Общаясь с воспитателем детского сада №88 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Натальей Одинцовой, я не старалась понять, почему она стала абсолютным победителем конкурса «Воспитатель года России-2015». С ней было просто интересно общаться! Вместо запланированных 30 минут мы разговаривали два часа, но я, например, так и не наговорилась. Не для статьи, просто хотелось узнать, что Наталья Николаевна думает вот еще об этом… и о том… А началось интервью с темы, больной для многих воспитателей, – родители нынче приходят в детский сад не только с благодарностями, но и с требованиями, порой весьма жесткими.
– Меня поражает: родители иногда заявляют, что знают лучше, чем педагог, как надо воспитывать, образовывать…- Иногда это действительно так. Люди разные. Есть сознательные родители и несознательные педагоги. И если сознательный родитель столкнется с несознательным педагогом, он имеет моральное право предъявить претензии. Другое дело, кто будет их судить. Иногда действительно бывает так, что компетентный родитель вынужден отстаивать интересы своего ребенка перед некомпетентным педагогом. Сейчас глобальная задача – чтобы в нашей профессии были профессионалы. Мне кажется, развитие профессии воспитателя должно идти двумя путями. Есть локомотив, который тащит всю систему. И есть надежный состав. Локомотив должен быть сильный, мощный, современный, продвинутый, напичканный электроникой. Его надо чистить, смазывать – имею в виду меры популяризации профессии – вот этот конкурс, сюжеты в газетах, телевизионные новости и так далее. Но в то же время, если состав будет древний и рассыпающийся, ничего не получится. Однако когда мы говорим об инновациях, мы должны понимать, что инновационная работа не для всех. – А у вас есть возможность видеть работу коллег, например их мастер-классы, как на конкурсе «Воспитатель года»?- К сожалению, нет. Надеюсь, что найдутся ресурсы, чтобы собрать воспитателей на фестиваль для обмена опытом. Но, увы, есть такой момент… Учителя имеют возможность оставить на какое-то время свое рабочее место, найти себе замену. Воспитателя некем заменить. Нехватка кадров острейшая. Я работаю в хорошем детском саду, у нас прекрасный коллектив, люди друг друга поддерживают. И то во время предконкурсной подготовки были задействованы ресурсы всего коллектива. То, к чему стремятся конкурсанты, что мы показываем на конкурсе, – это идеально чистое вещество. Конкурсное педагогическое мероприятие – это выжимка, квинтэссенция, идеальный образ занятия. – Но для вас как для практикующего педагога есть польза, когда вы создаете такое занятие?- Конечно, есть! Может быть, этот идеальный образ занятия у меня в голове бы был, но за буднями не нашлось бы времени для того, чтобы дать этому продукту жизнь. А здесь такая возможность есть.- Расскажите о детском саде, в котором вы работаете.- Это известный в нашем районе города детский сад, в который родители хотят попасть. В первую очередь благодаря коллективу. У нас замечательная заведующая Наталья Сергеевна Торопова. Она за своих горой, многое делает ради доброго имени детского сада. На хорошем уровне ведется оздоровительная работа, что очень важно. У нас есть фантастический человек, из тех людей, которые никогда не пойдут на конкурс, но которые все время совершенствуются, – Елена Владимировна Казанская, врач ЛФК. Осматривает деток, дает консультации родителям. Я горжусь, что работаю рядом с ней. У нас проходят чудесные музыкальные праздники, зрелищные мероприятия, которые требуют больших трудозатрат от воспитателей, но зато родители довольны. Старший воспитатель Марина Антониевна Аванесова – наша «мама», она чувствует внутреннее настроение всего детского сада и прикладывает силы, чтобы люди не выгорали, чтобы все было гармонично. Хотя она не психолог… На базе нашего детского сада в этом году открылся виртуальный филиал Русского музея. У нас есть кабинет музейной педагогики, в котором проводятся занятия. Их ведет Оксана Анатольевна Игнатчик, кстати, лауреат конкурса «Воспитатель года России-2012». Есть УМК «Мы входим в мир прекрасного», базовая программа. Оксана Анатольевна доработала ее для нашего детского сада. Я очень благодарна коллеге за помощь в подготовке к конкурсу, она дала мне немало практических советов.У нас много воспитателей, которые честно делают свое дело. Уважение к личности ребенка – кредо нашего сада. Есть традиция отмечать День защиты детей совместным мероприятием с детьми. Обычно это массовое мероприятие на улице – физкультурное либо что-то вроде квеста. Такие события сплачивают детей, родителей, коллектив. А для детей это первый опыт социализации, ощущения себя частью общества. А в конце года взрослые играют для ребят спектакль. Этим занимается наш музыкальный руководитель Елена Николаевна Храмлюк. У детей глазенки горят! – Как вы попали в такой замечательный сад?- Я окончила факультет коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. На последнем курсе родилась дочка Анастасия, в миру Ася, сейчас ей уже 15 лет… Когда ребенку было три года, решила найти ей хороший детский сад, а сама хотела выйти на работу. Хотела работать логопедом. Нашла 88-й детский сад – хорошие отзывы, имя. К сожалению, не была свободна вакансия логопеда, устроилась воспитателем. Мне дали подготовительную группу, непростой коллектив, сборный. Очень помогали коллеги в тот первый год.- Было страшно?- Уже не помню. Помню, что пришлось мобилизовать все ресурсы. Я очень ответственный человек. А у каждого воспитателя есть страхи. Об этом редко говорят. Страхи связаны с тем, что ты отвечаешь за жизнь и безопасность ребенка. Иногда он просто держит за горло. Есть воспитатели, которые на прогулке с детьми все время их пересчитывают. В этом специфика нашей профессии – постоянная ответственность. Заведующая на каждом совещании говорит: самое главное – охрана жизни и здоровья, все остальное потом… Потом вела старшую группу в паре с коллегой. Оказалась в поле, созданном другим воспитателем, приняла созданные не мною традиции и правила.А потом была младшая группа. И это уже были мои дети, их вела от начала до конца. – В чем для вас удовольствие от работы воспитателем? – Во-первых, я ответственная, я радуюсь, когда у меня что-то хорошо получается. Во-вторых, дети. Но я терпеть не могу, когда говорят: «Я люблю детей». Нельзя любить всех детей. Это обезличенно. Это штамп, шаблон: «Педагог должен любить детей». Педагог должен быть профессионалом, он должен честно выполнять свою работу. Он должен уметь работать даже с тем ребенком, который напоминает ему мальчика Васю, кинувшего в него лопаткой в ясельной группе. Мы личности, и они личности. Я не всех люблю. Многих уважаю. Мне очень нравится, когда я что-то придумываю для ребят, а они это «берут», им это по душе. Вот, например, когда готовилась к конкурсу, возник проект «День яйца». Мы растворяли яйцо в уксусе, рассматривали его, крутили, проверяли, сырое или вареное. Мне помогали пять мамочек – спасибо им! Я сделала игру с перепелиными, куриными, утиными яйцами. Дети обменивались ими, собирали по гнездам. Затем действо плавно перешло на улицу. Мы искали яйца динозавра на детской площадке. У детей глазки горели. И потом мы пошли по дороге из сырых яиц. Оказывается, если яйца выстроены строго одним концом, строго перпендикулярно и если наступать на них полной стопой, по ним можно ходить! И еще мы кидали яйцелеты со второго этажа. Родителям было дано задание вместе с детьми сделать конструкцию, в которую помещается сырое яйцо, конструкция скидывается со 2-го этажа, и яйцо остается целым. Идею взяли у американцев. Придумывали яйцелеты в основном родители. А дети рассказывали, как это было сделано. Одна семья взяла мотоциклетный шлем, его залили монтажной пеной, вырезали дырку, засунули туда яйцо, и это все летело. Я внизу вынимала яйцо, показывала – целое!