search
main
0

Чтение и статистика. Из опыта работы школьной библиотеки

Инновационный путь развития – это не только планы большие и далекие, это еще и применение новых технологий в каждодневной работе. Эффективная деятельность в современном образовательном учреждении невозможна без креативных, метапредметных технологий и техник.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Казалось бы, что общего может быть у такого гуманитарного занятия, как чтение, и такой формализованной науки, как статистика? Однако именно сочетание двух столь разных областей привносит в деятельность школьной библиотеки новые грани и позволяет вести работу по привлечению и поддержке чтения более целеустремленно и эффективно.

Три года назад в практике работы библиотеки «Школы здоровья» №821 возникла необходимость ведения статистического учета различных аспектов деятельности школьной библиотеки в применении как уже известных методик мониторинга читательской активности, так и новых интегрированных показателей. Накопленные данные очень удобно и легко представить в виде диаграмм и графиков, дающих наглядный материал для дальнейшего анализа. Например, подсчитаем охват читателей, то есть ответим на вопрос, кто читает.

Подсчитаем для начала число читателей по классам. Возьмем формуляры и посмотрим, сколько учеников в каждом классе брали в течение учебного года хотя бы одну книгу. После этого подсчитаем, какой процент это число составляет от общего количества учеников в данном классе. Например, в классе 30 человек. Это 100%. Из 30 брали книгу в библиотеке 20 человек, делим 20 на 30 и умножаем на 100, задаем полученные данные программе Excel и получаем, например, такую гистограмму с группировкой (рис. 1).

Убедительно и наглядно выявляются проблемы и успехи в работе по развитию чтения. Видно, кто уделяет этой сфере внимание и у кого есть чему поучиться. Очевидна также необходимость объединить усилия библиотекаря, классных руководителей и учителей-словесников по поддержке интереса к чтению у детей в тех классах, где наблюдается отрицательная динамика.

Можно исследовать читаемость и активность.

На этом этапе подсчитываем сначала книговыдачу, то есть количество выданных книг в каждом классе.

Поделив книговыдачу в данном классе на число читателей этого же класса, получаем среднее число выданных библиотекой изданий одному читателю – это и есть читаемость.

Попробуем перевести читаемость в проценты. Волевым решением принимаем, что 10 книг в год – это максимум, то есть 100%. (Исходя из многолетнего опыта работы, считаю, что больше 10 книг в год учащиеся, как правило, не берут. Если опыт коллег подсказывает им другое, они могут смело менять величину на ту, которую посчитают нужной.) Таким образом, 5 книг – 50%, 6 – 60% и так далее.

Умножаем процент охвата (из предыдущих расчетов) на процент читаемости. Получаем некое число, которое назовем индексом читательской активности. Это новый интегративный показатель, одновременно учитывающий и степень охвата, и степень читаемости. Вновь задаем данные программе и получаем диаграмму с областями и накоплением (рис. 2).

Индекс читательской активности – показатель, позволяющий проанализировать не только количественную, но и качественную характеристику состояния чтения в школе. Разработка такого критерия наше маленькое открытие. Очень важно то, что инновационный опыт библиотеки был поддержан директором школы Татьяной Лопатниковой и педагогическим советом школы. Методисты округа Галина Репина и Елена Баханская ознакомили с ним библиотекарей Северо-Западного округа на семинаре, актуальность статистических методов в работе школьных библиотек приобрела всероссийское звучание.

На основе статистических данных по каждому классу теперь суммируется обобщенный показатель по всей школе. Эффективность работы школьной библиотеки видна как на ладони (рис. 3).

На чем зиждется успех в работе школьной библиотеки? Среди множества факторов отмечу катализирующий эффект сочетания старых, проверенных форм работы – выставки, беседы, конкурсы и новых, креативных решений – акции, премьера книги по школьному радио, web-сайт школьной библиотеки. Для выстраивания целостной, направленной на результат работы требуется грамотный, адекватный инструментарий. В этом мы видим актуальность и значимость статистических методов в работе школьной библиотеки.

Развитие читательской активности – задача сложная, многоплановая. В ее решении важна роль государства, общества. Есть здесь место и для недооцененного потенциала школьных библиотек.

Энвер АЗИЗОВ, заведующий библиотекой «Школы здоровья» №821

«Читаем вместе в классе и семье»

Подведены итоги Московского городского конкурса

Победители по номинациям:

«Читающий класс: проект в области чтения»

1-е место – школа №556, 6-й «Г» (ЮАО);

2-е место – гимназия №1538, 7-й «Б» (СЗАО);

3-е место – школа №1940, 3-й «А» (ЗелАО) и школа №1989, 3-й «А» (ЮВАО).

«Читающий класс: исследование в области чтения»

1-е место – прогимназия №1667, 3-й «Б» (ЗелАО);

2-е место – кадетская школа №1784, 8-й класс (САО);

3-е место – школа №1168, 8-й «Б» (СЗАО) и школа №1290, 9-й класс (ВАО).

«Читающая семья: проект в области чтения»

1-е место – начальная школа – детский сад №1760 (ЮВАО);

2-е место – школа №1703 (ЗелАО);

3-е место – школа №538 (ЮЗАО) и школа №1262 имени А.Н.Островского (ЦАО).

«Читающая семья: исследование в области чтения»

1-е место – школа №1298 (СЗАО);

2-е место – школа №1237 (СВАО);

3-е место – №1252 (САО) и ЦО №1448 (ЗАО).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте