Победа Московского городского психолого-педагогического университета в конкурсе инновационных вузов в рамках нацпроекта «Образование» вызвала немалое удивление у многих. Как же так, вопрошали удивленные ректоры российских вузов, чиновники и педагоги высших учебных заведений, из 267 претендентов на победу в лучших оказался региональный педагогический вуз, который составил конкуренцию ведущим вузам страны и даже обошел их на финишной конкурсной прямой, войдя в первую пятерку победителей. Ясность, почему это произошло, внес министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, заявивший, что была жесткая система отбора вузов в рамках конкурса, но «Московский городской психолого-педагогический университет представил очень интересную программу подготовки психологов для школ, а потому стал одним из победителей». И добавил: «Такая победа – знак качества вуза».
О программе «Формирование системы психологического образования в университете как базовом ресурсном центре практической психологии» наша газета рассказывала в одном из номеров очень подробно. Но ведь хорошо известно: мало придумать программу, нужно еще ее реализовать, прогнозируя возможные результаты. Поэтому мы сегодня предоставляем слово тем, кто непосредственно руководит работой над этой инновационной образовательной программой.
Елена ЗАДОРИНА, исполнительный директор программы, начальник управления координации и планирования НИР МГППУ, лауреат Премии Президента РФ в области образования, кандидат психологических наук:
– Основным условием реализации инновационной программы становится участие в этой работе всего коллектива вуза. Дело в том, что программа настолько масштабна и значительна, что ее не под силу выполнить какой-то группе. Именно поэтому сегодня над ней работают очень многие (если не все) факультеты и научные лаборатории университета, которые готовят учебно-методические материалы, необходимые для реализации программных задач: учебные программы для новых дисциплин (которые адресованы не только студентам, но и слушателям курсов повышения квалификации), учебные пособия, учебники, монографии, концепции и модели сайтов по различным направлениям психологической науки, модели ресурсных центров, учебные фильмы для преподавания новых учебных дисциплин. Параллельно идет закупка специализированного оборудования, необходимого для обеспечения реализации инновационной образовательной программы и ресурсных центров, создаваемых в ее рамках.
Все это работа очень сложная, но, как выяснилось, необходимая, так как все сотрудники университета приобретают при этом новый опыт проектного подхода к этой работе. По сути дела, нам предстоит создать новую методологию высшего психологического образования, разработать основы инновационной университетской педагогики, сформировать современные модели профессиональной деятельности психолога в различных видах социальной практики, создать систему психологического обеспечения образования и социальной сферы региона, ресурсное обеспечение психологической службы образования. То есть мы все работаем над глобальным инновационным проектом, который потребует внесения очень серьезных корректив в подготовку психологов прежде всего для системы образования. Не случайно в программе мы сами поставили перед своим университетом такие стратегические задачи, как формирование системы образовательных программ в области психологии, обеспечивающих подготовку психологов различных направлений на уровне современных международных стандартов; развитие междисциплинарных образовательных программ и научно-исследовательской кооперации университета с ведущими учреждениями, вузами, создание межотраслевого ресурсного центра фундаментальных и прикладных исследований в сфере психологических проблем современной социальной и экономической практики; разработка программ межведомственного взаимодействия (на примере столичного региона) для координации усилий психологов различных ведомств при решении проблем психологической помощи населению; создание современного информационного обеспечения системы психологического образования на основе новых информационных технологий и электронных средств.
При этом дело вовсе не в том, чтобы свести все к разработке той или иной программы. Перед нами стоит наисложнейшая задача создания инновационных моделей подготовки психологов. В своей заявке на конкурс вузовских инновационных программ мы, по сути дела, заявили о намерениях создать несколько инновационных моделей подготовки психологов. Сегодня идет работа над такими моделями, как «Практикум по возрастно-психологическому консультированию», «Профилактика и преодоление трудностей обучения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)», «Одаренные дети», «Дети с различными видами зависимости», «Дети с девиантным поведением», «Дети-сироты», «Дети с трудностями в обучении и развитии», «Ресурсный центр практической психологии образования», «Университетский округ как парк психологических технологий», над магистерской программой «Социальная психология» и российско-швейцарской магистерской программой «Психология развития».