- Как жаль, что я не видела педагогического мероприятия, которое вы давали на конкурсе. Расскажите о нем, пожалуйста.- Сейчас детям совершенно необходимо научиться видеть мир вокруг, обращать на него внимание. У них нет привычки щупать, трогать мир, у них огромное количество ограничений. А мне хочется рамочки немного раздвинуть, некоторые ограничения убрать. Поисково-исследовательская деятельность требует ресурсов. После таких занятий остается много мусора… Но интересная работа всегда неаккуратная!Занятие было построено на принципе «Удиви и заинтересуй». Сначала занятие должно было быть квестовонаучным, а потом возникла сказочная идея. Я фея воды, которая приглашает детей в свое царство. Я рассказываю о воде в разных видах. Появляется фея летнего дождя, фея грозы и самая любимая – веселая фея фонтанов. Говорю, что случилась беда, прилетела волшебница Засуха и убедила фею фонтанов, что она больше не радует людей, ее чудесные танцы никому не нужны. Фея фонтанов поверила и заснула. Но если мы наполним кристаллы удивлением и радостью, то фея фонтанов проснется. И мы начали удивляться. Делали эксперименты с водой. Например, вытираем мокрые ручки – куда вода пропала? Впиталась в полотенце. Эксперимент с порошком суперабсорбентом – в него выливается много воды, и получается снег. А вода куда пропала? Впиталась. Я взяла два стакана – с соленой и пресной водой. В оба стакана капнула пищевой краситель. В пресной воде соль растворяется. А соленая вода плотная, краска не растворяется сразу, остается на поверхности. Капаем снова и снова – краска лежит слоем. Самое время сказать о плотности воды, что соленая вода держит на поверхности краску, потому что плотность у нее выше, чем у пресной. Дальше наливаю стакан до краев водой, накрываю картонкой, переворачиваю. Что будет, если отпущу? «Разольется!» – говорят убежденно дети. Отпускаю – держится. Почему? «Приклеился», – догадывается кто-то. Да, но не только. Вспоминаем, как действует давление воздуха. Затем ставлю друг на друга стаканы с соленой и пресной водой, убираю картонку. «Сейчас все смешается!» – волнуются ребята. Оказывается, не смешается. Соленая вода тяжелая, она держит на поверхности пресную. Потом беру колбы с соленой и пресной водой, кладу в них яйца и прошу ребят сделать вывод. С помощью моих наводящих вопросов они все объясняют. Я говорю, что они молодцы и что у меня есть для них «удивление» лично от меня, а не от фей. Показываю, как рисовать в технике эбру, и у нас начинается феерия творчества. Демонстрирую только фрагмент этой технологии, конечно, ведь времени совсем немного. Уже нанесены круги, мы палочкой их превращаем в цветы. Кладем сверху лист, и рисунок на него переходит. У детей – восторг! Кстати, замечу, что очень отзывчивые детки…Итак, наудивлялись и наконец пошли будить фею фонтанов. Я держу чашечку с кристаллами, мы стоим вокруг фонтана и вспоминаем, что нас удивило. Вместе говорим: «Удиви нас, фея фонтанов!» Кидаем кристаллы в воду, я ногой нажимаю на кнопочку, и фонтан включается. Начинает играть музыка. Мы танцуем! P.S. Мою собеседницу увели коллеги праздновать победу в конкурсе. А я еще раз прослушала на диктофоне слова, сказанные Натальей Одинцовой на сцене зала Дома правительства Московской области. Они шли от сердца: «Мастерство педагога могут оценить только его воспитанники и Господь Бог. Я увезу в Санкт-Петербург Хрустальную жемчужину, но часть своего сердца я оставлю в первых рядах этого зала, где сидят конкурсанты. Коллеги, вы прекрасны! Может быть, вы помните мое педагогическое кредо? «Одно маленькое дело важнее тысячи громких слов». Я бы хотела призвать тех, у кого есть возможности, – делайте больше для дошкольной педагогики, для воспитателей, для детских садов. Вы будете делать это для нашего будущего».
Комментарии