search
main
0

Что дает цифра: о цифровом контенте в образовании рассказали на лекции в РАО

Цифровизация общества касается сегодня всех его сфер. Образование также не осталось в стороне. В Российской академии образования напомнили о пути развития цифрового образовательного контента, рассказали о моделях его использования и перспективах развития.

Фото: сайт ТГУ

Людмила Босова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО в своей лекции «Цифровой образовательный контент для общего образования: модели использования и перспективы развития» отметила: все, что происходит сегодня в образовании, так или иначе связано с его цифровой трансформацией. Однако не цифра и технологии стоят в образовании во главе всего, а сам человек – ученик.

Цифровая трансформация образования – это масштабное и системное обновление целей и содержания обучения, инструментов, методов и организационных форм учебной работы в развивающейся цифровой среде, направленное на всестороннее развитие каждого ученика, формирование у него компетенций, необходимых для жизни в цифровом мире и деятельности в цифровой экономике. Самое важное, что цифровые инструменты дают учителю широкие возможности, избавляют его от рутинной работы – во всяком случае, видится такая перспектива. Это позволяет педагогу заниматься творчеством, – отметила Людмила Леонидовна.

Стратегическое направление развития цифровизации образования

В конце 2021 года на уровне правительства страны принято стратегическое направление, которое будет определять цифровую трансформацию образования. Это, в частности, внедрение искусственного интеллекта. Ожидается, что он станет цифровым помощником ученика, учителя и родителя. Это также такие технологии, как большие данные и внедрение в образование системы управления образовательной организацией, использование системы распределенного реестра (позволяет создавать цифровое портфолио ученика).

Важны также облачные технологии – на их основе создается библиотека цифрового образовательного контента. Речь – о современных образовательных материалах по всем предметам, с которыми предстоит работать. Сегодня наступила эра цифровой дидактики. Спикер отметила, что это прежние законы и закономерности, принципы, цели, содержание, формы, методы и средства обучения, но с учетом возможностей цифровых технологий.

Основа всего учебного процесса – цифровая образовательная среда. Она в той или иной форме и качестве есть в каждой образовательной организации, обеспечивает доступность, мобильность, адаптивность, гибкость, персонализацию, результативность. Все эти параметры могут быть развиты в разной мере, но к максимальному их достижению образование сегодня стремится. Цифровая среда предоставляет высококачественный учебный контент, удобные инструменты и безопасные образовательные платформы.

Цифровой образовательный контент

Цифровой образовательный контент в разных нормативных документах определяется как совокупность учебных материалов, распространяемых в электронном виде по специальным каналам, предназначенным для эксплуатации на цифровых устройствах, и ориентированных на реализацию технологий смешанного, электронного, мобильного, сетевого обучения. По своему составу цифровой контент представлен символьной информацией, визуальным и звуковым рядами. Визуальный ряд может быть как статическим, так и динамическим. Информация подается в разнообразных формах.

Фото: pexels.com

Цифровым контентом страна активно занимается более 20 лет. В 2001–2004 годах в школы поступили медиатеки (коробочки с дисками по всем предметам). Тогда этими материалами было непросто воспользоваться из-за малого числа компьютеров. Однако сами педагоги туда заглядывали, что-то выбирали.

В следующее пятилетие был взят курс на создание федеральных образовательных порталов, в школах стал появляться интернет, весь контент было решено передавать в школы по интернету. В это время были созданы мощные федеральные образовательные порталы (аналогичные были еще только в пяти странах) – такие, как единая коллекция образовательных ресурсов, или ВЦИОР. Например, во ВЦИОР, по словам Людмилы Босовой, были замечательные ресурсы по всем предметам. Существовала единственная проблема: надо было устанавливать специальный плеер для их просмотра.

Что касается единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, то ей педагоги пользовались буквально до последнего времени, пока не поменялись технологии. В ней содержались и иллюстрации, и текстовые документы, и гипертекстовые модули, анимации, видеоролики, интерактивные задания, инструменты учебной деятельности. Именно эта коллекция, как минимум на протяжении десятилетия, находилась, по словам спикера, на уровне и даже выше мировых стандартов. Среди ресурсов коллекции – методические рекомендации в режиме демонстрации, в режиме контроля, для мотивации и т.д.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Все меняется, и уже в 2011–2012 годах стало понятно, что нужны перемены. Была сделана попытка создать цифровой образовательный контент в русле деятельностного подхода, шел переход на ФГОС, которые сейчас снова обновляются. Тогда была создана теория электронного учебника, а также – прототипы таких пособий по каждому предмету с видеороликами, аудиозаписями, интерактивными моделями. Это новшество обходилось недешево, поэтому было оставлено «в загашнике». При этом теория электронного учебника в странах СНГ активно используется.

