search
main
0

Читал и разумел твое писание… Урок на тему «Использование исторических писем как исторических источников»

Цели: 1. Пробудить интерес к эпистолярному жанру. 2. Формировать умение учащихся использовать исторические письма как исторические источники. 3. Обеспечить правильное понимание исторического письма. 4. Воспитывать уважение и интерес к историческому прошлому нашей Родины. Оборудование: портрет Ивана Грозного; компьютер, диск «Энциклопедия истории России»; тексты писем Андрея Курбского и Ивана Грозного.

Приложение: письма Ивана Грозного и Андрея Курбского (просмотреть/скачать)«Молчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь Письмена».Иван БУНИН

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учителя и ознакомление учеников с темой и целями урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о письмах. Они появились с возникновением эпистолярного жанра. Само слово «письмо» имеет латинские корни. Оно происходит от латинского epistula. Письма бывают разные: деловые, исторические, публицистические, поздравительные. В своих посланиях люди делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

Сегодня мы увидим, как при помощи письма можно глубже узнать историческую эпоху. А сделаем мы это благодаря переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского.

Актуализация знаний на тему «Эпоха Ивана Грозного». Заранее подготовленный ученик зачитывает историческую справку об Иване Грозном.

Демонстрация фрагмента из фильма режиссера С.Эйзенштейна «Иван Грозный».

Учитель: Ужас, наведенный жестокостями царя на всех россиян, заставил многих бежать в чужие края. «Горе гражданину, который за тирана мстит Отечеству! Юный бодрый воевода, в нежном цвете лет ознаменованный славными ранами, муж битвы и совета, участник всех блестящих завоеваний Иоанновых, герой под Тулой, под Казанью и на полях Ливонии, некогда любимец, друг царя, возложил на себя печать стыда и долг на историка вписать гражданина столь знаменитого в число государственных преступников. То был Андрей Курбский» (Карамзин).

Давайте вспомним, кто это был.

Ученик: Курбский Андрей Михайлович (1528-1583) – князь, боярин. Член Избранной рады. В период Ливонской войны – воевода. В период гонений на членов Избранной рады предпочел бежать в Литву. Участвовал в войне против России.

Изучение новой темы

Учитель: Разнообразие точек зрения и противоречивость взглядов исследователей на эпоху Ивана Грозного побуждают обратиться к источниковой базе. Давайте поработаем над ней и постараемся ответить, каким же был первый царь Иоанн IV Васильевич Грозный.

В 1564 году начинается знаменитая дискуссия Ивана Грозного и Андрея Курбского, самодержца и первого русского диссидента. Спор начал Курбский. Давайте начнем изучение его письма (письма были заранее даны на дом для прочтения).

Чтение письма №1 (Электронное приложение – письма Андрея Курбского и Ивана Грозного – см. на сайте «УГ» www.ug.ru)

Работа с классом

Учитель: Что мы можем сказать, прочитав это письмо?

Ответы учеников.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что же отвечает Иван Грозный Курбскому.

Чтение письма №2 (первый отрывок).

Учитель: Что мы видим из письма?

Ученик: Бросается в глаза частое обращение к Священному Писанию и церковным авторитетам. Иван Грозный – благочестивый, рассудительный, спокойно наставляющий отступника государь, желающий ему прежде всего блага, которого он может достигнуть, если исправится.

Учитель: Стоп. Вы сейчас сказали «отступник». В чем обвинял Андрея Курбского Грозный?

Учитель: Итак, основной пафос первого послания Грозного: в государстве завелась измена, и Бог требует ее вычислить. Грозный и принялся за это богоугодное дело: начал с Сильвестра, Адашева, Курбского, а там и до остальных дойдет очередь. Учитывая дату составления послания – 5 июля 1564 года, – это программный документ опричнины. Во всяком случае по своим основным идеям послание совпадает с посланием Ивана IV митрополиту

3 января 1565 года, в котором излагается причина введения опричнины.

Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок из письма Ивана Грозного.

Чтение письма №2 (второй отрывок).

Учитель: Что мы видим из данного отрывка?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, ребята, мы проанализировали с вами два исторических письма из переписки между Иваном IV и Андреем Курбским. Какой же вывод мы можем сделать?

Ученик: По своему идеологическому содержанию эти источники делятся на две категории:

1. Оправдывающие царя Ивана, рисующие его мудрым и справедливым правителем.

2. Изображающие царя тираном на троне, истребляющим благодетелей земли Русской.

Учитель: Эта переписка – реальное отражение российской истории ХVI века. Эти источники – очевидцы. Но в то же время, используя источники такого рода, нельзя слепо доверять тому, что они говорят, надо предварительно выяснить, почему они это говорят. Что мы с вами и сделали. А теперь давайте ответим на вопросы.

Вопросы:

1. Политика Ивана IV, направленная на усиление центральной власти.

2. Князь, командующий русской армией в 1558 году.

3. Группа лиц внутри общества, ведущая политику противодействия.

4. Прозвище Ивана IV.

5. Слово, которое переводится на латинский как «epistula».

6. Собор, представительный сословный орган при царе Иване IV.

7. Война России за выход к Балтийскому морю, начавшаяся в 1558 году.

8. Круг людей, особо приближенных к князю.

Ответы:

1. Опричнина.

2. Курбский.

3. Оппозиция.

4. Грозный.

5. Письмо.

6. Земский.

7. Ливонская.

8. Бояре.

Учитель: Оставив после себя след в политической истории России, Иван IV оставил след и в истории ее литературы; он был сведущ и в духовных книгах, и в исторических сочинениях. В писаниях его слышится московский книжник ХVI века. Он отличается от Курбского тем, что последний проникся западнорусской книжностью, тогда как Грозный оставался совсем московским человеком. По форме изложения он принадлежит своему веку, но сквозь эту форму пробивается его личный характер. В переписке с Курбским он ярко высказывает свою теорию царской власти, зависящей только от Бога и суд над которой принадлежит Богу. А назначение царя – покровительствовать благим, карать злых. И в заключение скажем словами историка Николая Михайловича Карамзина: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских, доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя воевателя, чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования, отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну».

Итак, ребята, сегодня мы с вами с помощью исторических писем смогли лучше узнать личность Ивана Грозного. Мы увидели его эмоции, переживания. И теперь мы знаем, что из писем можно почерпнуть намного больше, чем из научных сухих учебников. Так давайте же с вами писать письма друг другу, и, быть может, таким образом мы внесем свою лепту в исследования историков будущего. И, продолжая эту тему, я предлагаю вам дома написать письмо Ивану Грозному о нашем времени.

Домашнее задание: написать историческое письмо о нашем времени Ивану Грозному.

Зухра СЕМЕНОВА, учитель истории и обществознания лицея №1, Усть-Джегута, Карачаево-Черкесская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте