«Я понимаю. Меня понимают». Смысловое, а еще точнее, осмысленное чтение – один из главных навыков, который выносят в жизнь выпускники школ, убеждена Анна Юрьевна КАЛИННИКОВА. 20 лет она преподает русский язык и литературу, 3 последних года – в Середняковской общеобразовательной школе вблизи Костромы. Здесь для нее все начиналось, здесь все продолжается: родной поселок, родная школа.
Учитель всегда прав!
В стенгазете многолетней давности (ее где-то раздобыли и вывесили на очередной встрече выпускников) Анна Юрьевна увидела свое старое сочинение, которое написала, будучи первоклассницей. В нем она делилась мечтой стать учителем, таким же, как любимый педагог Валентина Васильевна Колоколкина. В педагоге ученица ценила справедливость, строгость и умение проводить интересные уроки, которые нередко оказывались с сюрпризом.
В семье Анны учителей не было: бухгалтеры, экономисты, статистики. Но уважение к профессии педагога окружало ее всегда. Родители внушали: то, что сказал учитель, истинно. Слушай педагога, он всегда прав!
Образ первого учителя прочно сидел в сердце, и в старших классах Анна особо не раздумывала, куда пойти учиться дальше, – в педагогический. Очень любила читать, часто прячась под одеялом, если «детское время вышло», а книг в доме хватало! После девятого класса прекрасно написала итоговое сочинение и поступила на подготовительные курсы филологического факультета Костромского государственного педагогического института, который окончила, когда он пребывал уже в статусе университета.
Курс был дружный, из 75 поступивших почти никто не потерялся на тернистом пути получения знаний. А вот в профессию пошли не больше трети. Кто в магазине работает, кто – в суде, кто еще где-то. Для Калинниковой и здесь вопрос о выборе не стоял. После декретного отпуска прошла собеседование в школе №29 города Костромы. В пятницу встретилась с директором, в понедельник уже вышла на работу.
Дальше в ее ровное и естественное вхождение в профессию затесалась волею судьбы и штатного расписания необычная страница, во всяком случае для завязки. Калинникова начала работать не с классами, а индивидуально – с учениками, находящимися на домашнем обучении.
Дети разного возраста, разных возможностей. Один готов освоить материал любой сложности, другому нужно вычленить главное и не запутываться в деталях. Когда-то и уроки переносить приходилось из-за плохого самочувствия ребенка. А иногда занятия проводились под неусыпным надзором находящихся дома родителей…
Зато, когда на следующий год Анна Юрьевна получила свой первый класс, она уже точно знала не в теории, а на собственном опыте: индивидуальный подход нужен к любому ребенку. Берите шире – к любому человеку. Класс оказался сборный, из разных потоков. Задачей педагога стало не только знания дать, но и собрать воедино разношерстную компанию. Все получилось, дружно добрались до выпуска. Сейчас так приятно встретить первых выпускников! Они уже и детей своих в школу приводят, и благодарят: «Спасибо, что требовали с нас, а если ругали, то не зря, все правильно, все на пользу!»
Что ж, настоящий учитель всегда прав!
Дети – маленькие исследователи
16 лет подряд Анна Юрьевна Калинникова ездила на работу из родного поселка в Кострому: близко, но все же другой населенный пункт. Когда ей предложили перейти в школу, где она сама училась, педагог согласилась, тем более что второй ребенок (между дочерями разница 14 лет) достиг школьного возраста.
Теперь на ее попечении два шестых класса, а также седьмой, девятый и десятый. Особенность сельской школы, пусть и достаточно крупной – 224 ученика, в том, что в классе может быть всего десять человек. И снова навык индивидуальной работы, с освоения которого начался путь в профессию, ох как пригодился! За урок удается опросить практически каждого. Можно сесть рядышком, объяснить подробнее, по головке погладить или указать на ошибку.
– Вам нравится специфика сельской школы? – спрашиваю я.
– Да. Хотя и городская школа мне тоже нравится. Самая же большая сложность, где бы ты ни работал, – это не дети, а родители.
Как журналист я столько раз слышала эту фразу от педагогов! Понимаю, о чем говорит Анна Юрьевна. Многие современные родители претенциозны, относятся к образованию с позиции «мне должны». И речь уже не идет о правоте учителя, только о правоте собственного ребенка. Даже если он ленится, не выполняет положенное, ведет себя неподобающим образом, виноват педагог. Не родители, не семья, а школа. Есть такая черта времени – перекладывание ответственности за воспитание исключительно на образовательную систему и ее представителей. Дети мало читают – в школе не приучили. Так и хочется спросить родителей: «Ваши дети часто видят вас за чтением книг?»
