search
main
0

Чистота – залог культуры

Самая главная беда планеты…

Собачка весело вильнула хвостиком и подбежала к кустику. Присела, игриво поднатужилась и справила нужду. Тут же метнулась в хозяйке, виляя хвостиком в прежнем озорном ритме. Будто бы напрашивалась на комплимент и похвалу. Хозяйка не оценила игривость своего маленького четвероногого спутника, не отругала его, но молчаливо и сурово сдвинула изящно подкрашенные брови и вынула из кармана пакетик, в который ловко и аккуратно (дело привычное!) сгребла бурые катышки. Оглянулась в поисках урны и сунула пакетик обратно в карман. Сценка меня сначала позабавила. Но потом я заметил, что так в Таллине поступает каждый владелец животного. Улицы эстонской столицы поражают своей чистотой. Она тут (как я убедился не только в пределах города) некая идея фикс, едва ли не маниакальная цель…

Трубочист делает решительный шаг по булыжной мостовой

 

Может, это и не самая главная (а может, и главная!) беда планеты, но то, что это насущная проблема, которую необходимо решать человечеству, несомненно. Очевидность ее меня в свое время потрясла в Индии. Нередко возле очередной закусочной я озирался в поисках места, где можно пристроить остатки трапезы (трудно привыкать к перченой пище) и пустую посуду. Хозяин, заметив мое смятение, делал весьма выразительную отмашку ладонью. Жест мог означать все что угодно, на этот раз: бросай куда угодно, хоть за спину, хоть под ноги. Так и поступают индийские едоки.

На горы мусора, которые высятся вдоль магистральных дорог, никто внимания не обращает. Зачем? Есть горные хребты, сотворенные природой, есть горы, сотворенные человеком. Какая разница? Мусор – это составная суетных будней, терпимая реальность, более того, естество, которого как бы и стыдиться не стоит. Как и бедность, это не порок. С подобным отношением к мусору я не раз сталкивался и у нас. Как-то, выискивая на берегу реки место, где можно порыбачить, встретил мужичка, который с ведром направлялся к воде. «И куда эту тару девать?» – спросил я, обозревая кладбище пластиковых бутылок. «Вода заберет», – равнодушно ответил селянин. «Куда заберет?» – тут же сорвался второй вопрос. Риторичность его была очевидна, однако мужичок бодро и со знанием дела выдал: «В другое место».

В истории Земли началась новая геологическая эпоха – мусорная. Мусор преображает не только облик планеты, но и человека. Все его сферы жизни сегодня во власти мусора. И власть эта становится все наглее и ненасытнее. Археологи называют культурным слоем то, что им удается найти в мусорных остатках далекого прошлого. Сегодня «мусор» и «культура» во многих местностях уже стали синонимами. В какой мере человек осознает эту мусорную проблему? Как пытается с ней бороться? Поделюсь своими впечатлениями от недавнего посещения Таллина. В Старом городе гостей привлекает бронзовая фигурка трубочиста, который делает решительный и твердый шаг по булыжной мостовой. Это не только памятник старинному ремеслу, но и своеобразный символ культурологических устремлений человека, старающегося очистить от грязи и мусора свою среду обитания. Соответственно, и душу. Кстати, вот почему в Эстонии так популярен летний праздник Ивана Купалы, главным атрибутом которого является очистительный огонь.

Про емкости с раздельными отходами говорить не приходится. Это уже повседневная бытовая классика большинства европейских городов. О серьезности проблемы мусора и отходов и отношения к ней эстонских властей говорит создание таллинского центра отходов. В ближайшие годы по примеру ряда Скандинавских стран в городе появятся современные и удобные станции по приему отходов с оригинальной архитектурой, кафе, рабочими мастерскими и учебными классами по популяризации циркулярной экономики.

Кстати, в нее по требованию Евросоюза до 2025 года будет направляться более половины отходов по типам и направлениям. На станциях помимо сбора отходов по типам будет происходить возвращение в оборот подержанных, но еще вполне функциональных вещей. В мастерских можно будет отремонтировать мебель, велосипеды, бытовую технику. Под руководством мастеров жителям можно будет самим заняться ремонтом старых дверей и окон, лестниц, мебели, сельскохозяйственного инвентаря. Все это имеет не столько производственную, сколько образовательную цель. Рядом со станциями планируется открыть магазины товаров вторичного использования.

Помимо того чтобы подарить вещам новый жизненный цикл, город стремится в большей степени использовать то, что раньше называлось компостом, то есть биоразлагаемые отходы. Речь прежде всего о хлебе насущном – нашей пище. Что производим, из чего готовим, что едим. Вернее, об отходах и остатках того, что производим, прежде – из чего готовим и что едим. Это почти треть продуктов – добытых, выращенных, обработанных, произведенных, приготовленных. Как это ни парадоксально (и печально одновременно!), но именно в странах с высоким уровнем жизни огромное количество вполне съедобной еды оказывается на помойке. В Европе к таким отходам, а они иногда достигают до 100 килограммов на человека в год, чаще всего относятся мятые фрукты и овощи, несвежий хлеб, выпечка, молочные продукты и напитки.

Невозможно двигаться вперед с головой, все время повернутой назад. Но время от времени оглядываться на пройденный путь стоит. Уверен, что многие сегодняшние проблемы можно решить (или хотя бы попытаться это сделать), повнимательнее приглядевшись к опыту предков. Компостирование – создание органических удобрений в результате разложения различных органических материалов (в основном сельхозотходов, остатков пищи) уже было известно и использовалось людьми не менее 4000 лет назад. Что старина, то и деянье. Часто забытое, но весьма полезное для современного уклада. Для сбора биологических отходов и последующего превращения их в компост в Таллине по предварительной заявке всем жителям (в первую очередь частных домов) будут розданы специальные контейнеры.

Еще такой нюанс в связи с проблемой замусоривания обитаемой среды. Весенним преображением назвали городские власти уборку улиц. Это не только очистка их от грязи и избавление от случайного мусора, который накопился под снегом. Отмечу несколько разумных решений мусорных городских проблем, «очистительных» инициатив, достойных внимания жителей других городов (не только, понятно, столичных) за пределами Прибалтики.

Одна из бед приморского Таллина – чайки, вороны, голуби, которые устраивают гнезда на крышах домов и балконах, в сенных нишах и вентиляционных трубах, изрядно загаживая все вокруг. Как поступить? Лишить птах их исконных мест гнездования или оставить все как есть, разрешив пернатым вести себя в городской среде как им заблагорассудится? Эксперты помощи птицам советуют горожанам по весне все же очистить крыши от остатков прошлогодних гнезд, вытоптанных птенцами.

Следует убирать и растущий на крышах мох, так как той же чайке стоит примять его клювом, как туда уже можно класть яйца. Постоянно подчищая за чайками по весне их старые гнезда, человек как бы деликатно намекает птахам, чтобы они устраивали свои квартиры в других местах, которых полно за городом. При этом власти предупреждают, что старые гнезда можно убирать только до тех пор, пока там не появятся яйца, поскольку уничтожение яиц или даже нарушение покоя птиц категорически запрещено.

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте