search
main
0

Чтение против эфира

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет». Именно язык, а не территория, не материальные ресурсы и даже не достижения искусства. А выдающийся русский и польский ученый Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ еще в начале ХХ века утверждал, что в проблеме изучения языка и воспитания подрастающего поколения «реальной величиной» является не язык в отвлечении от человека, а только «человек как носитель языкового мышления».

В наш техникум приходят в большинстве своем сельские дети. Далеко не из богатых и не всегда благополучных семей. Более того, как правило, это ребята, на которых учителя в школах давно махнули рукой. Они стеснительны, зажаты, часто не уверены в себе. Им трудно поначалу общаться с другими людьми, особенно с теми, кто старше по возрасту, раскрыть себя, свое внутреннее содержание. И с ними нелегко разговаривать. Когда 21 год назад я пришла сюда из школы, была потрясена. Рассказываю про какую-нибудь книгу – у них глаза горят, а вопрос задала – они головы опускают. Проверила технику чтения – оказался уровень третьего класса. Они просто не умеют говорить! То есть как-то умеют, но, подавленные «величием» очага культуры и образования, понимают, что говорят не то и не так. Трудно ожидать культуры речи, если люди не читали классиков русской литературы. Но первым делом я их учу не читать, а говорить, выражать свои мысли, пускай пока плохо, косноязычно. Культура речи придет вместе с общей культурой. Я веду их в музеи, в театр, и мир перестает быть для них серым, плоским. Манера поведения, речь зависят от конкретной ситуации общения, от отношений, в частности, между преподавателями и студентами. И очень важно (во всяком случае для наших детей), чтобы эта манера была теплой, дружеской.

Поэтому для нас важно, чтобы ребята изучали не только русский язык и литературу. Мы ввели для них такие курсы, как «Культура речи», «Культурология». В настоящее время человек любой профессии, в том числе и агроном, и ветеринар, и механик, и электрик, должен хорошо, правильно, эффективно говорить, для чего необходимо знать структурно-системное устройство языка, заложенного на подсознательный уровень. Основная цель курса культуры речи – научение творческому отношению к речи, умению хорошо, правильно и эффективно вести разного рода диалоги и публичные выступления. И все же сначала люди должны захотеть говорить, а это зависит от оценки их другими, от самооценки. У нас есть дискуссионный клуб «Мнение». Ребята спорят обо всем, сами предлагают темы. Они учатся думать, принимать решения, вырабатывать и формулировать собственное мнение. Они начинают понимать, что для культуры речи им не хватает образования. Приятно, что постепенно, не сразу, но дети начинают ценить книгу – наша библиотека никогда не пустует. Когда студенты начинают читать не потому, что надо, иначе получишь плохую отметку (они еще в школе перестали этого бояться), а просто потому, что интересно погрузиться в мир удивительной русской речи, познавательно черпать из нее мудрость, слушать ее музыку, наслаждаться ее красотой, они и говорить начинают иначе. До них доходит, что человек, который владеет русским языком, не только говорит, но и мыслит свободно.

Весьма деликатная тема – «крепкие слова», к которым большинство нынешних детей привыкают с детства. Хуже того – мат становится привычным не только в общении, но и на телевидении, радио. Трудно бороться с таким сильным противником, как эфир. Странно, что радиостанции и телевизионные студии принимают на работу дикторов с явными дефектами речи. Ощущение, что кандидаты в депутаты и вожди всяческих партий объявили бой нашему многострадальному языку. «Победить» их можно только одним способом – повышением общей культуры человека.

Галина ПЯТКОВА, заслуженный учитель РФ, преподаватель русского языка и литературы Омского

сельскохозяйственного техникума

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте