«Дочь» – второй совместный фильм Натальи Назаровой и Александра Касаткина. Зная их первый опыт – «Слушая тишину» 2006 года, – понимаешь, что переклички между ними не случайны. Авторов картин интересует – и это поистине редкость в современном кинематографе – созревание души. Души, чистой и первозданной, в трепетной оболочке, особенной, непохожей на других девушки.
Героиня «Слушая тишину», Настя – девочка из забытого в степях поселка, приехавшая в мегаполис поступать в консерваторию, – кажется блаженной. Она и есть блаженная: в ней живет музыка – как дыхание Бога, как пуповина с чистым и прекрасным прамиром. А вот ее сестра Аля живет жестокой реальностью – от ее материнских сил и железной воли зависит жизнь сына, умирающего от поражения почек. Она озлоблена несправедливостью этого мира, тем более что перед ее глазами проходит жизнь человека, который живет в свое удовольствие, походя ломая судьбы окружающих. Поэтому и поступки – ответы этому миру – у сестер абсолютно разные: Аля стреляет в ненавистного олигарха, который уволил ее с работы, а Настя отдает здоровую почку племяннику, зная, что вторая неполноценна. В «Дочери», получившей на фестивале главный приз общественного жюри газеты «Московский комсомолец», мы вновь видим чистую душу – старшеклассницу Инну из крохотного районного городишка, которая обожает своего отца и маленького младшего брата и, кажется, абсолютно не замечает убогости окружающей жизни. Ее гармония с миром вопиюще несовременна. Может быть, именно поэтому так хочет ее понять до неприличия современная одноклассница Маша, которая, как многие ее сверстники, уже пропитана духом цинизма. По сравнению с этим курение, выпивка и позывы плоти кажутся не столь страшными. А чем еще прикажете заполнить зияющую внутреннюю пустоту человеку, не получившего «стартового капитала» души – родительской любви? А вот у Инны есть это неоценимое сокровище – забота отца. И пусть эта любовь деспотична и ревнива – отец не разрешает дочери ходить на местную дискотеку, одеваться по моде и вообще строго блюдет ее нравственность, – девочку греет его внимание. Юной актрисе Марии Смольниковой, как и исполнительнице роли Насти Алине Сергеевой, безусловно, веришь. И вот в этот нежный, почти стерильный мир вторгаются не только пошлость, но и чудовищное насилие. В городке прокатывается волна убийств, причем неизвестный маньяк убивает юных девушек – ровесниц Инны. Как выясняет следствие, все жертвы были в подпитии и посещали дискотеку. Одна из убитых девочек – дочь местного священника. Это отдельная линия в фильме, своей этической напряженностью отсылающая к Достоевскому. Показателен диалог между батюшкой и Машей, которая попыталась соблазнить его сына. «А есть он, Бог-то?!» – кричит девушка, требуя у него ответа за всю жестокость и бессмысленность мира. «Есть», – твердо и кротко говорит священник, и его слово не формальная отговорка, в нем все душевные муки, через которые проходит человек к свету. Батюшка никому не читает нравоучений, он вообще человек редкой совести, наверное, даже святости. Потому что кто еще способен простить убийцу своего ребенка? Он не выдаст пришедшего в храм преступника и, превозмогая отцовскую боль, даже предложит убийце помощь. Авторы показали другой полюс этого мира, без которого тот не может жить. Иначе что без него делать запутавшемуся человеку, тому же убийце? Ближе к концу картины мы начинаем догадываться, что это… отец Инны, по всем признакам хороший человек. Он за копейки чинит людям холодильники и помогает мигрантке из ближнего зарубежья с больным ребенком. Что толкнуло человека на такие дикие преступления? Душу отца Инны переклинило из-за потока душевной мерзости и грязи, в котором тонут прежде всего дети. Есть от чего сойти с ума, особенно если допустить мысль, что зло можно победить его же методами. «Я их очищал», – скажет безумец про убитых им девочек.После поимки убийцы обывательский страх превращается в звериную жажду мести, которая обрушивается на Инну. Пережить это, как и принять тот факт, что именно любимый и почитаемый отец убил всех этих девочек и ее подругу Машу, она не может. Кома после принятия смертельной дозы таблеток была бы, наверное, самым правдивым финалом ленты. Но Назарова и Касаткин дали героям шанс на единственно возможный счастливый финал. И в том, что в мире осталась эта чистая, несмотря на испытания, душа, есть надежда и для остальных…Подробнее о программе «Наше новое детское кино» читайте на нашем сайте www.ug.ru
Комментарии