Внеучебная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно новому базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеучебную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны такие виды внеучебной деятельности: – игровая деятельность;
– познавательная деятельность;
– проблемно-ценностное общение;
– досугово-развлекательная деятельность (до-суговое общение);
– художественное творчество;
– социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
– трудовая (производственная) деятельность;
– спортивно-оздоровительная деятельность;
– туристско-краеведческая деятельность.
Каждый вид деятельности имеет свой собственный предмет, обладает собственным уникальным, ничем не заменимым потенциалом для развития личности юного человека. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены не виды, а основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Таким образом, направления вне-учебной деятельности целесообразно рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на этих видах деятельности.
При организации внеучебной деятельности школьников крайне важно ориентироваться на воспитательные результаты этой деятельности. Результат – то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Воспитательные результаты делятся на три уровня.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социального знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения этого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Переход с одного уровня воспитательных результатов на другой сопровождается расширением и усложнением сферы детско-взрослого взаимодействия.
Воспитание «нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» выступает важной структурной единицей нового стандарта общего образования. В
этой связи актуальным становится использование метода проектов в работе с учащимися.
Проект «Сочиняем сказки» как форма реализации ФГОС
Тип проекта: творческий.
Срок работы: 2 – 3 месяца.
Проблема: магическое влечение детей к сказкам.
Цели: сочинить авторские сказки, записать их и оформить книжки.
Объект исследования: литературные сказки разных писателей.
Задачи:
• изучить авторские сказки;
• научиться писать о них отзывы;
• сочинить сказки самим, записать их;
• оформить книжки.
План работы над проектом 1-й уровень воспитательных результатов: «Приобретение школьником социальных знаний»
• Разбиться на группы, определить задачи проекта.
• Учащимся разных групп подобрать литературу и прочитать сказки разных авторов. (Например, 1-й группе – произведения Ш.Перро; 2-й группе – В.Гауфа; 3-й группе – братьев Гримм; 4-й группе – Г.Х.Андерсена.).
• Написать отзывы о прочитанном по плану.
Отзыв
1. Вступление
Представить книгу: название, автор. (Эта книга меня заинтересовала, запомнилась, в моей памяти, глубоко взволновала, самая любимая и интересная… )
2. Основная часть
• Тема и основная мысль произведения: о дружбе, о войне, о школьной жизни, о приключениях. (Книга посвящена теме…; эта книга о…).
• Где и когда происходят события. (Действие происходит… Автор описывает, показывает, рисует, рассказывает, знакомит… )
• Краткое содержание.
• Кто из героев понравился? Почему?
• Что запомнилось и понравилось?
• Недостатки, недочеты произведения (если есть).
3. Заключение
• Свое мнение о произведении.
• Чему учит это произведение?
4. Создать иллюстрации к изученным произведениям
5. Продемонстрировать и обсудить результаты деятельности с учащимися других групп
6. Составить план сочинения сказки для самостоятельного творчества
2- й уровень воспитательных результатов: «Формирование ценностного отношения к социальной реальности»
• Самостоятельно сочинить сказки по группам.
• Оформить и проиллюстрировать придуманные произведения.
3- й уровень воспитательных результатов: «Получение опыта общественного действия»
• Провести презентацию своих творческих работ, оформить выставку.
• Подвести итоги своей работы (рефлексия).
В предложенном проекте представлены все три уровня преимущественных образовательных форм достижения воспитательных результатов во вне-учебной деятельности школьников.
Привитие интереса к чтению у младших школьников
Любой школьный предмет, кроме литературы, дает ученику готовые знания, которые он должен усвоить, запомнить и в нужный момент применить. В процессе изучения литературы ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только через сопереживание ребенок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путем приумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было, и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.
Литературное чтение обеспечивает детям общение с самыми разными, непременно чем-то особенными, замечательными людьми через созданное ими художественное произведение. На таких уроках ребенок приобретает способность как можно более полноценно осваивать художественную речь писателя,
обращенную к нему, учится понимать, о чем, что и как ему говорит автор. Постепенно в ребенке пробуждается интерес и внимание к собеседнику-рассказчику и к себе как слушателю. Прислушиваясь к себе, он пытается ответить на вопросы:
• Понимаю ли я автора?
• Трудно мне или легко читать его произведение?
• Нравится оно мне или нет?
• Весело мне или грустно, когда я читаю?
• Что бы сделал я в подобной ситуации?
Изучаемое произведение чаще не рассматривается ребенком как нечто созвучное настоящей и будущей его жизни, его внутреннему «я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей извне («велели»). Как говорит известный критик и философ И.Каря-кин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает свое… пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем».
Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.
Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребенок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребенка, заставит задуматься о чем-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребенка как открытие чего-то нового лично для него. В.Сухомлинский пишет: «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным».
Поэтому проблема пробуждения и развития ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение. Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА. Начало этой системы -в семье. Прежде всего ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в XVI веке были написаны строчки: «Ребенокучится тому, что видит у себя в дому, – родители пример ему». И если родители люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребенка к книге. Как они это могут сделать? Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.
Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников, программы все же несовершенны. Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребенку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребенка, а не на его индивидуальное развитие. Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.
В возрасте 7-9 лет идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего герои действия.
Для детей младшего школьного возраста необходимы произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребенка необходима: из удивления рождаются интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы убить у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще. Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?
Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, -большая ценность для начальной школы. О важности для ребенка способности чувствовать, переживать писалось не раз.
Вспомним известные слова В.Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно «больше чувствовали»: «Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время».
Другая особенность читателей младшего школьного возраста – отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом наивного реализма. Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному, в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: «А это на самом деле было?»
Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребенок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
Младшим школьникам свойственен так называемый эффект присутствия, означающий способность ребенка жить в образе.
Еще одна особенность читателя младшего возраста – отсутствие реакции на художественную форму.
Все эти качества восприятия младших школьников и станут для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит, и к уроку чтения. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении. В.Су-хомлинский писал: «Школьный материал не может волновать каждым разделом… Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным».
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на все новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЕТСЯ вызвать у читателе лей ТАКИЕ мысли и чувства.
Использование метода театрализации (игры) в процессе чтения
Главная наша задача – сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками, способами самостоятельной работы с текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Чтобы воспитать такого читателя, мы стремимся:
• развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
• воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
• сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;
• обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;
• научить работать с книгой. Чему же можно научить детей, читая с ними книги?
• Не быть безразличными -ведь безразличный человек никого не защитит, ничего не создаст.
• Научить замечать прекрасное, например, окружающую природу, ведь она в литературных произведениях не фон, а действующее лицо, то, что нас окружает, а мы часто этого не замечаем.
• Надо научить внимательности, поскольку, внимательно читая произведения, человек вырастет внимательным и к людям.
Большую роль в работе по привитию любви к книге в первом классе оказало посещение библиотек. Совершив увлекательное путешествие в Дом-музей К.И.Чуковского в Переделкино, дети сочинили эти строки: Решено! Идем туда, Где читать научат без труда, Там, где книжки отдыхают, По своим читателям скучают. Итак, посещение библиотеки, прочтение любимых детских сказок помогали понять, кто из героев положительный, а кто отрицательный. В ходе борьбы добра со злом, пусть даже неосознанно, дети встают на сторону добра, а значит, и сами становятся добрее.
А тем временем дети изучили все буквы, пришла пора прощаться с любимой азбукой. Сколько стихов собрали ребята о буквах алфавита, о том, как полюбили книги! Из собранных материалов составили сценарий, выучили, отрепетировали и, не нарушая традиции школы, пригласили всех на праздник «До свидания, азбука».
