search
main
0

Чтение – лучшее воспитание

В детском саду на первом этапе работы в образовательной области «Чтение и художественная литература» первоочередной необходимостью является создание предметно-развивающей среды в группах. Особое внимание следует обратить на состояние книжных уголков. 1. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы девочек и мальчиков. Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.

Елена ХАЙЛОВА, кандидат педагогических наук,педагог-организатор детского сада №557:

В круг детского чтения всех возрастов должны входить сказки. В гендерном воспитании самоценность в сказках представляют воплощенные через изображение героев идеи гендерного равенства. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

2. Как показывают результаты изучения читательских предпочтений детей от пяти лет, больше всего им нравятся сюжеты, где взаимодействуют герои противоположного пола. Чтение с последующим обсуждением произведений разных родов литературы, в которых есть образцы взаимоотношений героев противоположного пола, должно стать обязательным в образовательной области «Чтение художественной литературы».

При общении с девочками и мальчиками необходимо создавать условия для активизации речи всех детей группы, поскольку наблюдения за детьми в процессе разговора или обсуждения показали, что девочки опережают мальчиков в ответах, тем самым не давая им возможность высказаться, рассказать и т. п. На основании специально разработанной методики педагоги Ресурсного центра на общих занятиях, проводимых со всей группой, при ответах детей вначале или после чтения определяют последовательность, например, сначала рассказывают девочки, потом – мальчики.

Беседа или разговор, проводимые педагогом с детьми в книжном уголке, могут стать одной из форм проведения непосредственно образовательной деятельности, которая организуется до или после чтения произведений художественной литературы.

3. В начале старшего дошкольного возраста у многих мальчиков и девочек еще сохраняется привычка играть только с детьми своего пола. Существующая проблема подводит педагогов к необходимости создавать специальные условия, чтобы мальчики и девочки дружили друг с другом. Так, при формировании книжных уголков должны учитываться интересы и предпочтения всех детей группы. Если, например, мальчики интересуются подъемным краном и другой техникой, следует удовлетворить их потребность в чтении художественных произведений, в которых говорится о каком-либо виде транспорта.

4. При создании предметно-развивающей среды в группах одним из важнейших условий должно стать наполнение уголка по театрализованной деятельности. По мнению психологов, опыт участия детей в инсценировках по мотивам художественных произведений имеет огромное значение для их речевого, когнитивного, эмоционального развития.

5. По наблюдениям педагогов и психологов, нынешних мальчиков сложнее приобщить к чтению, нежели девочек.

Детская приключенческая литература является своего рода игрой в путешественников, пиратов, мореплавателей и других кумиров мальчишек, актуальных для того исторического периода, во время которого или на историческом фоне которого сочинялось произведение. Авторы приключенческой детской литературы, создаваемой специально для детей, психологически точно отвечая нравственно-эстетическим и познавательным потребностям маленьких читателей, придумывали динамичный, непредсказуемый, полный загадок сюжет, создавали персонажей героического или профессионального характера – экспериментаторов, путешественников, исследователей.

Н.А.Короткова считает, что именно большие художественные тексты-повествования должны составить существенную часть круга чтения старших дошкольников, так как они становятся привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину.

В дальнейшей работе Ресурсного центра «Девочки и мальчики» планируется продолжать создавать условия для различных форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми: придумывать игровые задания, сочинять сказки, участвовать в создании игровых макетов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте