search
main
0

Чтение – лучшее воспитание интеллигентного человека

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека». Так считал Виссарион Белинский, и сегодня трудно с ним не согласиться.

Чтение как часть досуга человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего потому, что у него на чтение меньше времени. В конце XIX века не было альтернативы книге. Поэтому романы были толстыми, детальными. Сегодня предпочтительнее короткие романы, поскольку можно прочитать их быстрее. Однако, несмотря на это, книга – это больше, чем просто проведение времени, это Вселенная. Книга вечна. Она часть творческого потенциала, дарованного нам космосом, это будет передаваться из поколения в поколение. Чтение книг стоит над временем и остается связующим звеном между поколениями. Литература продолжает быть универсальной ценностью. Если история прекрасно написана, созвучна сердцам многих людей, то не важно, когда она написана: в XIX веке или сегодня. Когда читаешь книгу, чувствуешь себя привидением. Ты словно переносишься в другой мир, живешь там вместе с его героями, и этот процесс невидимого присутствия читателя в мире, выдуманном писателем, очень глубокий, таинственный, интимный. Возможно, это самое главное, что до сих пор присуще литературе.

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Приобщение детей к чтению в детском саду – это обучение их умению слушать и постигать текст, помочь ему стать грамотным читателем.

В детском саду мы часто читаем сказки, так как они лучше всего формируют нравственный багаж ребенка. Ирина Токмакова не зря так говорила о сказках: «У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота». Кроме сказок, мы ежедневно читаем детям рассказы, стихи, предлагаем самостоятельно рассматривать книги, проводим организованные занятия и предоставляем возможность воспитателю свободно общаться с детьми, используя для этого художественную литературу. При этом, конечно, очень важны отбор произведений, объединение их по жанровой принадлежности, чередование рассказов, сказок и стихотворений. У нас в садике все происходит по такому сценарию: одна неделя – чтение народных и авторских сказок, постановка различных произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных изданий сказок; вторая неделя – чтение стихотворений; третья – чтение рассказов и повестей и рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям; четвертая неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).

После того как книжка прочитана, а внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней, меняя в зависимости от возраста рассматривание художественных иллюстраций. Если в первой и второй младших группах различные приемы рассматривания нужны для того, чтобы ребенок смог узнавать персонажей и различные вещи, то в старшей группе ребенка подводят уже к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур, а в подготовительной к школе группе – к сравнению иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому же произведению. Главное при этом – вызвать детей на разговор, научить детей отношению к книге как к величайшей ценности, обучить их, как правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Очень важны организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. При этом воспитатель может работать с каждым членом группы раннего возраста индивидуально или в группе по 2-6 человек, деля ее на две подгруппы, в средней и старшей занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель, который несколькими вводными словами должен возбудить интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, выражать интонацией свое отношение к тому, о чем он читает. Выразительное чтение воспитателя – способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развивать и совершенствовать его чувства. Выразительное, с соблюдением всех норм орфоэпии чтение художественного произведения – воспитание культуры чтения.

Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые». Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли» литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д.Б.Пристли), который полезнее усваивать с детства. Ведь детская литература не только запечатлевает движения детской души, но и формирует их, пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления. Можно только представить, как встрепенется детская душа от боли и сострадания к несчастному герою стихотворения Марии Моравской «Покинутый»:

Ах, осень бесприютная!

Катится речка мутная,

Плюются облака…

Ах, тяжкая годинушка,

Ах, горькая судьбинушка

Для дачного щенка!

Все кустики измочены,

Все дачи заколочены,

Куда я ни взгляну…

И вот сижу на мостике

С росинками на хвостике

И вою на луну: у-у-у!

Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками». Конечно, очень важно, чтобы и родители были заинтересованы в приобщении детей к чтению, поэтому мы проводим для них консультации по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия, привлекаем их к проведению литературных викторин, праздников, выставок, информируем о том, какие книги читаем детям на занятиях в ДОУ, проводим открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.

Чтобы вести всю эту работу, конечно, нужно, чтобы была библиотека ДОУ, а в ней – возрастной библиотечный фонд художественной литературы, портретный фонд детских писателей, грамматические словари для воспитателей. Хорошо, когда есть групповые книжные уголки, книги в которых богато иллюстрированы, в хорошем состоянии, причем дети могут свободно брать их для ознакомления по своему желанию и вкусу, а затем обязательно ставят на место. Интерес детей к этим книгам должен поддерживаться постоянным обновлением книжного уголка.

В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней групп сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей; в старших группах к починке книг привлекаются и дети.

В книжных уголках нужно периодически устаивать тематические книжные выставки (например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре» и так далее), экспозиции иллюстраций известных детских художников-иллюстраторов. Тогда уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов; с помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Пришвин, С.Я.Маршак, С.В.Михалков, начиная со средней группы участвуют в коротких, но содержательных беседах о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы. В книжные уголки часто помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения с книгами группового книжного уголка дети усваивают такие слова, как «переплет», «обложка», «страница», а немного позже – «корешок».

Валентина ТАТАРОВА, старший воспитатель детского сада №343

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте