Данное мероприятие предназначено для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учебе. Викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе. В игре принимают участие три команды произвольной численности. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые. За неделю до ее проведения учитель знакомит игроков с сеткой викторины и темами резервных вопросов (о которых будет сказано ниже), дает необходимые пояснения и список рекомендованной литературы.
Линия I: вопросы касаются различных разделов математики и физики.
Линия II: вопросы по истории, литературе, географии.
Линия III: вопросы по химии и биологии.
Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на время одно и то же задание, которое в дальнейшем будет называться предварительным. Команда, которая раньше других правильно выполнит это задание, начинает игру первой. Учитель читает вопрос вслух для зрителей, а команде дает карту с его записью. Стартовый вопрос состоит из двух частей: основного (N 1) и дополнительного (N 2), который задается в случае неправильного ответа на основной вопрос (после хода соперников). Верно ответив на него, команда после хода соперников выбирает тему следующего вопроса, пользуясь указателями – стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры. В случае если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов, приведенных ниже, или тем, возврат к которому невозможен. Побеждает команда, первой ответившая на один из трех вопросов “линии финиша”.
Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему викторины как игровое поле.
Викторина
“Интеллектуальный лабиринт”
Основная сетка викторины:
Линия I: Точные науки.
Линия II: Гуманитарные науки.
Линия III: Естественные науки.
Резервные вопросы:
Для линии I:
1) Шкала Цельсия;
2) Нобелевский лауреат.
Для линии II:
1) Имя “Зверя”;
2) Айсберг для “Титаника”.
Для линии III:
1) Запасной вариант;
2) Химик или композитор?
Стартовые вопросы:
Линия I:
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ БОГА.
1) По словам Платона, Бог всегда является ученым именно этой специальности. (Геометрия)
2) Об этой науке Цицерон сказал: “Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне – чтобы измерять земельные участки”. (Геометрия)
Линия II:
МИЧМАН, ХИРУРГ, “КАЗАК” и…
1) Языком произведений этого “казака” восхищался И.С.Тургенев, но к казачеству отношения наш герой не имел, карьеру он начинал мичманом, позже стал известным хирургом, на руках у него умер А.С.Пушкин. Прославился он, однако, совсем не этим, а запрещенными цензурой сказками.
(В. Даль)
2) Главным трудом нашего героя стал многотомный “Словарь живого русского языка”, содержавший 200000 слов, 80000 из которых собраны автором. (В. Даль)
Линия III:
“ЕГИПЕТСКАЯ” НАУКА.
1) К. Циолковский, работая школьным учителем в гимназии 2-й ступени города Калуги, преподавал там физику, астрономию, математику и этот предмет. (Химия)
2) Эта наука возникла в Древнем Египте (который назывался “Черной землей” – Та-кемет), о чем и говорит ее название. (Химия).
Вопросы по указателям:
“СРЕДИННОЕ” ЗНАНИЕ.
Как вы думаете, какую науку в Византии называли “срединным знанием” и “изучением бестелесных понятий”? (Математика).
“МИР И СПОКОЙСТВИЕ”.
По иронии судьбы девизом этой страшной женщины были слова: “Приношу мир и спокойствие”. В историю она вошла как один из организаторов события лета 1572 г., узнав о котором папа римский Григорий ХIII приказал иллюминировать Рим и выбить памятную медаль, а испанский король Филипп II отправил королю Франции письмо, в котором выражал восхищение “сыном, что у него такая мать, и матерью, что у нее такой сын”. Что же произошло в том году во Франции и кто такая героиня нашего короткого рассказа? (Резня протестантов – обычно ее называют “Варфоломеевской ночью”, но это не совсем верно, так как продолжалась она 2 недели. Екатерина Медичи, мать Карла IХ).
“ЛЮБИТЕЛЬ СТРОИТЬ”.
Именно этот знаменитый Новгородский и Киевский князь в русских летописях получил прозвище “Хоромец” – “Любитель строить”. (Ярослав Мудрый).
УЧЕНЫЕ БРАТЬЯ.
Дед этих выдающихся русских ученых был крепостным, отец – одним из директоров Трехгорной мануфактуры. Один из наших героев стал известным физиком, президентом АН СССР, благодаря его работам были созданы “лампы дневного света”. Другой – знаменитым биологом, установившим 7 основных географических центров происхождения культурных растений. Назовите их фамилию. (Вавиловы)
ПОБЕДА НА КОЛЕНЯХ.
Начальный курс математики наш герой “подслушал”, стоя за дверью соседнего дома. Впоследствии он изобрел множество механизмов, начиная от циркуля и счетной линейки до машины, которая поднимала воду на поля. Он много занимался физикой и астрономией и всем известна его фраза, благодаря которой он, по выражению А. Штекли, сумел “победить на коленях”. (Галилей; фраза – “А все-таки она вертится”)
ПЯТЬ ИМЕН.