В работе нашего университета равноправное значение придается изучению педагогики и психологии как взаимосвязанным и взаимонеобходимым наукам. Но мы смотрим еще шире, планируя создание таких междисциплинарных и межведомственных образовательных программ и модулей обучения, как специализация «Ювенальная юридическая психология», программа профессиональной переподготовки по защите прав детей, образовательная программа «Этнопсихология народов Востока», «Институт гуманитарных технологий» и система непрерывного образования студентов-инвалидов, программа обучения детей-мигрантов, «Ресурсный центр супервизии специалистов в области психологического консультирования населения», «Телефон доверия в современном мегаполисе», система подготовки специалистов в области психологии управления в чрезвычайных ситуациях, научно-практический проект «Экстремальная психология», научно-практический проект «Военная психология», образовательная программа по специальности «Социальная педагогика».
В наших планах – разработка и использование совершенно новых технологий психологического образования: «Психологический театр как форма развития креативности и профессионального артистизма психолога-практика», дистанционная программа «Бакалавр по психологии», «Программа постдипломного образования педагога-психолога», электронная библиотека университета (кстати, на базе нашего вуза создана городская фундаментальная психологическая библиотека – особая гордость университета, которая имеет четыре филиала в разных округах Москвы, ее фонды составляют более 180 тысяч единиц учебной и научной литературы, и сейчас мы создаем мощную электронную библиотеку).
Аркадий МАРГОЛИС, первый проректор МГППУ, лауреат Премии Президента РФ в области образования, кандидат психологических наук:
– Инновационная образовательная программа университета – это качественный скачок в развитии высшего психологического образования. Она позволит преодолеть разрыв между требованиями, предъявляемыми к профессионалу со стороны рынка труда и существующим сегодня уровнем подготовки специалиста-психолога.
Предлагая инновационную программу развития, мы, конечно, рассчитывали на множество самых интересных результатов от ее реализации, которые, по нашему мнению, приведут к формированию принципиально новой системы психологического университетского образования, станут базой для организации в университете качественно нового по содержанию и ресурсному обеспечению уровня профессиональной подготовки специалистов.
Мы убеждены, что создаваемые в рамках инновационной образовательной программы научный, информационный, технико-технологический и кадровый ресурсы сделают его действующим национальным ресурсным центром практической психологии, который создаст и освоит систему новых программ и технологий подготовки и повышения квалификации кадров практических психологов различных направлений и специальностей с учетом особенностей современного рынка труда. Ведь в рамках инновационной образовательной программы будет выполнено 37 крупных образовательных и научно-исследовательских проектов, в работе как партнеры, оказывающие финансовую или организационную поддержку, примут участие свыше 15 российских и зарубежных университетов, 10 научно-исследовательских институтов РАН и других академий, свыше 100 государственных организаций социальной сферы (образовательных, медицинских, учреждений социальной защиты).
Нам кажется важным то, что для системы образования РФ мы принципиально решим задачи психологического обеспечения образования страны, создадим дифференцированную систему психологической подготовки и психологического просвещения всех участников образовательного процесса. В частности, мы предложим варианты решения задач ресурсного обеспечения деятельности региональной службы практической психологии на межведомственной основе, предложим вариант городского ресурсного центра психологической службы образования как модельный образец регионального центра практической психологии, готовый для трансляции и внедрения в регионы РФ, продумаем условия для решения актуальных проблем социальной практики региона, включая проблемы социальной адаптации детей и взрослых в трудных жизненных обстоятельствах, проблемы психологического просвещения в городской среде и формирования психологической культуры населения в целом, подготовим уникальные учебные пособия по работе с детьми-инвалидами, с детьми-сиротами, одаренными детьми, девиантными детьми. Мы надеемся, что как результат нашей работы над программой в университете появятся новые специализации: «Этнопсихология», «Психология здоровья», «Клиническая психология младенческого, раннего и дошкольного возраста», «Психологическая реабилитация и коррекция», «Прикладная информатика в психологии», «Ювенальная юридическая психология», «Экстремальная психология», «Военная психология», «Консультативная психология», а также новые учебные дисциплины: «Нейробиологическая диагностика детей и подростков», «Профилактика и преодоление трудностей обучения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)», «Дети с различными видами зависимости», «Психологический театр как форма развития креативности и профессионального артистизма психолога-практика».
Комментарии