Меж двух огней. Так можно было бы охарактеризовать положение, в котором оказались сегодня управленцы районного масштаба. Федеральный центр нацеливает на реформы, региональные министры (в большинстве своем) не возражают, дабы не заработать репутацию «тормозов прогресса», а претворять, в жизнь все новшества приходится на местах. Согласно проведенному нашей газетой опросу, веяния времени прибавили бумажной работы управленцам в 5 раз! Однако помимо бумажной есть еще и другая – работа с людьми, далеко не все из которых приветствуют реформы.
«Моим сыновьям теперь каждый день приходится 7 километров идти пешком до школы. Я очень волнуюсь за них – ведь в округе появились волки…» Так начиналось письмо нашей читательницы, матери троих детей, переживающей из-за того, что в их деревне закрыли школу. Могу назвать имя, фамилию женщины и название деревни, а также имена авторов десятков подобных писем, пришедших в редакцию за последний год. Больная тема. Наверное, самая больная на сегодняшний день. Причем не только для родителей. В интервью нашим корреспондентам начальники районных управлений образования ставят проблему сохранения малокомплектных сельских школ в один ряд с проблемой учительских зарплат. Обе трудно решаемы. Первая – из-за того, что программа «Школьный автобус» буксует на сельских проселках, вторая – из-за дефицита бюджета.
Меткое замечание прозвучало из уст Станислава Тимофеева, начальника Управления образования и науки Белгородской области: «Нельзя рассматривать реструктуризацию без автобусов и хороших дорог. Иначе это утопия и преступление».
Золотые слова. Их бы прописать в законе, чтобы не поднималась у больших и экономных чиновников рука на маленькие сельские школы. Дорого обходится такая экономия. Однако не экономить сегодня просто не модно, особенно на бюджетниках. Так как же быть, если содержание малокомплектной школы стало не по карману районному бюджету?
Наиболее простой и наименее гуманный путь – создать при базовой школе интернат для детей из труднодоступных деревень. Одни родители (не самые хорошие) при этом вздохнут с облегчением, но для других расстаться со своим ребенком, пусть даже на пятидневку, – это как ножик острый. За что же им такое наказание? За то, что любят своих детей? Несправедливо.
Путь второй, гуманный, но затратный – делать дороги. Километр твердого покрытия стоит недешево, однако здесь существуют варианты. Один из них, к примеру, предложили жители села Путинцево Омской области, высыпав на раскисшие дороги 600 тонн гравия и соорудив за 1 день (и притом своими силами) автобусную остановку. «УГ» писала об этом в 25-м номере этого года. Кстати, обошлось такое благоустройство сельчанам в несколько тысяч… рублей. Просто и гениально!
В рубрике «Управление: от теории к практике» мы сосредоточим свое внимание на простых решениях сложных задач. Причем эти решения подскажут нам те, на кого ориентирована рубрика, – управленцы районного звена. Наша роль здесь скромна: разыскать оригинальный опыт и рассказать о нем.
Комментарии