Нас научила азбука читать, Слова на слоги разделять, Открыла тайны многих книг, К ней любой из нас привык. Мы читаем сказки и другие произведения художественной литературы, пробуем вместе с книжкой и игрушкой первые ролевые игры. Это и русская народная сказка «Колобок», и литературные произведения Сутеева «Ну что тут скажешь», «Новогодняя сказка» О.Емельяновой, в которой даже сказочные герои читают и пишут письма.
Ребята читают с увлечением и большим интересом. Здесь оттачивается язык, запоминаются фразы, сказанные героями, которыми впоследствии дети начинают пользоваться сами. Кроме того, они учатся выразительному чтению, самовыражению, идет тренировка памяти, дети овладевают актерским мастерством.
Для детей, повзрослевших на один год, мы усложняем тематику книг для чтения, расширяем кругозор, обогащаем словарный запас. В основе выступает познавательный интерес как ценнейший мотив всей нашей деятельности.
Литературный час к Дню Конституции «Я право имею» ставит детям задачу узнать свои права и обязанности. Сам час -маленькая точка в конце всей работы. А что ему предшествовало? Мы перечитали несколько произведений: А.Усачев, «Приключения зеленого человечка», Н.Носов, «Незнайка в Солнечном городе», А.Н.Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Ш.Перро, «Золушка», ознакомились с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка 1989 года, нашли в энциклопедической и справочной литературе значения таких слов, как «закон», «право», составили вопросы к викторине.
Права в сказках
1. В каких из этих сказок и кто из героев нарушает право на неприкосновенность жилища, то есть заходит в чужой дом без разрешения?
• «Три медведя» (Маша).
• «Гуси-лебеди».
• «Заюшкина избушка» (Лиса).
2. Кто нарушает в этих сказках право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
• Ш.Перро, «Красная Шапочка» (Волк).
• Ш. Перро, «Кот в сапогах».
(Кот.)
• «Колобок» (Лиса).
3. В каких из трех сказок не нарушено право на имя?
• К.Чуковский, «Мойдо-
дыр».
• А.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
• «Маша и медведь».
4. В каких сказках соблюдается право на охрану здоровья?
• К.Чуковский, «Доктор Айболит».
• «Лисичка-сестричка и Серый волк».
• «Петушок и бобовое зернышко».
5. Кто нарушает право наличную неприкосновенность в этих сказках?
• К.К.Андерсен, «Дюймовочка» (Жаба).
• В. Гаршин, «Серая шейка» (Лиса).
• К.Чуковский, «Таракани-ще» (Таракан).
6. Какие герои сказок воспользовались правом на свободное передвижение и выбор местожительства, которое означает, что взрослый человек сам решает, куда он поедет и где будет жить?
• В. Гаршин, «Лягушка-путешественница» (Лягушка)
• «Колобок» (Колобок).
• С.Лагерлеф, «Путешествие Нильса с дикими гусями» (Нильс, Мартин).
7. Какие герои сказок воспользовались правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?
• К.К.Андерсен, «Дюймовочка» (героиня улетела).
• К.Чуковский, «Федорино горе» (посуда).
• Братья Гримм, «Бременс-кие музыканты» (осел, пес, кот и петух).
8. В каких сказках нарушено право человека владеть своим имуществом?
• А.Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Бурати-но» (Лиса и Кот обманом отобрали у Буратино золотые монеты).
• «Заюшкина избушка» (Лиса завладела домиком зайца).
• «Муха-цокотуха».
9. Существует право на свободу мирных собраний, то есть можно собираться большими группами с мирными намерениями. Кто из героев этих сказок воспользовался этим правом?
• «Myxa-цокотуха» (собрала гостей на именины).
• Братья Гримм, «Бременс-кие музыканты» (создали музыкальный коллектив).
• «У Солнышка в гостях» (все герои, которые пошли вместе будить Солнышко).
10. В каких сказках не нарушается право человека на труд, свободный выбор работы?
• Ш.Перро, «Золушка».
• В.Сутеев, «Разные колеса».
• «Хаврошечка».
11. В какой из сказок подтверждается право на справедливое вознаграждение труда?
• «Морозко».