В этом государстве человек мог иметь до пяти имен: первое было личным, второе – указывало на принадлежность к роду, третье – семейное прозвище, четвертое – прозвище за особые заслуги, пятое указывало на старшинство. (Древний Рим)
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.
Все элементы клеток создаются заново по команде ядра, но есть и исключение. Назовите внутриклеточные элементы, которые размножаются сами, как настоящие бактерии. (Митохондрии).
НАУКА АТЕИСТОВ.
По мнению ревнителей Корана ХII века, немногие из тех, кто увлекся этой точной наукой не стали вероотступниками. Назовите ее. (Математика)
СОЗДАТЕЛЬ ДИАЛЕКТИКИ.
Этот древнегреческий ученый составил первую систему аргументации, назвав ее диалектикой. Цель этой системы: заставить оппонента опровергнуть самого себя. Состоит она из следующих частей:
1) Ирония = индукция – раскрытие внутренних противоречий аргументов оппонента;
2) Майевтика (буквально “помощь при родах”) = определение – стадия, на которой у противника должна появиться мысль, нужная оппоненту.
Интересно, что некоторые исследователи пытались доказать, что этот знаменитый философ – всего лишь литературный персонаж, а знаменитый драматург Аристофан нарисовал карикатурный образ нашего героя в комедии “Облака”. Погиб же он, будучи осужден гражданами Афин “за непочтительность к богам”. (Сократ)
“МАТЬ ИСТОРИИ”.
Как вы думаете, какую страну Марк Твен называл “матерью истории”, “бабкой легенды”, “прабабкой преданий”, “чей вчерашний день не моложе самой глубокой древности остальных народов”? (Индия)
ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ КОТА.
Этот элемент, регулирующий деятельность щитовидной железы, играет большую роль в жизнедеятельности организма человека. Судя по дословному переводу с латинского языка, он должен быть фиолетового цвета, а открытием его человечество обязано коту, который случайно опрокинул колбы с серной кислотой и спиртовым раствором морских водорослей. (Иод)
Вопросы линии финиша.
ЛЮБИМАЯ ФРАЗА ЭВКЛИДА.
Именно этими словами греческий математик, “отец геометрии” Эвклид заканчивал каждый математический вывод. (“Что и требовалось доказать”).
“ТОТ, У КОТОРОГО ПРИЗРАКИ”.
Этот знаменитый немецкий писатель был еще и композитором, именно музыку он считал “самым романтичным из искусств”. Фамилия нашего героя настолько распространена в Германии, что немецкие литературоведы во избежании путаницы прозвали его “тот, у которого призраки”. Назовите его. (Гофман)
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА?
Единственная разница между этими змеями состоит в том, что одни из них обитают в Африке и Австралии, а другие – Европе, Азии и Южной Америке. Назовите их.
(Первые – питоны, вторые – удавы).
Резервные вопросы.
Для линии I:
1) НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ.
Сейчас уже мало кто помнит, что Нобелевскую премию этот ученый получил в 1921 г. за открытие законов фотоэффекта, большему числу людей известно, что его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию работ по ядерным исследованиям в этой стране, и всем известна его общая теория пространства, времени и тяготения. (А. Эйнштейн)
2) ШКАЛА ЦЕЛЬСИЯ.
Именно этим отличается шкала, которую предложил в 1742 г. А. Цельсий от современной шкалы температур его имени. (Он предложил принять за 0 градусов температуру кипения воды, а за 100 – температуру таяния воды; т.е. шкала была обратной современной).
Для линии II:
1) ИМЯ “ЗВЕРЯ”.
Всем известна фраза Апокалипсиса о “числе Зверя”, которое равно 666. А вот в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” есть персонаж, имя которого в переводе с древнееврейского языка и означает “Зверь”. Назовите его. (Бегемот)
2) АЙСБЕРГ ДЛЯ ТИТАНИКА.
Именно с этого, принадлежащего Дании острова приплыл айсберг, ставший причиной гибели знаменитого “Титаника”. (Гренландия)
Для линии III:
1) ЗАПАСНОЙ ВАРИАНТ.
Скажите, фауну какого материка ученые называют “запасным вариантом природы” и почему? (Австралия, потому что там сохранились многочисленные реликтовые виды животных)
2) Химик или композитор?
Он был внебрачным ребенком князя Гедианова, записавшего его как сына своего крепостного слуги, который и дал нашему герою свою фамилию. Им написаны более 40 трудов по химии, но одновременно наш герой был талантливым композитором. Самым известным произведением его является опера “Князь Игорь”, над которой он работал более 18 лет, но так и не закончил. Дописали ее Римский-Корсаков и А. Глазунов. О ком идет речь в вопросе? (А.П.Бородин)
Светлана РЫЖОВА,
заведующая методическим кабинетом;
Валерий РЫЖОВ,
историк, журналист
поселок Ферзиково,
Калужская область
Комментарии