Екатерина РОМАНИЧЕВА, декан филологического факультета МГПИ: – 2007 год объявлен в России годом не только русского языка, но и чтения. Во многом внимание государства и общества к вопросам чтения обусловлено тем фактом, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением и переживает настоящий кризис читательской культуры. Эти выводы можно сделать на основе тех статистических данных, которые фиксируют очевидное снижение статуса чтения. Так, например, только 63% россиян (против 79% в 1991 году) читают хотя бы одну (!) книгу в год, доля «читателей» среди молодежи составляет 28% , а не 48%, как в 1991 году.
К сожалению, о снижении статуса чтения свидетельствует и то, что ухудшается владение родным языком, скрыто пропагандируется примитивизация родной речи. В молодежной и – как это ни парадоксально – в профессиональной среде нарастает использование терминов и понятий даже в тех случаях, когда есть устоявшиеся русскоязычные аналоги. У школьников формируется отрицательная мотивация к изучению русского языка, весомым фактором которой стала так называемая языковая иерархия, зачастую выражающаяся в противопоставлении языков или в замаскированном намерении подчинить один язык другому.
О снижении интереса к чтению говорит и тот факт, что растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младшего возраста) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении художественной литературы. Более ста лет назад Ги де Мопассан заметил: «В сущности, публика состоит из множества групп, которые кричат нам:
Утешьте меня.
Позабавьте меня.
Дайте мне погрустить.
Растрогайте меня.
Дайте мне помечтать.
Рассмешите меня.
Заставьте меня содрогнуться.
Заставьте меня плакать.
Заставьте меня размышлять».
Думается, что в сегодняшней социокультурной ситуации «распределение» читателей по таким своеобразным группам будет далеко не равномерным. Безусловным остается одно: в любом случае для достижения желаемого читателю придется приложить интеллектуальные и эмоциональные усилия, ведь чтение – это труд и творчество, результатом которых становится понимание смысла прочитанного. Понимание же художественного произведения – не усвоение готового продукта мысли, а самостоятельная добыча информации из текста. При отсутствии такого качества читательской деятельности обучение оказывается направленным лишь на овладение техникой чтения. Такая направленность обучения обусловлена в первую очередь тем, что задачи в области обучения чтению в значительной степени сужены, умения, направленные на восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, а также связывание прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов не позиционируются как приоритетные.
Все это чрезвычайно опасная тенденция, поскольку именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны. Сразу отмечу, что снижение интереса к чтению – общемировая тенденция, однако это не значит, что педагогическое сообщество не должно искать пути выхода из кризиса и эффективные пути его преодоления.
Естественным образом возникает вопрос, почему именно педагогическое профессиональное сообщество, а не семья или представители других социальных институтов, должно искать выход из кризиса? Дело в том (и это отмечено в «Национальной программе поддержки и развития чтения»), что на сегодняшний день школа для многих наших сограждан становится первым, а для значительной части единственным институтом социализации, а система обязательного образования пока остается единственной структурой, участвующей и несущей ответственность за развитие базовых компетенций человека. Поэтому не случайно, что в процессе разработки Государственного стандарта общего образования ставилась задача выстроить его с «ориентацией на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетенций, то есть готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач». В школьном образовании, как отечественном, так и мировом, выделяют пять базовых компетенций, которые можно сформировать только совместными усилиями учителей-предметников и самих учащихся, но среди них читательская компетенция не относится к числу базовых, она «лукаво скрыта» и, возможно, «по умолчанию» включена в состав других четырех компетенций. Невыделенность этой компетенции как ключевой привела к тому, что в предметных стандартах по русскому языку и литературе обучение понимающему чтению не отнесено к ключевым образовательным целям. Но ведь именно чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и «обыденного» знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторических и текущих событиях, нормативных представлений, составляющей основу, системное ядро культуры. Чтение также важнейший механизм поддержания этого ядра, поддержания и приумножения богатства родного языка.
Все это свидетельствует, что чтение должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования, особенно для учащихся из неблагополучной среды, что центральным элементом для основной учебной программы становится обучение чтению. Значит, в число базовых компетенций должна быть включена читательская компетенция как потребность и способность к чтению и пониманию прочитанного, как готовность к выбору адекватной моменту стратегии чтения. Остается добавить, что формирование этой компетенции происходит в основном на уроках русского языка и литературы, именно поэтому именно эти предметы должны стать ключевыми дисциплинами образовательной программы, так как именно в процессе освоения этих предметов у учеников и формируются функциональная грамотность и умение читать. Считаю необходимым еще раз подчеркнуть: умение читать не может считаться только способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни».
Комментарии