• Братья Гримм, «Госпожа Метелица».
• Ш.Перро, «Золушка» (героиня за труд не покладая рук награждается феей поездкой во
дворец).
12. У кого из сказочных героев нарушено право на отдых, досуг, развлечения, игры?
• «Золушка».
• «Мойдодыр».
13. Каждый человек имеет право пользоваться научно-техническими достижениями. Кто из героев сказок воспользовался этим правом?
• «Репка».
• «По щучьему велению» (Емеля ездил на печке).
• «Баба-яга» (летает на ступе).
14. Каждый ребенок имеет право жить в своей семье, никто не может разлучить его с родителями. В каких сказках и кто нарушает этот закон?
• А.Милн, «Винни-Пух и все-все-все» (Винни-Пух и Пятачок похищают крошку Ру у Кенги).
• «Гуси-лебеди» (Баба-яга похищает мальчика).
После этого мы подготовили сценарий, обыграли его и показали другим классам:
Баба-яга (1): Кажется, попали, куда надо! Яга, видишь, как много детей. Мы их похитим и продадим.
Баба-яга (2): Правильно, Бармалею в Африку или Змею Горынычу на съедение. Ух, сколько мы денег заработаем! Всю жизнь будем есть бананы и шоколад.
Знайка: Слышите, ребята, что они хотят сделать – вас похитить и продать. Они хитрые – могут вас уговорить, предлагая сладости или прося помочь кому-нибудь.
Незнайка: А что же делать?
Знайка: На угощение, предлагаемое незнакомым человеком, лучше не смотреть. А если пытаются увести силой – кричать во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека!» Похитителями могут быть не только разбойники, но и приличные люди, милые дамы. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
Баба-яга (1): Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте со мной, у меня целый магазин сладостей!
Дети: Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами.
Баба-яга (2): Деточки, лучше пойдемте со мной, там, за углом, брошены маленькие котята. Их надо спасти.
Дети: И с вами мы не пойдем, потому что вас тоже не знаем.
Баба-яга (1): Пойдемте, я вам сказки буду рассказывать.
Дети: Нет, все равно не пойдем.
Баба-яга (2): Вот вы какие! А мы вас силой возьмем! У нас метла волшебная есть. Заколдуем, в лягушек, мышей превратим! Пойдемте, или плохо вам будет!
Дети: Помогите! Мы не знаем этих людей!
Баба-яга (1): Тише, тише, чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем.
Ведущий: Стойте, бабушки! Не избежать вам наказания за свои дела.
Воспитательный эффект возникает не столько от проведения праздника, сколько от его подготовки. А сам праздник лишь подводит итоги достаточно долгой и кропотливой работы детей. Подготовка и проведение литературных праздников, посвященных тому или иному автору или теме, очень действенное средство воспитания любви к чтению, развития желания и умения работать с книгой.
Примерно за месяц до мероприятия мы объявляем об ожидаемом мероприятии. В классе создается мини-библиотека произведений данного автора и библиографического материала, необходимого для подготовки докладов и рефератов о жизни и творчестве писателя, если это литературный праздник, и энциклопедической, справочной литературы, если это праздник природоведческий. В течение этого времени при подготовке к литературному празднику дети читают книги, готовят доклады, рисунки, вопросы к викторине, пишут сочинения по произведениям данного автора, выпускают газеты. При подготовке к природоведческому празднику читают справочную литературу, пишут рефераты, составляют вопросы, делают зарисовки. Например, на театрализованном тематическом часе «Татьянин день» мы узнавали историю праздника. Ребята ознакомились с произведением «Мученица Татиана – святая покровительница образования и просвещения», сделали рисунки. Они прониклись историей Татианы, узнали, что она покровительница образования, что в ее честь была устроена церковь в стенах Московского университета, которая существует и ныне.
Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает и должно занимать важное место. Очень важно, чтобы современный читатель в условиях господства телевидения,радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека; дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга – и воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В.А.Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».
• «Мойдо
Комментарии