Методическая служба Троицка совместно с Центром перспективных исследований и стратегических разработок МИРО провела исследование того, как введение проектной деятельности воспринимают учащиеся на разных ступенях образования.
Исследование проводили Татьяна Бирюкова (гимназия имени Н.В.Пушкова) и Татьяна Бусленко (школа №6). Проекты, разрабатываемые в этих образовательных учреждениях, отличаются разнообразием: одни проводят в рамках одного учебного предмета; другие предполагают использование знаний по двум и более предметам. Проект может быть дополнением к урочной деятельности, например, в школе №6 был реализован проект «Культура здоровья и здоровье культуре», или же выполняться на стыках областей знаний, выходя за рамки школьных предметов, как в гимназии имени Н.В.Пушкова, которая тесно сотрудничает с НИИ ИЗМИРАН. Как же относятся учащиеся к проектам в этих образовательных организациях: какие проекты предпочитают, как оценивают полезность работы в проектах, каково отношение родителей к проектной деятельности? В ходе исследования выяснилось, что учащиеся воспринимают проекты как значимую часть образовательного процесса, вне зависимости от возраста большинство учащихся говорят, что включение в проекты помогает им в выборе профессии. Для нас было важно выяснить: насколько проекты учащихся интегрированы в общеобразовательный процесс, насколько предметные знания нужны для проектной деятельности и насколько проектная деятельность формирует интерес и потребность знаний в предметных областях. Согласно результатам исследования 80 процентов учащихся считают, что для тех проектов, которые они реализовали в школе, необходимо хорошее знание школьных предметов. Что касается метапредметных результатов в проектной деятельности, то 80% учеников говорят, что в ходе проектной работы они поняли необходимость совершенствования своей деятельности, способов переработки и использования информации, развития своих компетенций. Интересен вопрос: должны ли быть проекты коллективными или индивидуальными? Существует гипотеза, что в начальной школе приоритет отдают совместной работе над проектами, а в старшей главное – создание учащимися личного проекта. Поэтому ученикам был задан вопрос «Какой проект из выполненных в этом году стал для тебя наиболее значимым: коллективный или индивидуальный?» Оказалось, что, несмотря на необходимость складывать свои индивидуальные портфолио, год от года для учащегося растет значимость проектов, имеющих коллективный характер.Введение ФГОС затрагивает всех участников образовательного процесса. На вопрос о включении родителей в проектную деятельность половина учащихся ответили «да» (50%), 95% обучающихся уверены в том, что родители окажут им поддержку при работе над проектом. Негативное отношение к своей исследовательской деятельности родителей учащиеся фиксируют крайне редко (3% ответили, что проект для их родителей пустая трата сил, 2% сказали, что родителей не интересует, чем они занимаются в проекте). Таким образом, исследование подтвердило, что при работе над проектами учащиеся ощущают поддержку родителей и заинтересованы в этой поддержке.На вопрос «Что вам дало участие в проекте?» ребята отвечали так: «Интерес к урокам» (4-й класс), «Умение не бояться публики, выступать на трибуне и огромное желание еще проявить себя!» (5-й класс), «Стимул развиваться дальше», «Опыт в работе с коллективом, осознание своей будущей профессии» (8-й класс); «Интересный опыт, желание изучать физику», «Научило работать в коллективе» (10-й класс).Мы связываем эти положительные оценки прежде всего с тем, что в образовательных учреждениях Троицка проекты учащиеся разрабатывают в тесной связи с направлениями развития образовательной организации и имеют заинтересованных социальных партнеров, что в свою очередь позволяет сделать вывод: грамотно и умело организованная проектная деятельность помогает решать задачи, стоящие перед современной школой.Ольга ВЛАСОВА, директор НМЦ Троицка (ТиНАО)
Комментарии