Идет вторая половина учебного года, но до каникул еще далеко, нагрузка на детей высока. Закономерно, что возникает вопрос: возможно ли ее снизить, например, за счет уменьшения домашних заданий?
Эта тема обсуждается сейчас на самых разных общественных и профессиональных площадках. Мнения, как это обычно бывает, разделились. Однако и мой педагогический опыт, и фундаментальные основы российской педагогической науки говорят о том, что домашнее задание выполняет важную учебную функцию, служит для формирования навыков самостоятельной работы, закрепления полученных на уроке знаний. Другое дело, что объем домашних заданий должен быть сбалансированным, не требовать на их выполнение больше времени, чем это оправданно, не перегружать ребенка и уж тем более не требовать семейных ночных бдений. И здесь снова встает вопрос развития навыков функционального чтения, абсолютно необходимых для освоения практически всех предметов школьной программы. В идеале они должны быть сформированы в начальной школе, но, к сожалению, практика показывает, что порой даже и в средней, и в старшей школе ребята не умеют полноценно работать с текстами.
По данным наших исследований, работа с текстом не представляет трудностей лишь для 30% старшеклассников. Можно сколько угодно подводить теоретическую базу, но лучше сказать коротко: навык чтения развивается только в процессе чтения. Сначала совместного чтения взрослого и ребенка, потом в самостоятельной читательской деятельности. Читайте детям, читайте с детьми! В дошкольном и младшем школьном возрасте, конечно, самое эффективное – это чтение вместе с детьми. Начиная со складывания слов из слогов, продолжая чтением сказок, детских повестей, приключений… Не стоит отстраняться от традиции совместного чтения и в средней, и в старшей школе. Когда родители на равных читают и обсуждают вместе с подростком то, что интересно для него, это особенно ценно.
Комментарии