Учителей не хватает не только в России, но и в преуспевающих США. По данным статистики, в ближайшие десять лет в Америке не будет хватать от 2,2 до 2,5 миллиона учителей. И это несмотря на то, что количество педагогических учебных заведений растет, а значит, растет и количество новых учителей (в 1984 г. было 1287 институтов, в 1999 г. – 1354). Острая нехватка учителей уже поставила под угрозу начало учебного процесса в Нью-Йорке, где, по свидетельству местного управления по вопросам образования, на 1 миллион учащихся требуется 80000 учителей, а в сентябре школам не будет хватать около 8000 учителей, то есть каждого десятого. Еще более драматичная ситуация в округе Майами-Дэйд, где из 18000 рабочих мест для учителей пустуют 3000, или в графстве Брауард – 2000 из 13000. Отмечается, что особенно сфера образования будет нуждаться в учителях математики, естественных наук и специалистах по работе с детьми-инвалидами и с отклонениями в развитии. Называются несколько причин сложившейся ситуации. Это выход на пенсию старшего поколения учителей. Наши учителя тоже уходят на пенсию, но, думается, по несколько другой причине – быть работающим пенсионером по российскому законодательству чрезвычайно невыгодно. Следующей причиной, для нас, как это ни печально, неактуальной, явилось то, что заметно увеличилось количество учащихся в американских школах в результате заметного прироста населения в последние годы. Ну и, как водится, одна из основных причин сокращения учителей – нежелание молодежи работать в сфере, где уровень зарплаты более низкий по сравнению с другими секторами экономики. По данным Национальной федерации учителей США, начальная заработная плата преподавателя школы в Нью-Йорке – 31910 долларов в год. Сказать, что начальная заработная плата за год российского учителя около 200 долларов – это ничего не сказать. Боюсь, американский молодой учитель решит, что это недельная оплата труда, и сочувственно похлопает российского коллегу по спине – мол, крепись. Но тем не менее на тридцатитысячную зарплату молодые американцы не идут. И, естественно, власти ищут тех, кто пойдет. В срочном порядке нанимают учителей из Италии, Испании, Барбадоса, Ямайки и Австрии, собираются нанимать из Греции и Мексики, отправились эмиссары на Филиппины, где местные университеты выпускают слишком много специалистов в области дефектологии. Не обошлось и без россиян, но к ним американцы оказались чрезвычайно строги: в 2000 году из 200 претендентов отобрали только 11, в этом году, может быть, отберут больше (необходимы знание предмета, стаж не менее 3 лет, сдача TOEFL c 550 баллами и оплата услуг по трудоустройству – 2500 долларов). Надо отметить, что уровень самих американских педагогов чрезвычайно низкий: так, исследования в рамках программы TIMSS показали, что на уроках полностью отсутствуют математические рассуждения и, как следствие, только 50% преподавателей математики смогли выполнить действие 1 3/4 : 1/2, а более 90% сочли верным утверждение, что с увеличением периметра прямоугольника возрастает его площадь. Специалисты связывают это с повсеместным применением тестовых технологий. На таком фоне наш учитель со знаниями американского профессора и от нищеты и голода готовый работать за 10% будет, конечно же, вне конкуренции. Американцы, наверное, справятся со своими проблемами, уже, как у них водится, объявлена национальная кампания помощи общеобразовательным учреждениям, выделено 6 миллионов долларов, создается единая сеть педагогических вузов, отдел кадров работает по всему миру. Другое дело, наше российское образование. Куда направится молодой учитель, поедет ли в российскую сельскую глубинку внедрять тестовые технологии? Ведь объявленное двукратное повышение зарплаты учителям – это всего лишь 400 долларов в год. Может быть, запретить изучение английского на территории нашей Родины?
Юрий ГОРЮХИН
Комментарии