– Пример. По методическим рекомендациям произведение должно быть прочитано дома. Но если при опросе выясняется, что большинство книгу даже не открыли, я вынуждена перестраивать урок. Главное – ознакомиться с текстом, мы читаем вслух. Те ребята, которые уже владеют материалом, получают «продвинутые» задания: составить кроссворд, объяснить слова или действия героев.
Впрочем, не все печально с нынешним поколением. Рассуждать умеют и любят. Грамотность не ниже, чем в прежние времена. С удовольствием слушают про историю привычного, казалось бы, слова, узнают, почему оно пишется так, а не иначе, удивляются: «Надо же, как интересно!» А еще слово можно нарисовать, подобрать к нему рифму. Изучая наречие, мы открываем произведение, которое проходим параллельно по литературе: «Давайте посчитаем количество наречий в этом абзаце». А вот несколько слов на одну орфограмму. Каждый урок стараемся делать маленькие открытия. Дети любят ощущать себя исследователями! – рассказывает Анна Юрьевна.
Строгость и доброта в одной личности
Конкурс – явление публичное. Большинство участников чувствуют себя на уроке, как на сцене, а на сцене – как на уроке. Большинство, но не все. Ведь основное требование к участникам конкурса «Учитель года» все-таки не умение презентовать себя, а эффективность обучения школьников.
Калинникова считает себя человеком непубличным. На выступлениях перед незнакомой аудиторией волнуется, другое дело – вести урок перед детьми, что для нее естественно и легко. Именно высокие результаты выпускников при сдаче экзаменов вывели ее в лидеры районного образования. Завуч Середняковской школы (кстати, дочь ее первой любимой учительницы!) предложила принять участие в главном педагогическом соревновании страны, коллеги поддержали. Анна Юрьевна Калинникова, несмотря на нелюбовь к состязаниям и самопрезентациям, с успехом прошла районный, региональный этапы и стала участником всероссийского этапа «Учителя года»-2021.
Ее методическое выступление было связано с техникой смыслового чтения. Изучение текста проходит три этапа: до чтения (информация об авторе, эпохе), само чтение (подробное, с выделением важных фрагментов, с комментированием ярких отрывков, в диалоге с писателем) и после чтения (обмен эмоциональным восприятием и мнениями по поводу прочитанного).
Следующая стадия не менее важна – создание собственного высказывания. Его качество зависит от понимания текста, умения самостоятельно мыслить, способности транслировать свои суждения внятно, доступно, нетривиально, убедительно.
И еще: привязка любого текста независимо от времени написания к нынешнему моменту, к актуальной ситуации.
– Изучая рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро», мы вспоминаем и делимся, как сами ходили в лес (кто-то на рыбалку с родителями, кто-то за грибами), рассказываем, какие истории с нами приключались. Как мы вышли правильно из сложных ситуаций, что нового узнали, в том числе про самих себя, чему научились, – говорит Калинникова.
– Анна Юрьевна, что лично вам дал конкурс?
– Появилось большое желание изучить что-то новое. Я увидела людей, которые умеют то, чего пока не умею я. Теперь я знаю, к чему стремиться в своем деле. Прежде всего это лучшее освоение технических возможностей. Уроки литературы и русского языка могут проходить в современном формате с использованием интерактивных методов обучения. Конкурс расширяет границы восприятия – и методические, и личностные. Я познакомилась со многими замечательными педагогами. Мое мнение о профессии еще более выросло. Собственным детям я, как и мои родители, внушаю уважение и трепет перед педагогом. Но в отношении себя, да и других учителей, знаю: педагогу тоже свойственно ошибаться. Мы не всегда правы, чего-то не понимаем. Бываем не в настроении, не в тонусе, а урок вести нужно, и так, чтобы дети нашего состояния не заметили. Сдерживать эмоции педагогу необходимо, это его обязательная профессиональная черта, которая помогает избежать серьезных ошибок.
Одно из главных качеств учителя, по моему убеждению, – уважение к ученику, к его праву на собственное мнение, на собственную позицию. Но не на грубость или хамство. Есть вещи, которые нельзя допускать, иначе это пойдет во вред самому человеку. Разумная строгость и разумная доброта.
Однажды после родительского собрания (Калинникова тогда вышла на работу после второго отпуска по уходу за ребенком и только-только знакомилась с мамами и папами своих новых подопечных) к Анне Юрьевне подошла мама и сказала: «Вы мне представлялись строгой и холодной, как Снежная королева. Теперь я вижу, что вы теплый человек. И за строгостью в вашем сердце скрывается доброта».
Марина РОМАНОВА, Костромская область, фото автора
Комментарии