search
main
0

Читайте «УГ»!

Признаюсь, детективы люблю и читаю. Но не все. Лишь те, что написаны по-французски. Уж если плохой роман попался, то хоть другая польза будет: чтение не дает забыть язык. Но речь о другом.

Купил однажды новую книжку Дидье Денэнкса, «Play-back». Этому писателю и его романам свойственна увлекательная интрига и особый социальный акцент. Жаль, их почти не переводят… Сюжет показался не только интересным (в этом-то я был уверен), но и очень символичным для наших дней. Маленький городок, некогда живший за счет черной металлургии. Родина известной певицы – эстрадной звезды. Ее песни, ее красивый голос известны всем, их легко узнают. И вот одному безработному писателю, сидящему на мели, наконец-то подвернулся «заказ» – написать биографию этой дивы. Разумеется, надо с ней встретиться. Герой едет в этот городок, находит нужный дом, но певица не очень-то охотно идет на контакты и даже избегает их. Все это странным образом совпадает со смертью одной женщины, жившей в том же городе. Писатель не намерен отказываться от книги, которую ему поручили, и начинает самостоятельное расследование, собирая нужные сведения по крупицам, как только можно. И выясняется, что его героиня, эстрадная примадонна, не то чтобы слова своих песен не писала сама, она даже не пела их. На дисках и кассетах звучал голос ее погибшей подруги. Та продавала свой талант. Пела вместо другого человека. Голос записывался, потом его накладывали на музыку, отдельно записав игру ансамбля в профессиональной студии, и затем песни раскручивались, как только можно. От эстрадной дивы требовалось только одно: фотографироваться и красоваться на обложках рядом со своим именем. Все остальное ей не принадлежало. Эта шоу-индустрия держалась талантом другого, совсем неизвестного человека, к сожалению, опускавшегося на дно. И когда этого человека не стало, мнимой певице осталось только красиво и ярко заявить о своем неожиданном уходе с эстрады – мол, звезды имеют право на капризы. Главное, чтобы никто не догадывался, что новых песен никто для нее больше не споет…

Художественная реальность и реальная жизнь – разные миры. Пусть та ситуация, что описана выше, почти невозможна. Пусть это хотя и правдоподобный, но вымысел, и такого никогда и ни с кем не произойдет, но в том-то и свойство хорошей книги: несмотря на вымысел, она всегда точно выражает суть времени. А наше время (и дело вовсе не в том, в какой стране мы живем – в России или во Франции) таково, что деньги и обман идут рука об руку: можно купить чужой талант и выдать за свой собственный, можно его подделать (спел «под фанеру» – и заработал!), можно создать имя, за которым ничего не стоит и которое забудется тотчас, когда перестанет звучать по радио или с телеэкрана.

И все это выглядит естественным. Это бизнес.

Псевдоискусство стало нормой и получило права, и в свою очередь это обязывает нас уметь отличать подделку от настоящего искусства. Другую проблему можно назвать… экологической. Само собой известно: становится меньше чистой воды, загрязняется воздух и земля. Но в то же время все меньше и меньше становится чистого слова, чистой музыки, хорошего кино. Надо ли объяснять, что человек во всем этом нуждается не меньше, чем в чистой воде.

Что может сделать здесь «Учительская газета»?

Что делала всегда и делает. Оставаться собой, сохранять свое лицо, свои ориентиры и в постоянных рубриках опираться и нести те ценности, которые действительно необходимы душе.

Как глоток воды.

Виктор БОЧЕНКОВ, редактор отдела культуры и науки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте