В активе Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования Москвы опыт пятилетней деятельности. О его роли в работе с детьми и молодежью столицы рассказывает методист Центра Алексей КРЕКОТНЕВ.
Программа и система
Сама жизнь заставляет нас повернуться лицом к патриотическому воспитанию. На сознание людей, особенно молодежи, сегодня влияют многие негативные явления социально-экономического и духовно-нравственного характера. Вместо традиционного российского патриотизма в обществе получили широкое распространение преклонение перед американскими, западными ценностями, эгоизм, стяжательство, индивидуализм, цинизм. На протяжении ряда лет наблюдается падение престижа военной службы. Однако в столице обстановка в известной степени стала меняться к лучшему. Этим переменам способствует активная работа столичного правительства, общественности по выполнению городской программы патриотического воспитания молодежи Москвы на 2002 – 2004 гг. Реализуя ее, Департамент образования и его подразделение – Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, окружные управления и учреждения образования вместе с районными управами, ветеранскими организациями при активной поддержке префектур административных округов выработали системный подход к организации дела.
В Москве сформировалась общегородская система организации патриотического воспитания молодежи. Четко определены приоритетные направления, цели и задачи. Главные из них: создание механизмов управления и координации действий на всех уровнях исполнительной власти и местного самоуправления; обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов; тесное взаимодействие с общественными организациями; усиление роли семьи в патриотическом воспитании детей; совершенствование нормативной правовой базы и повышение уровня работы со средствами массовой информации.
Анализ патриотического воспитания молодежи в Москве подсказывает ряд выводов. Значительную роль в работе по патриотическому воспитанию подростков и молодежи стали играть массовые мероприятия. Это празднование знаменательных, юбилейных дат отечественной истории, ежегодное проведение городских мероприятий «Края Москвы – края родные», «Служим Отечеству», «Вахта Памяти», «День города».
Важное место в воспитании подрастающего поколения занимает работа музеев, театров, клубов, центров досуга для детей и молодежи. Они стали традиционным местом проведения праздничных мероприятий с учащимися, призывниками.
Продолжается работа по созданию и открытию новых школьных музеев. Исключительно полезную работу проводят ветеранские организации, направляя своих заслуженных представителей для участия в уроках мужества, утренниках, торжественных линейках и других мероприятиях.
Опыт показывает, что проведение общегородских мероприятий, посвященных таким событиям, как День защитников Отечества, День Победы, День города, юбилеи событий, ставших днями воинской славы России, чествование юбиляров-учителей, ветеранов образования дает эмоциональный и интеллектуальный заряд, служит воспитанию чувства гордости за принадлежность к школе, району, городу, своей стране.
Проведение акций, посвященных юбилейным датам разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, Сталинградской и Курской битв снятия блокады Ленинграда и ряду других знаменательных дат позволили выработать общие принципы их организации. Они начинаются в образовательных учреждениях, продолжаются в управах, округах и перерастают в общегородские мероприятия.
К юбилею Победы
Ежегодно Департамент образования и его Центр военно-патриотического и гражданского воспитания в содружестве с ветеранскими организациями проводят мероприятия ко Дню Победы. В числе форм этой работы – слеты-переклички военно-патриотических клубов образовательных учреждений. Более 140 таких клубов в системе городского Департамента образования охватывают тысячи юношей и девушек. Стали традиционными и смотры школьных музеев. В 2003-2004 учебном году они работали почти в 730 образовательных учреждениях города. Половина из них – музеи боевой и трудовой славы. В школах и профессиональных училищах организуются тематические выставки, совместно с городским военкоматом проводятся весенние и осенние спартакиады допризывной молодежи.
Проводятся также и строевые смотры кадетских школ и школ-интернатов. К слову, в столице развивается система кадетских образовательных учреждений, действуют 12 кадетских школ и школ-интернатов, охватывающих около 3 тысяч детей.
Возродилась и ежегодно проводится военно-спортивная игра «Зарница-Орленок». Военно-патриотические клубы-победители городских соревнований успешно выступили на Всероссийских слетах в Волгограде в 2001 г. и в Новороссийске в 2002 г. Московские команды активно участвовали во Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта, посвященной 85-летию системы дополнительного (внешкольного) образования детей «Отчизны верные сыны». Соревнования продемонстрировали возросшее спортивное мастерство участников, их стремление заниматься военно-прикладными видами спорта.
Ряд образовательных учреждений ведет шефскую работу в госпиталях силовых структур и ветеранов войн. Особо хочется выделить инициативу учащихся лицея № 304 Юго-Восточного окружного управления образования по шефству над ветеранами Великой Отечественной войны, поддержанную Департаментом образования.
Широкий круг задач патриотического воспитания решается в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Эта работа проводится на уроках истории, литературы, при освоении раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ. Педагоги активно используют для воспитания юношества возможности очагов культуры, музеев столицы и в первую очередь – Центрального музея Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. на Поклонной горе, Центрального музея Вооруженных Сил РФ, Государственного музея обороны Москвы. Для организации экскурсий активно используются 150 школьных автобусов, подаренных московскому образованию мэром Москвы Ю.М. Лужковым.
Взаимодействие образовательных учреждений с военкоматами, Главным управлением ГО и ЧС, ГУВД, спортивными комитетами, общественными организациями, РОСТО позволяет придать патриотической и спортивной работе системный, плановый характер. В Москве в ней активно участвуют полторы сотни учреждений дополнительного образования.
Значительной активизации работы по патриотическому воспитанию молодых москвичей способствует подготовка к празднованию 60-летия Великой Победы. Проведен целый комплекс мероприятий, посвященных юбилеям разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, Сталинградской и Курской битв. Этим историческим датам посвящались конкурсы творческих работ под девизом «Памяти павших будем достойны! Вечная слава Героям!», городской смотр-конкурс музеев боевой и трудовой славы образовательных учреждений, научно-практическая конференция преподавательского актива образовательных учреждений, ученического актива старших классов и ветеранов Великой Отечественной войны совместно с Комитетом памяти маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Насыщен событиями был и месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества. В нем участвовали практически все учащиеся. Финалом месячника стали соревнования по военно-прикладным видам спорта и слет-перекличка военно-патриотических клубов.
Прошли мероприятия, посвященные победам Советской Армии в Великой Отечественной войне в 1944 г. Состоялся конкурс, посвященный 100-летнему юбилею прославленного летчика В.П. Чкалова. Его итогом стала экскурсионная поездка в Нижний Новгород и Чкаловск.
Проблемы и решения
В ходе подготовки к юбилею Великой Победы в каждом административном округе Москвы созданы и создаются Центры военно-патриотического и гражданского воспитания, разработано Положение о смотре-конкурсе на лучший школьный музей, первый этап которого начнется в новом 2004/2005 учебном году. Департамент образования, Центр военно-патриотического и гражданского воспитания стремятся целенаправленно поднимать эффективность работы с детьми и молодежью, но движение к цели продолжают тормозить недостатки и упущения в этой работе. Они связаны прежде всего с несовершенством нормативно-правовой базы патриотического воспитания. Недостаточны и координация деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных организаций, низок уровень профессиональной подготовки специалистов, особенно молодых, недостаточна сеть музеев боевой и трудовой славы, военно-патриотических клубов, слаба координация их работы.
Воспитанию молодежи наносит вред распространение через прессу, телевидение, радио, Интернет, наружную рекламу информации, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, вольная интерпретация исторических событий, связанных с ратными подвигами защитников России, а также тенденциозное их освещение без опоры на такие святые понятия, как любовь к Отечеству, долг и честь, доблесть и слава. С горечью можно констатировать, что многие СМИ не заинтересованы в достойном освещении мероприятий патриотической направленности.
Мы видим решение этих и многих других проблем в совершенствовании форм и методов патриотического воспитания. В год 60-й годовщины Великой Победы нужно активизировать все направления военно-патриотической работы, в том числе военно-историческую, морально-психологическую, военно-техническую и прикладную военно-физическую. Для этого в 2004/2005 учебном году запланированы городской смотр-конкурс музеев образовательных учреждений, исторический конкурс под девизом «Спасибо за жизнь». Важно также повысить ответственность окружных специалистов, ведающих военно-патриотическим воспитанием и преподаванием ОБЖ, за реализацию решений коллегии Департамента образования города, систематически обобщать и распространять опыт военно-патриотического воспитания, развивать учебно-материальную базу этой работы, способствовать повышению активности военно-патриотических клубов, числа музеев боевой и трудовой славы в образовательных учреждениях. В каждом образовательном учреждении надо создать воспитывающую среду с опорой на систему героико-патриотического воспитания, содействовать ветеранам Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил в проведении воспитательной работы с учащимися, организовать шефство образовательных учреждений над ветеранами войны и труда, госпиталями, пансионатами для ветеранов, над могилами и воинскими захоронениями.
Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города считает важнейшими задачами военно-патриотического воспитания формирование у учащихся качеств патриота, стремления достойно выполнять гражданский долг перед Отечеством.
Комментарии