В итоге подошли к тому, что электронных образовательных ресурсов в школах стало достаточно много – федерального уровня, общедоступных, коммерческих, электронных приложений к учебникам, а также ресурсов регионального уровня с учетом региональной специфики, инициативные разработки учителей. В 2017–2020 годах был взят новый курс – на то, чтобы уроки от лучших учителей страны стали доступны во всех школах. Для этого создали Российскую электронную школу. Этот проект, с точки зрения Людмилы Леонидовны, неоднозначный: задумка была хорошей, но он оказался с недочетами (где-то дан неправильный ответ на интерактивное задание, например). Допущенные мелочи не позволяют широко использовать этот проект в учебном процессе. Однако фрагментарно этими ресурсами можно пользоваться.

Кроме того, был создан мощный региональный проект – Московская электронная школа. В настоящее время он вышел за пределы Москвы, используется по всей стране, распространяя лучший педагогический опыт. Но иногда ряд авторов «тянут к себе все, что плохо приколочено». Сама Людмила Босова как автор не очень на это обижается, считая, что хорошие материалы должны быть доступны ученикам по любым каналам.

Перспективы развития цифрового образовательного контента

Весь образовательный цифровой контент можно разделить на две категории: созданный профессиональными разработчиками и упакованный, не подлежащий исправлению, и тот, который создан самими учителями (его можно исправлять и дорабатывать). Вторая категория представляет контент не верифицированный, без гарантии отсутствия в нем ошибок, в том числе концептуальных. Спикер высказала желание получить такой контент, который создан профессионалами, но который при необходимости можно модифицировать. Это одна из идей очередного этапа разработки цифрового образовательного контента. В нем поставлена задача решения на новой технологической основе проблемы предоставления равного доступа к качественном верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам на всей территории РФ. Речь – об информационной системе «Моя школа». Ее ключевой частью станет библиотека цифрового образовательного контента по всем предметам. Учащиеся переходят на новые ФГОС, созданы основные образовательные программы и примерные рабочие программ по всем предметам. На основании примерных рабочих программ разработаны универсальные тематические классификаторы. Все эти документы можно найти на сайте Института стратегии развития образования. Классификаторы лежат в основе универсального тематического планирования.

Кроме того, разработаны цифровые опорные конспекты (ЦОК) – к настоящему времени есть конспекты для начальной и основной школы базового уровня, создаются ЦОК для старшей школы базового уровня и основной школы углубленного уровня. Также создана нормативная база для верификации контента. Существует федеральный перечень учебников, и точно так же создается перечень электронных образовательных ресурсов. При использовании учителем информации из этих ресурсов он может не сомневаться в их качестве – это не его зона ответственности. Они многократно проверены экспертами и рекомендуются для использования в учебном процессе. Библиотека цифрового образовательного контента создается по всем предметам и уровням общего образования. Материалы к каждому уроку могут быть двух типов: самостоятельные образовательные материалы (их менять нельзя) и составные образовательные ресурсы (набор самостоятельных материалов). Самостоятельные образовательные материалы многообразны – информационные, практические, контрольные, всего более 40 видов.

Фото: пресс-служба фестиваля «Наследники традиций 2022»

Большое внимание уделяется видеоконтенту. Это характерная черта нашего времени. С одной стороны, ни одна говорящая голова не может заменить живого учителя. Однако ситуации бывают разные, как и формы организации учебного процесса. Если ученик при просмотре видеоурока отвлекся, он может отмотать обратно и посмотреть его еще не раз. Точно так же ребенок может поступать и с учебником при выполнении домашнего задания: читать заданный параграф от начала до конца. Видеоуроки полезно сопровождать тестами, по которым станет понятно, насколько хорошо усвоена тема, чтобы затем делить детей на уроке на соответствующие группы: кому-то дать сразу задачи, а кому-то сначала пояснить материал. Видеоконтент не заменяет учителя, он применятся, чтобы использовать инновационные формы организации учебного процесса.

Что касается моделей цифрового контента, то это может быть не только «говорящая голова», но и видеоэкскурсия, демонстрация технологического приема, разбор решения задач, видеоролик другого педагога с остановками, своими комментариями. При использовании видеоматериалов необходимо организовать внимание ученика. Для этого спикер, в частности, предлагает воспользоваться приемом заполнения таблицы: «знаю», «хочу узнать», «узнал». Видеофрагменты особенно хороши для тех учеников, которые пропустили урок.

Среди современных форм обучения больше всего сегодня говорят о гибридной форме: когда часть учеников находятся на уроке, а часть – «в отпуске с родителями» и подключаются к уроку дистанционно. Важно организовать учебную деятельность тех и других. Это непросто. Полностью ознакомиться с лекцией Людмилы Босовой можно на странице РАО в социальной сети.

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало о том, как воспитывать и обучать студентов СПО так, чтобы выбранная ими профессия была в радость. О сути воспитательной деятельности в образовательных организациях СПО и особенностях ее организации рассказывал доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор Владимир Блинов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте