Согласно социологическим исследованиям, все больше россиян предпочитают питаться экологически чистыми продуктами. Количество «разборчивых» потребителей постоянно растет. Интересно, что даже не очень богатые люди готовы в ущерб своему бюджету платить больше за качественные продукты. Рост их потребления приводит к тому, что многие производители пищевых продуктов готовы инвестировать дополнительные средства в экологичное производство.
В развитых странах существуют критерии, позволяющие отнести продукт к категории экологически чистых. Они не содержат:
генетически модифицированных ингредиентов;
ингредиентов, выращенных при использовании пестицидов, гербицидов и искусственных удобрений;
искусственных консервантов, красителей и вкусовых добавок.
Однако в России сегодня как такового рынка «чистых» продуктов пока нет, так как нет и единого для всей страны понятия экологичной еды. Каждый производитель понимает его по-своему. При этом маркировку «экологически чистый продукт» в соответствии с государственными стандартами запрещено печатать на упаковке продукции.
Также необходимо отметить, что чистота и натуральность продуктов в большинстве случаев относительна, да и упаковка товара вызывает сомнения. При изготовлении оболочек для «экологически чистых» продуктов часто применяются синтетические вещества, которые могут привести к серьезным заболеваниям.
Нынешняя реклама часто сопровождается различными таблицами, графиками и мнениями экспертов, которые говорят о том, что только рекламируемый ими продукт является по-настоящему экологически чистым. При этом, как правило, ничем другим, кроме рекламы и мнения оплаченных специалистов, подтвердить качество и безопасность продукции продавцы не могут. Поэтому в российских условиях словосочетание «экологически чистое» следует принимать как факт настораживающий и не заслуживающий абсолютного доверия. А сотрудничество телевизионных «экологов» и производителей – взаимовыгодное, поэтому высказывания всевозможных «экспертов» – всего лишь частное мнение, в котором учитывается личная выгода, но не здоровье потребителя. Особенно российского потребителя.
Но при этом стоит сказать, что если такие свойства продукта, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов», «Витаминизированный», «Без консервантов» и так далее, подтверждены учреждениями Роспотребнадзора и Минсельхоза России, причем у производителя есть документальное подтверждение этого, то в таком случае эту информацию следует считать достоверной. Во всех же остальных ситуациях подобные смелые заявления можно рассматривать как рекламную информацию, мало соответствующую действительности.
Но даже при наличии подтверждения Роспотребнадзора продавец не может заявлять о полной экологической чистоте своих продуктов, так как нет ничего абсолютно чистого. Те или иные загрязнения могут присутствовать в окружающей среде в пределах допустимых концентраций, упаковка продукта может содержать потенциально вредные вещества.
При покупке продуктов не стоит обращать большого внимания на красивый внешний вид. Многие натуральные продукты можно охарактеризовать как «на лицо ужасные, добрые внутри». Пусть яблоки будут не совсем ровные и гладкие (зато без химикалий), картошка – небольшая, цыплята – раза в два худее, чем «генномодифицированные» бройлеры. А чем тверже огурцы, тем больше вложено в них азотистых соединений…
Питаться здоровой и чистой пищей сегодня стало модно. Говоря об «экологически чистых» продуктах, нельзя не рассказать о так называемом демонстративном потреблении. Заключается оно в том, что люди стремятся выделиться из толпы и подчеркнуть свой статус и особое положение. Причины такого поведения следующие: «уравниловка», наблюдавшаяся во времена Советского Союза, особенности менталитета, слишком «легкие» и незаслуженно высокие доходы у многих потребителей. А формулировка «экологически чистый продукт» идеально подходит для демонстративного потребления. Продавцы продуктов питания эту особенность многих российских потребителей весьма четко определили и активно ею пользуются. Если для человека более важна сама надпись «экологически чистый», нежели реальное качество продукта, то продавец всегда будет готов предоставить ему подобную «услугу».
Сегодня российский потребитель ведет себя весьма специфично и очень часто нерационально. Человек, имеющий хорошее образование, никогда не признает абсолютную чистоту продукта, который подвергался неоднократной заморозке, который привезен из стран, где активно применяются пестициды и генномодифицированные вещества, или упаковка которых состоит из потенциально вредных синтетических полимеров. Если человек хочет употреблять в пищу по-настоящему экологически чистые продукты, то ему необходимо выращивать их на своем загородном участке.
Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики лицея города Лобни, учитель года Московской области-2006
Комментарии