В марте в Рязанском областном институте развития образования состоялся семинар начальников муниципальных органов управления образованием, посвященный вопросам создания системы гражданско-правового образования в регионе. Он проходил под эгидой Проекта “Правовое образование в школе” Российского фонда правовых реформ и стал итогом сотрудничества Управления по делам образования, науки и молодежной политики администрации Рязанской области и Проекта.
Впрочем, этому предшествовало еще одно обстоятельство. В конце прошлого года в Рязанском институте развития образования состоялся региональный обучающий семинар для учителей обществознания и права, на котором педагоги высказали пожелание: познакомить управленцев, от которых в конечном счете зависит судьба правового образования в Рязанской области, с проектом концепции правового образования, а также с современным учебно-методическим комплексом по курсу “Основы правовых знаний”. Таким образом, мартовская встреча руководителей стала логическим продолжением сотрудничества педагогов-рязанцев и московских коллег из фонда.
Важность сотрудничества с Российским фондом правовых реформ отмечал начальник областного управления образования А. Канунников. В своем вступительном слове он подчеркнул, что задачей номер один для школ области является создание эффективно функционирующей системы гражданско-правового образования, причем речь идет не только о школьниках, но и о дошкольном звене, а также студентах начального, среднего и высшего профессионального образования. Только от такого взаимодействия можно будет в перспективе ожидать результатов: образование гражданского общества и реально существующего правового государства.
Мартовский десант московских коллег в Рязанский областной институт развития образования оказался весьма скромным по сравнению с декабрьским: на встречу с руководителями образования приехал один из авторов методики курса “Основы правовых знаний” – кандидат юридических наук Елена Певцова. Это значит, что система правового образования на региональном уровне начинает постепенно “вставать на крыло” и уходить в “свободный полет”. Об этом, в частности, свидетельствует то, что в ходе данной встречи ее участники получили для работы и обсуждения проект региональной концепции гражданско-правового образования. Елена Александровна с присущим ей умением всего за несколько часов сумела раскрыть многие проблемы гражданско-правового образования и их видение на федеральном уровне. Руководителей управлений образования интересовали многочисленные вопросы практического характера: как выстраивать учебные планы образовательных учреждений, включающихся в эксперимент по гражданско-правовому образованию, будут ли включены вопросы права в тесты ЕГЭ и в каком объеме, будут ли выделены часы на изучение права?
На вопрос о том, как проблемы гражданско-правового образования будут решаться в Рязанской области, в ходе семинара отвечали преподаватели и методисты, которые приняли участие в разработке проекта региональной концепции. Среди самых первых шагов, связанных с подготовкой кадров, были названы семинар тренеров и курсы повышения квалификации учителей сельских малочисленных школ по теме: “Современный урок права в системе школьного гражданско-правового образования”, которые проводятся силами рязанских педагогов, обученных сотрудниками Проекта “Правовое образование в школе”.
Валентина МОСТЯЕВА,
доцент кафедры общественных
и экономических дисциплин и социальной политики
Института развития образования
Рязань
Комментарии