Уникальность геополитического положения нашей страны, радикальные изменения военно-политической обстановки в мире, новые вызовы безопасности на глобальном и региональном уровнях требуют особого подхода к обороне России. Особенность ее геополитического положения состоит не только в том, что она занимает огромную территорию с протяженностью границ 61 тыс. км, обладает огромными запасами природных богатств. Выполняя функцию евразийского моста, она фактически приближена ко многим конфликтным зонам и очагам напряженности. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться: события на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке не могут оставить в стороне Россию. О влиянии ситуации в Европе на нашу страну говорить не приходится. Это оригинальное и разнообразное соприкосновение с внешней средой требует особой обороны, не имеющей аналога в мире.
Радикальные изменения в структуре международных отношений не оставили иллюзий на установление вечного мира на планете. Более того, разрушение биполярного мира и нарушение стабильности стимулировали старый военно-силовой способ решения спорных проблем. Сохранились старые подходы времен “холодной войны”. К границам России приближаются не совместные предприятия, не туристические фирмы, а организация, способная вести широкомасштабную войну – НАТО. К этой войне она готовится на протяжении всей своей истории, и признаков трансформации в сторону мира пока не наблюдается. Следовательно, существование и расширение военного блока, способного вести широкомасштабную войну, требуют внесения существенных корректив в военную реформу России.
Не может не отразиться на военной реформе нашего государства абсолютизация США роли военной силы в решении чрезвычайно сложных проблем и конфликтов, что особенно ярко проявилось после 11 сентября 2001 г. Однако совершенно очевидно, что с каждым энергичным ударом военного кулака по абстрактному противнику и преступнику, вина которого не доказана, будет расти число невинно пострадавших и обиженных. Они будут искать способ отомстить и найдут его.
В то же время наращивание и рассредоточение вблизи границ России вооруженных сил США потребуют соответствующих изменений в нашем военном строительстве. Создание гигантской подковы военных баз на территориях бывших “братьев” по Советскому Союзу, активное использование территории Афганистана, Ирака и других стран в качестве военного полигона – все это создает условия для быстрого возникновения военной опасности.
Россия сегодня не имеет территориальных претензий к окружающим государствам и не собирается ни с кем воевать. Но в то же время уже мало кто думает, что будущее страны безоблачно. Тем более, немало соседей выдвигают территориальные и другие претензии практически по всему периметру границ РФ. А еще есть державы, находящиеся в тысячах километров от наших рубежей, которые заявили об имеющихся у них национальных интересах не только на территории республик бывшего Советского Союза, но даже на территории России, поэтому, если наше общество думает, что сегодняшний контур границ закреплен отныне и на века, оно глубоко заблуждается. Давайте вспомним 1975 г., Заключительный акт Хельсинки, в котором говорилось, что существующие границы в Европе незыблемы, окончательны, нерушимы. И где теперь эти границы?
Россия должна задуматься о том, что только наличие мощной военной силы, крепкого экономического потенциала, высокого духовного патриотического подъема сможет обеспечить национальную безопасность страны.
Кто скажет, готов ли духовно российский народ сегодня встать, как один человек, на защиту своей Родины? Готов ли он на жертвы, чтобы отстоять свое Отечество со всеми его природными богатствами, территориальную целостность государства и его независимость. Или все думают, что нас будут защищать те договоры, которые мы подписали за последние годы? В силу договоров можно верить только тогда, когда они подкреплены реальной силой государства – военной и экономической мощью, моральным духом населения, здоровьем нации, современной наукой, дающей стране передовые технологии, промышленностью, снабжающей армию и флот новейшим оружием, необходимым не только сейчас, но и в будущем. Великая Отечественная война не повторится, до Москвы и Сталинграда нам отступать не дадут. Кто будет отвечать за последствия?
Сегодня бессмысленно сравнивать силы противников по количеству дивизий, танков, артиллерии и т.п. Война будет другой. Почему американцы так легко идут на договоры с нами о сокращении ядерных вооружений? Да потому, что опережают нас в создании нового поколения вооружений. Ведь если у нас не будет ядерного оружия, мы, к величайшему сожалению, не сможем на равных воевать с современными армиями. Нынешнее наше отставание от США в создании высокоточного оружия и оснащении им Вооруженных Сил составляет от 7 до 12 лет. Хотя наша промышленность может выпускать современное вооружение, образцы его разработаны, но, к сожалению, в войска оно не поступает.
У обороны есть своя внутренняя логика развития, которая на определенном этапе выдвигает перед государством ряд принципиально новых теоретических и практических задач, требующих не простых преобразований, а настоящей военной реформы. К сожалению, эта чрезвычайно важная государственная проблема стала предметом модных политических дискуссий и не более. Вот конкретный пример. Сегодня много говорится об альтернативной службе, о гражданском контроле над Вооруженными Cилами, о профессиональной армии, подразумевая службу по контракту. Спору нет. Эти проблемы сами по себе важны, но каким образом их решение повлияет на качество обороны страны и обеспечение военной безопасности России, никто не говорит.
Некоторые наши политики предлагают сократить численность Вооруженных Сил России с нынешних 1 млн. 200 тыс. человек до 600-800 тыс., для того чтобы денег, выделяемых в нынешний скромный военный бюджет, хватило на более или менее приличное денежное содержание и современное вооружение армии и флота. Определенная логика в такой постановке вопроса есть. Но тогда уж лучше сократить Вооруженные Силы сразу в 10 раз, до 100 тыс. человек, чтобы денежное содержание наших офицеров и солдат было как в США, Германии и Франции. Только Россия – не Бельгия, не Англия и не Франция, и такой потешной армией Россию не защитить ни от каких внутренних, а уж тем более внешних военных угроз.
Полагаю, что единственно разумный шаг – научно проанализировать, какие угрозы существуют для России и какие нужны Вооруженные Силы для отражения этих угроз. Мне, например, известно: если еще сократить наш Военно-морской флот, он не сможет проводить морские операции. Потому что флот – это не только корабли, но и около 20 видов боевого и оперативного обеспечения, имеющего соответствующие части и спецвооружение. Кроме того, если исчезнут некоторые виды Вооруженных Сил РФ, будут окончательно добиты и высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса, производящие конкурентоспособную на мировых рынках продукцию. Таков будет результат таких сокращений. Надо наконец научиться извлекать опыт из собственных ошибок 1992-1999 гг. Вооруженные Силы РФ сократили в 2 с лишним раза, а свободных денег для нужд обороны от этого не появилось.
Опасность ситуации для России заключается в том, что скорость негативного развития военно-политической обстановки может значительно превышать темпы современного военного строительства России. Это обстоятельство потребует от государства разработки специального форсированного режима военной реформы, который потребует максимального напряжения моральных и физических сил всей страны.
Таким образом, успех военной реформы государства, занимающего уникальное геополитическое положение, возможен при условии точного учета всех внутренних и внешних особенностей существования и развития России. По-другому быть не должно, так как особой стране необходима и особая оборона.
Записал
Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии