения, что вы прощаетесь с Азбукой. Не было ни малейшего намека на то, что начинается новый учебник. Да, весело, да, танцевали. Но праздника мы не увидели».
Интересно, по каким критериям и кто судит, праздник это был или нет? Я не приемлю эти спектакли, когда приходит Азбука и прощается с детьми. Эти стариковские праздники не для меня. Это несовременно и скучно.
Я уже много раз через подобное проходил, мне не так обидно. А вот моей молодой коллеге, которая первый год работает и которая сама, по сути, и создала сценарий этого праздника, обидно просто до безумия. И сидим мы с ней, чай пьем, и тут она говорит, что не хочет больше работать в школе. Не именно в этой, а вообще не хочет быть причастной к образованию. Слушаю и не верю своим ушам. Вот почему так происходит? Почему в нашей профессии нужно выживать?
22.03
Еще одно важное мероприятие. Урок технологии в формате клубного дня.
Концепция урока в формате клубного дня состоит в том, что ребенок в детском саду имеет возможность выбора того, чем он будет заниматься. Перед ним есть ассортимент занятий, которые ему предлагают воспитатели. А вот в школе учителя часто не дают такой возможности своим ученикам. Боятся. Боятся шума, боятся, что кто-то на уроке будет говорить, и вдруг будет какая-то ситуация, когда придется переворачивать весь ход урока. Поэтому выбор за ученика делает сам учитель. На свой вкус.
Чтобы не терять навык осознанного выбора, мы и решили провести урок технологии в формате клубного дня. Должно получиться интересно, но пугает количество детей и как все это осуществить.
Этот урок мы посвятили Международному дню кукольного театра.
Накануне мероприятия ребята сами выбрали, в какой сказке они бы хотели очутиться. Сформировались группы детей из разных классов.
Какие яркие и разнообразные куколки получились! Детскому восторгу не было предела. Они не просто сделали поделку, но и стали настоящими актерами и смогли поставить настоящий кукольный спектакль.
По окончании мастер-классов дети вновь вернулись в свой родной кабинет и там уже смогли поделиться с одноклассниками своими впечатлениями и эмоциями и даже придумать совершенно новую сказку с героями 6 сказок. Идеям не было конца! Весь день дети ходили со своими куколками и с удовольствием с ними играли.
29.03
…Жизнь измеряется не количеством сделанных вдохов и выдохов, а количеством тех моментов, когда от счастья захватывает дух.
Сегодня у меня было самое трогательное событие, которое только возможно.
Меня отправили на метапредметную диагностику для учителей за 7‑й класс. Но так как два года назад я ее уже проходил, то мне осталось лишь подтвердить результат и опубликовать его. Воспользовавшись свободным временем, я решил зайти в гости в свою прежнюю школу и увидеть свой 4‑й «Г» класс.
Встретила меня моя любимая коллега Елена Валентиновна, с которой мы все эти годы работали плечом к плечу: на продленке, на экзаменах. Самый чудесный и волшебный человек. Ее радушный прием погрузил меня в приятную ностальгию. Как это чудесно – пройти по родным этажам и коридорам, увидеть знакомые лица. Кто-то был рад меня видеть, кто-то помахал издалека, кто-то даже не подошел.
Мы с Еленой Валентиновной за несколькими чашками чая даже и не заметили, как прошел целый час. Мы спустились к моему старому кабинету. Я очень боялся зайти, увидеть их, своих четвероклассников. А что, если они не рады и не хотят меня видеть? Что, если они обижены?
И вот Елена Валентиновна открывает дверь и подталкивает меня внутрь… И вот я в классе. Немая сцена. Глаза, полные непонимания, недоумение на лицах. Тишина. И тут взрыв голосов: «Вячеслав Олегович пришел!»
И тут все мои страхи рассеялись. Вся толпа ринулась ко мне. Объятия, счастливые глаза, каждый рассказывал свои истории, тут же несли конфеты и другие угощения. Никто не хотел отпускать. Даже встали у двери и забаррикадировали ее. Собой!
Меня распирает от гордости за них. За каждого из них! Я вижу, какими они стали. Вижу себя в них. Взрослые, добрые, отзывчивые.
Они помнят!
Один мальчик, самый хулиганистый и задиристый, весь час стоял, обнимая меня. А потом заглянул в глаза и говорит: «Почему вы не приходили? Мы вас ждали, а вы не приходили… Но теперь вы здесь… Вы пришли, и стало все хорошо».
Они ждут…
Как потом рассказала учительница, они единственные из всех четвертых классов написали метапредметную диагностику выше уровня города, без двоек и только с одной тройкой.
Перед уходом они устроили коридор почета и проводили меня такими же крепкими объятиями.
Как сказала Софья Анатольевна, одна из Insta-учителей, я в них вложил все то, чем обладаю сам, но так редко показываю это другим.
Потом пришли мои же выпускницы, которые уже восьмиклассницы. Какие же они стали! Совсем взрослые. А ведь мы с ними через столько вместе прошли!
Я скучаю по ним! По всем! Люблю их всей душой, хотя никогда так не говорил. Но сейчас именно такие слова у меня на уме.
Хороший день!
После него у меня легкость на душе, спокойствие и тепло!
Было приятно увидеть знакомые лица и знать, что меня здесь ждут, уважают и ценят, как прежде.
Март заканчивается на очень приятной и мажорной ноте.
Апрель. Каникулы. И финишная прямая.
Начинается активная подготовка моих первоклассников к итоговым диагностикам в рамках ВСОКО. Мы с ними справимся не выше города, но уверен, что постараются все на 100 процентов.
На каникулах обязательно позанимаемся дополнительно, и все будет отлично.
8.04‑13.04
Каникулы начинаются с больничного листа. Организм дал сбой, температура 39,7. Придется переставить даты дополнительных занятий. Но обязательно в среду выйду и отзанимаюсь с теми детками, которые испытывают трудности.
Некоторые победы апреля:
1. Несмотря на болезнь, все-таки поучаствовал в любимых забегах на 5 км. И даже достиг неплохого результата. Всего на 3 минуты больше прошлогоднего.
2. Мой проект по самообразованию выбрали для представления на июньском педагогическом совете. Это действительно прорыв и достижение.
3. Меня назначили главным по сбору публикаций учителей для номера «Учительской газеты-Москва», посвященного ТиНАО.
Значит, не все так плохо, и я делаю что-то правильное и нужное.
***
Однажды мне сказали, что с моим талантом я бы многого добился. Почему я до сих пор не директор?
Я из тех, кто довольствуется тем, что «есть успехи, ну и ладно». Во всем, за что бы я ни брался, я дохожу до совершенства.
В единоборствах за два года добился синего пояса. В работе: два года, и я завкафедрой, еще два года, и вот я уже на конкурсе «Учитель года». Спустя еще два года – аттестованный заместитель директора.
Но я не хотел быть лучше, ехать дальше, прыгать выше. Я не из тех, кто будет переживать, что есть кто-то круче, и тем более доказывать, что я… как минимум хороший специалист.
Я не люблю соревноваться в мире диких гонок и скачек. Рано или поздно я дойду до финиша, перепрыгнув всех, кто был впереди.
Комментарии