search
main
0

Чтение с увлечением. Рассуждаем о судьбе

​Слова Дени Дидро о том, что человечество перестает думать, когда перестает читать, не утратили своей актуальности и в наш цифровой век. Родители, как и прежде, стараются приучить детей к чтению, но требования к устной речи значительно снизились, даже в мультфильмах герои разговаривают отрывочными предложениями.

Тем не менее в конце учебного года учащимся дается список книг, которые необходимо прочитать за лето.Как же родителям сделать так, чтобы чтение приносило ребенку удовольствие, чтобы знакомство с книгой было интересным и приятным?В психологии есть такой закон: произвольное внимание, вошедшее в привычку, становится непроизвольным. Сначала взрослый привлекает внимание ребенка к книге с помощью иллюстраций, затем выразительным чтением, потом беседой, и если это входит в привычку ребенка, то в дальнейшем он уже сам начинает интересоваться книгой.Исследования показывают, что развивает и поддерживает интерес ребенка к чтению тот родитель, который не только читает сам, но и умеет задавать вопросы по поводу прочитанного.Вопрос складывается из известной и неизвестной информации. Например, при обсуждении рассказа Н.Н.Носова «Мишкина каша» задается вопрос: «Почему же ребятам так и не удалось сварить кашу?» Читателю известно, что крупа разварилась и не только вылезла из кастрюли, но и пришлось заполнить ею все тарелки. Чтобы ответить на дополнительный вопрос «Чего же не хватило?», нужно прочитать описание дальнейших событий и прийти к выводу: для большого количества крупы нужно много воды, иначе каша подгорит.Вопросы, которые возникают при столкновении прежних и новых знаний, – это «почему?» и «зачем?».Например, при чтении отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»:Однажды в студеную зимнюю поруЯ из леса вышел,Был сильный мороз…читатель знает, что если стоит местоимение «я», то действующим лицом является автор. Тогда возникает вопрос: что автор делал в лесу «в студеную зимнюю пору»? Можно ли догадаться по этому отрывку, кем является автор? Рассуждаем вместе: в зимнюю пору в лес ходили на охоту дворяне, поэтому можно сделать вывод о том, что автор – барин.По мере взросления ребенка появляется новый вид вопросов, который выходит за рамки восприятия информации – «можно ли это доказать?». Например, рассказ Р.Брэдбери «4510 по Фаренгейту», в котором фантаст рассуждает вместе с читателем о судьбе книг.Интерес к чтению поддерживается и воображением. Чтобы пробудить воображение ребенка, взрослый предлагает по названию книги, по иллюстрациям догадаться о событиях или явлениях, которые в ней могут быть описаны.Не стоит противопоставлять чтение компьютеру. Информационные технологии лучше рассматривать как помощников в поддержании читательского интереса – в социальных сетях можно подписаться на новости книжных издательств, поучаствовать в обсуждении на тематических форумах. Если взрослые смогут сформировать у ребенка понимание того, что виртуальный мир – это способ получения информации, а не замена окружающей действительности, тогда интерес к чтению не будет противопоставляться компьютерным технологиям.И тогда начинающий читатель без труда сможет ответить, какую книгу он спасет первой, если вдруг на планету Земля проберется Черная клякса, которая захочет уничтожить все книги.Галина ПРОХОРОВА, методист отдела методической и инновационной деятельности Городского психолого-педагогического центра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте