Организационный момент. (Проверка готовности к уроку).
Устная работа. Посчитайте предметы на наборном полотне. (Восемь предметов). Сосчитайте другие предметы. (Пять предметов). Каких предметов больше? Как это доказать? (Нужно установить взаимно-однозначное соответствие, то есть расположить предметы парами).
Один ученик у доски располагает сосчитанные предметы парами, остальные дети на местах наблюдают и готовятся сделать вывод. (Этих предметов больше, потому что остались без пары, им не хватило пары).
А теперь нужно сосчитать вот эти предметы. (Девять). Считать будем все вместе, но по-разному. Ученик у доски будет громко считать предметы. А остальные дети на местах названное число записывают цифрой на своем пишущем экране. Сколько предметов сосчитано учеником у доски? Поднимите свои экранчики, чтобы узнать, правильно ли сосчитаны предметы.
Вопрос к детям в классе: какие цифры у вас вызвали затруднение в написании? (Цифры 2, 3, 8). Почему? (Потому что писать их еще не научились).
Постановка целей и задач урока. Сегодня на уроке мы научимся писать только одну пока еще незнакомую цифру – цифру 3.
Устная работа по теме урока. Выложите на стол одну счетную палочку, положите еще одну, еще одну. Сколько полочек стало не столе? (Три). Как три палочки оказались на столе? (Сначала одна, потом еще одна, потом еще одна). У учителя на доске нарисованы палочки.
Вывод делает учитель: К одной палочке прибавили одну, а потом еще одну, и палочек стало три. Положите на стол две счетные палочки, а потом еще одну. Сколько стало палочек? Как получили три палочки?
Вывод, аналогичный первому, делает учитель. Положите на стол одну палочку и еще две. Сколько палочек на столе? Как получили?
Вывод учителя, аналогичный первому и второму. Как можно получить число 3?
Окончательный вывод делают ученики класса. Как удобнее получить число 3? (К числу 2 прибавить число 1).
Закрепление знаний о числе 3.
Положите три счетные палочки разными способами:
Рис.
Одинаковые вы выполнили построения? (Нет). Что изменилось? (Форма). Что оставалось неизменным? (Цвет палочек, размер палочек, количество палочек). Сколько палочек использовали для построения? (Три палочки). Оглянитесь и назовите три предмета в классе.
Работа по учебнику.
Вы очень внимательно наблюдали за палочками, выполняя с ними различные построения, и поэтому сделали правильный вывод. А теперь посмотрите на иллюстрацию учебника и скажите, в чем сходство всех рисунков, изображенных на этой странице?
1) На каждом рисунке изображены яблоки. 2) Все яблоки одинаковой формы. 3) Все яблоки лежат на тарелочках. 4) Все тарелочки одинаковые по форме, размеру, цвету. 5) У каждого яблока есть листик.
Молодцы! Закройте учебники.
Физкультминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали раз, два, три,
Ножками потопали раз, два, три.
Обучение написанию цифры 3. Чтобы записать, что у вас на столе три счетные палочки, что маленькому ребенку три года, что в нашем классе три окна, используют цифру 3.
Учитель показывает демонстрационную карточку. А писать ее нужно так: в клеточке крупного размера на доске учитель показывает образец написания и сопровождает свои действия словами:
Это месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь – посмотри:
Получилась цифра 3.
Попробуем написать эту цифру на своих пишущих экранах, проговаривая мое стихотворение. (Пишут несколько цифр). Посмотрим на карточку. (На каждого ученика заготовлена карточка с образцом написания). Обведите в воздухе эту цифру, проговаривая стихотворение. (Обводит несколько раз).
Работа в тетради. Откроем тетради на печатной основе, напишем по точкам цифру 3, проговаривая стихотворение. (Пишут строчку в тетради). Напишем цифру 3 самостоятельно. Откройте рабочие тетради, еще раз посмотрите карточку-образец на прописанную цифру. Напишите эту цифру. (Дети пишут строчку цифры 3 в рабочей тетради, учитель следит за осанкой, за правильностью написания, помогает в написании затрудняющимся ученикам).
Физкультминутка.
Митя шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз-грибок,
Два-грибок,
Три-грибок,
Положил их в кузовок.
Определение места числа 3 в натуральном ряду чисел. А куда же мне на наборном полотне поставить карточку с цифрой 3? Я смогу это сделать, если вы назовете соседей числа 3. (Числа 2 и 4). Действительно, число 3 имеет соседей: слева – число 2, справа – число 4.
Светлана РЯБОВА,
учитель начальных классов
Глазов
Комментарии