В декабре 2006 года в Санкт-Петербургском университете для участия во всероссийском «круглом столе» «Преподавание русского языка в России: история и современность» собрались ученые и учителя Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Белгорода, Выборга. Я оказалась среди столпов российской филологии, таких как председатель оргкомитета Людмила Алексеевна Вербицкая, доктор филологических наук, профессор, академик РАО. Горжусь, что автором идеи проведения «круглого стола» стала Татьяна Викторовна Шмелева, доктор филологических наук, профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Татьяна Викторовна не только видный ученый, она, как и я, учитель русского языка школы №14 Великого Новгорода, и проблемы преподавания русского языка ей знакомы, можно сказать, изнутри. Уникальным было все: и тема, и состав участников, и выступления на секциях, и организация дискуссии.
Рассказывая своим девятиклассникам об этом событии, я услышала вопрос: «А кто-нибудь знает, сколько лет ведется преподавание в школе на русском языке?» Казалось бы, простой вопрос, а ответ нашелся не сразу: кто-то предположил, что на русском учат столько, сколько существует школа, кто-то сказал, что старославянский язык был предметом изучения в семинариях. Вспомнили мы и Петра I, который прорубил окно в Европу и провел первую в России реформу народного образования, введя сословно-профессиональные школы, где преподавание велось, как правило, на иностранных языках.
Мне, как учителю, всегда интересно наблюдать за такими спонтанными дискуссиями моих учеников и направлять их к верному решению. Через пару часов ответ был найден… в Интернете. Оказывается, письму и чтению в российских школах обучали с помощью церковно-славянского языка по учебнику Мелетия Смотрицкого «Грамматика словенская». Так учился и Михайло Ломоносов, назвавший книгу Смотрицкого «вратами учености».
В 1783 году была организована филологическая Российская академия во главе с графиней Екатериной Дашковой, которая на открытии объявила, что «сочинение грамматики и словаря да будет первым нашим упражнением». Так был создан «Словарь Академии Российской».
Но когда же и кем все-таки был введен русский язык в школу в качестве учебного предмета? А вот и ответ: 5 августа 1786 года Екатерина Великая «высочайше утвердила» «Уставъ училищамъ народнымъ въ Россiйской Имперiи», положивший начало государственной системе народного просвещения, или национальной общеобразовательной школе. Училища учреждались как «заведения, где на основе общих предписаний преподавать будут юношеству на языке природном».
Российский язык предписывалось изучать с первого по последний класс (чтение, письмо, первоначальные правила грамматики – 1-й класс; чистописание, правила российской грамматики, правописание – 2-й класс; продолжение изучения российской грамматики и упражнения на правописание – 3-й класс; дальнейшее изучение российской грамматики, создание писем, счетов, расписок и т. п.).
Итак, с этого момента не требовался язык-посредник, преподавание велось на родном языке, его изучали и обучали его использованию.
Вот так просто школьники совершили открытие: русскому языку как школьному предмету в 2006 году исполнилось ровно 220 лет. Не правда ли, внушительная историческая дистанция для осмысления пройденного пути? Как здорово, что я не отмахнулась от моих любознательных учеников.
Ирина ШАНАЕВА, учитель русского языка и литературы, учитель года Новгородской области-2008, Великий Новгород
Комментарии