search
main
0

Читаем вместе с родителями. Одна из стратегий социального чтения на уроке литературы

​Читательская самостоятельность современного школьника может быть сформирована только в условиях открытого образования, когда к этому процессу подключаются и внешкольные ресурсы (посещение библиотек, выставок, музеев). Нам показалось интересным расширить коммуникационное пространство на уроке литературы через включение в процесс совместного перечитывания произведений родителей наших учеников. Этот опыт приживается в нашей школе и обретает популярность.

Одна из читательских историй была связана с обсуждением «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого в одной из стратегий социального чтения – работа с текстовыми маркерами.Текст произведения Б.Полевого очень хорошо известен читателям старшего поколения, однако сейчас для многих он стал уже архаикой, запоминающейся описанием подвига советского летчика Алексея Мересьева, который смог вернуться за штурвал истребителя после ампутации обеих ног. Беспримерный подвиг, сильная личность героя – вот, как правило, те акценты, которые делаются при обращении к повести на уроке внеклассного чтения. Нам захотелось отойти от хрестоматийного обсуждения «Повести…», раздвинуть пространство текста и показать юным читателям его художественную привлекательность, особенности авторской манеры повествования.Задачи читательской истории – показать шестиклассникам многоплановость текста произведения через образы других героев (сценических и внесценических персонажей), пейзажные зарисовки, другие внесюжетные элементы. Включение в читательскую историю родителей ребят дало возможность ознакомиться с их школьными впечатлениями от чтения произведения на уроке литературы и узнать об их сегодняшнем восприятии текста.Читательская история с «Повестью о настоящем человеке» Б.Полевого начинается с комментариев к тексту: где и когда был сбит самолет Алексея? Какие события происходили в этот период истории Великой Отечественной войны? (Работаем с картой.) Далее вся работа с текстом построена по технологии текстовых маркеров: перед ребятами на доске листы формата А4, расположенные в определенном порядке, с напечатанными на них короткими фразами или набором отдельных слов («Лось. Заяц. Лиса. Еж. Медведь. Собака», «Пещерная деревня», «Самое важное событие», «18 месяцев», «18 суток», «Следы войны на земле», «Настоящие люди»). Из этих «кирпичиков» строится «здание» беседы; на обороте некоторых из них есть вопросы для размышления, например: «Почему повесть, на ваш взгляд, заканчивается описанием тишины, сопровождающейся звуками песни (ч. 4, гл. 8)? Какой смысл вкладывает автор в финальные строки произведения: «Отдаленные, глухие громы канонады, теперь уже едва-едва долетавшие до полевого аэродрома, сразу очутившегося в глубоком тылу, не заглушали ни этой мелодии, ни соловьиных трелей, ни тихого, дремотного шелеста ночного леса»? («18 месяцев»).Каждый участник истории получает маленький листочек с другими выражениями или отдельными словами (они обязательно должны повторяться, чтобы ребята и взрослые, получившие одни и те же текстовые маркеры, смогли объединиться в небольшие группы): портсигар «на счастье»; фотографии, с которыми не расстается Алексей; хомутики; варежки; роман; трость с золотыми вензелями. Задача каждой группы – рассказать о предмете, ставшем текстовым маркером, его значении в жизни героя. Так складывается разговор об известном произведении, при этом удается заглянуть в него с иной стороны и показать жизненные истории многих из тех, чьи поступки тоже с полным правом можно назвать подвигом. Чтение и изучение произведений о Великой Отечественной войне – значимый этап в воспитании не только гражданина и патриота, но и читателя. Оно дает возможность убедиться ребятам в том, что чтение – это трудная душевная и эмоциональная работа, когда ты переживаешь вместе с героем не только радость, но и боль, видишь его глазами разрушения, творимые войной, и гибель близких людей.Елена БАРСКАЯ, учитель школы №1507

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте