Заведующий Педагогической мастерской Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ), Учитель года России-2018 Алихан Динаев в интервью Сетевому изданию «Учительская газета» поделился своим видением и собственным опытом, как учителям не останавливаться на достигнутом, в чем искать вдохновение и какова роль цифровых помощников на этом пути.
– Расскажите, пожалуйста, о своей работе? Чем Вы сейчас занимаетесь?
– Большая часть моей деятельности связана с работой с педагогами, как в Чечне, где я готовлю будущих учителей в Чеченском государственном педагогическом университете, так и по всей России. Недавно я был в городе Урай в Югре, скоро поеду в Казань и Липецк. Еще в этом году я начал работу со студентами из Азербайджана, которые в скором времени станут учителями русского языка.
Помимо этого я преподаю в педагогических классах в Грозном, работаю с одиннадцатиклассниками в горном селе Беной-Ведено, готовлю выпускников к ЕГЭ по обществознанию в онлайн-школе «АльтЭд», занимаюсь научными исследованиями в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Кроме того, пишу учебные пособия для школьников и учителей, занимаюсь разработкой настольных педагогических игр, а также готовлюсь к защите своей диссертации. А самое главное – воспитываю своих замечательных сыновей.
– Вы стали «Учителем года» в 2018 году. Как Вы считаете, с тех пор требования к «лучшим» педагогам изменились? Каким критериям, на Ваш взгляд, сейчас должны отвечать лидеры среди российских учителей?
– В целом, критерии остались неизменны. Пожалуй, сейчас больший акцент на конкурсе делается на оценке воспитательной работы педагога.
С момента моей победы прошло, страшно сказать, 5 лет – это большой срок и для отдельного человека, и для системы образования, для которой характерен постоянный процесс перемен, нововведений и реформ. Наверное, еще и по этой причине лидеры российского педагогического сообщества должны быть, прежде всего, гибкими и способными быстро и эффективно адаптироваться под постоянно меняющиеся условия в школе, обществе и мире в целом.
В связи с этим, еще актуальнее становится запрос на непрерывное самообразование и развитие. Лидеры в образовании, как, впрочем, и в любой другой сфере в 21 веке, должны обладать высоким уровнем мягких компетенций. В каком-то смысле лидер – это универсал, открытый к новому, готовый пробовать себя в разных сферах и направлениях деятельности: как ученый, журналист, блогер, общественный деятель, преподаватель, эксперт, писатель.
– Какое место в профессии учителя занимают цифровые технологии? Какими сервисами Вы пользуетесь в своей работе?
– Представить свою жизнь без цифровых технологий сегодня практически невозможно. Около 12 лет назад я сказал своему шестилетнему племяннику, который засиделся за компьютером, что когда я был маленьким, у нас вообще не было компьютеров. Он мне не поверил и сказал, что компьютеры были всегда. И он был, безусловно, прав. В его мире они действительно были всегда.
Пользуюсь Сферумом для видеоуроков и общения с детьми. Применяю сервисы, где могу проводить тесты и викторины, работать с интерактивной доской, создавать различные визуальные материалы: от презентаций до афиш. А еще все активнее использую различные нейросети – генерирую потрясающие изображения для иллюстрации своих книг, повышаю качество записи речи Льва Николаевича Толстого, делаю «выжимки» из больших статей и многое другое.
– Как учителям развиваться в профессии? Что для этого необходимо делать?
– Если ответить двумя словами, то – «побольше читать». Книги были и остаются неисчерпаемым кладезем знаний, жизненной мудрости, опыта многих поколений. Развиваться можно по-разному: вглубь – не просто на все 100 знать свой предмет, но и готовить школьников к предметным олимпиадам – и вширь, пробуя себя в других направлениях. Для этого нужно, прежде всего, внутреннее желание стать лучше, понимание того, что знания – это главный социальный лифт в современном обществе. А еще, конечно, поддержка опытных наставников и близких людей.
– Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, как стать лучшим в профессии?
– Не буду скрывать, я хотел бы быть лучшим в профессии. Но это сложнее, чем покорить Эверест, да и объективно оценить, кто лучший учитель, практически невозможно. Но у меня есть опыт того, как стать лучшим на конкурсе «Учитель года России». В одном из своих мастер-классов я даже формулирую 15 советов, как победить на этом и других конкурсах. Будьте оригинальны, делайте нестандартные ходы, постоянно учитесь и практикуйтесь, расширяйте кругозор, делитесь позитивной энергией, рискуйте и пробуйте что-то новое. А еще всегда верьте в себя и любите детей.
– Вы стали одним из спикеров бесплатного онлайн-курса для педагогов «Учебный профиль Сферум в VK Мессенджере: решение образовательных задач с использованием сервиса», разработанного при поддержке Министерства просвещения РФ. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
– Сферум быстро превратился в незаменимого помощника для российских педагогов. И одновременно он активно развивается и становится мультисервисом, в котором все больше и больше полезных инструментов для учителя, ученика, директора, классного руководителя и родителя.
В рамках этого проекта мы с коллегами рассказывали о самых ценных функциях Сферума, о его «фишках» и бонусах для учителей (32 бесплатных ГБ в облаке на дороге не валяются!). Удобна возможность проведения опросов внутри чатов: можно не делать «голосовалки» на стороне, не отправлять детям лишние ссылки. Опрос внутри чата дает гарантию, что все или почти все дети увидят вопрос и проголосуют. И, конечно, для всех нас значимо, что это российское приложение – безопасное, надежное, да еще и без навязчивой рекламы.
Комментарии