«Что такое текст?» Школьники ответят на этот вопрос практически не задумываясь: «Текст – это несколько предложений, выражающих законченную мысль и связанных между собой по смыслу и грамматически». Ответят правильно и… не совсем точно! Давайте (хотя бы в рамках данной статьи) дополним это определение словами известного лингвиста И.Р.Гальперина: «Текст – это сообщение состоящее из ряда высказываний, объединенных разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определенный моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»1.
Это определение, прозвучавшее более сорока лет назад, сегодня актуально как никогда. К сожалению, в школьной практике негласно принято разделять текст как предмет изучения русского языка или литературы. Но надо признать, что в последние годы методисты и преподаватели обратились к комплексному анализу. При этом учащимся подчас сложно разобраться в сути самой работы, а значит, и выполнить задания верно. Плачевный результат зачастую является следствием неумения всецело воспринимать текст: и как художественное, и как языковое произведение. Задания курса литературного чтения порой сводятся к банальному «узнаванию» того или иного художественного приема, за которым теряется замысел автора, «размывается» созданная им художественная реальность. Излишняя же увлеченность рассмотрением непосредственно языковых средств и вовсе может низвести художественное произведение до так любимых многими текстов из учебника русского языка с пропущенными буквами и подчеркиванием орфограмм.Как же соблюсти баланс? Ответ напрашивается сам собой: необходимо обучать ребят не только видеть, находить тот или иной прием, но и понимать, каким образом он создается и какому авторскому замыслу подчинен. В издательстве «Экзамен» с этой целью был разработан учебно-методический комплект «Чтение. Работа с текстом» Ольги Николаевны Крыловой. В нем автор удачно объединила работу над литературно-художественным произведением с заданиями по курсу русского языка в начальной школе. Комплект адресован учащимся младших классов. Именно в начальной школе закладываются основы умения не просто читать, а вчитываться, понимать не только интуитивно, но и осознанно. Спецификой работы по комплексному анализу текста в начальных классах является небольшой (в силу возраста) читательский опыт ребят. Поэтому особую значимость приобретает выбор художественных и публицистических текстов. В пособии удачно сочетаются произведения таких признанных классиков литературы, как Л.Толстой, К.Ушинский, И.Соколов-Микитов, С.Аксаков, С.Михалков с научно-популярными и познавательными текстами из детских энциклопедий. Разнообразие анализируемого материала дает широкие возможности для работы с разными по стилю и типу речи текстами, рассматривать и анализировать различные способы выражения авторской мысли. Учитывая особенности работы в разных классах, автором предложены задания на совершенствование техники чтения (1-2-й классы), задания, направленные на развитие умения делить текст на смысловые части, составлять план текста (3-4-й классы). Одним из постоянных видов работы во всех классах остается определение главной мысли текста, его темы, а следовательно, и авторской интенции. Принимая во внимание лингвистическое и художественное своеобразие каждого текста, автором составлены вопросы, позволяющие оценить, насколько точно ребенок понимает содержание прочитанного, умеет использовать поисковое чтение – находить и аналитически обрабатывать полученную информацию. Комплекс заданий на подбор синонимов и антонимов, определение таких тропов, как сравнение, олицетворение, эпитет, не только способствует выработке навыков понимания прочитанного, но и значительно расширяет собственные лексические возможности каждого учащегося, а значит, способствует его развитию как самостоятельной языковой личности. Все это пригодится школьникам при выполнении небольших творческих работ, основанных на прочитанном тексте. В них ребятам предстоит не только высказать свою точку зрения на затронутую проблему, но привести аргументированные доказательства в ее пользу. Немаловажную роль в работах играют и задания по русскому языку. Все они основаны непосредственно на текстах и соответствуют программе по русскому языку 1-4-го классов. Такой вид деятельности видится очень полезным: благодаря разнообразному анализу языковых единиц школьник приучается соблюдать баланс между авторским замыслом и его лексико-семантическим выражением, что понадобится каждому школьнику при написании собственных творческих работ. В своих работах Ольга Николаевна Крылова успешно объединила работу по литературному чтению и русскому языку, что в целом способствует развитию познавательного интереса и активности, осознанного и вдумчивого отношения к слову и словесному творчеству, тренировке памяти и орфографической зоркости младших школьников. Но самое главное, такие виды работ направлены на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Так, комплексный анализ текста становится средством речевого развития учащихся и закладывает основы системного понимания родного языка. 1Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста». – М., 1974. – С. 67.
А.В.ПТУХИНА, методист редакции начального образования издательства «Экзамен»
Комментарии