search
main
0

Числа, равняйсь, смирно! Дидактические игры по математике в первом классе

Детская игра определяет развитие ребенка до школы. Игра включает в себя правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум. При поступлении в первый класс сменяются виды деятельности ребенка, теперь ведущей становится учебная деятельность. Но игра ему нужна так же, как и прежде.

Через игру ребенок получает возможность переключиться, перейти от напряженной работы к расслаблению. Кроме того, игра является блестящим средством обучения первоклассников, так как они еще слабо приучены к труду, не обладают усидчивостью, быстро утомляются от монотонных занятий, начинают скучать, отвлекаться. Вот тут-то и нужна игра.

Проведение дидактической игры с детьми требует от учителя мастерства. Предварительно он должен в доступной форме рассказать о сюжете, поставить познавательную задачу, а затем умело руководить ходом игры, следя за соблюдением правил. Участвовать должен каждый ученик. Если часть ребят работает у доски, то остальные должны быть судьями.

Учителю следует продумать все детали занятия, не только характер игровой деятельности детей, но и характер управления игрой, использовать средства обратной связи: сигнальные карточки с цифрами и другими знаками.

Ниже приведены описания нескольких игр и методические рекомендации к их проведению.

Помогите числам занять свои места по порядку

Дидактическая цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

Средства обучения. Карточки с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Содержание игры.

I вариант: Учитель расставляет на планке карточки с цифрами, обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к детям: «Числа заблудились. Помогите им занять свои места». Дети расставляют числа первого десятка по порядку: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10.

II вариант: Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка.

По сигналу «Числа стройтесь по порядку!» дети строятся по порядку, начиная с меньшего числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Составим поезд

Дидактическая цель. Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга – кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще 1 вагон (мальчик) и еще 1 (девочка).

Учитель записывает пример вида:

5 + 2 = 7

5 + 1 + 1

Дети проговаривают прием прибавления 2.

Затем отцепляют 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2:

5 – 2= 3

5 – 1 – 1

Аналогично показывают приемы прибавления и вычитания 4 и 3. Например, к доске вызываются 6 мальчиков, они образуют поезд из 6 вагонов. К ним прицепляют 3 вагона по одному (девочка, мальчик и девочка). Этот способ образования поезда записывается на доске и проговаривается учениками:

6 + 3 = 9

6 + 1 + 1 + 1

Затем иллюстрируется другой способ составления поезда: к 6 вагонам (мальчикам) прицепляют еще 2 вагона (2 девочки), а затем еще 1 вагон (мальчик). Этот способ составления поезда записывается на доске и проговаривается учащимися в беседе с учителем:

6 + 2 + 1

Аналогично рассматриваются другие приемы прибавления и вычитания 3 и 4.

Маятник

Дидактическая цель. Обучение детей приему прибавления и вычитания по одному.

Содержание игры. Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником? Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.

Учитель пишет на доске примеры на прибавление и вычитание чисел вида: 5 + 2 =, 7 – 3 =, 6 + 4 =, 9 – 3 = и т.д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1 = 6, прибавили 1», наклоняясь вправо, продолжают: «6 да 1 = 7, прибавили 2». Учитель спрашивает: «Сколько всего единиц прибавили?» (2). И т.д.

Учитель задает ритм наклонов взмахом руки.

Игру «Маятник» можно также проводить и при счете парами.

День и ночь

Дидактическая цель. Воспроизведение приемов прибавления и вычитания по представлению числового ряда.

Содержание игры. Учитель записывает числовой ряд на доске:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Предлагает детям примеры. При слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, или влево, если пример на вычитание. При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найти сумму. День!» (6).

Математический футбол

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 10.

Средства обучения: рисунки 10 мячей.

Содержание игры: на магнитной доске размещаются слева и справа рисунки ворот, ниже которых – карточки с цифрами, обозначающие числовой ряд от 0 до 10. На поле прикрепляются рисунки мячей, на обратной стороне их записаны примеры, в которых зашифровано направление удара мяча. Ученики должны ударить по мячу (решить правильно пример) и передвинуть его к той части ворот, где находится ответ этого примера. В игре участвуют поочередно игроки каждой команды (каждого варианта), которые загоняют мячи то в левые, то в правые ворота. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.

Распредели числа по квартирам

Дидактическая цель: закрепление знаний о составе числа.

Содержание игры. Учитель записывает на доске числовой ряд:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рисует на доске числовой домик, каждый этаж которого состоит из двух клеточек. На крыше дома записан его номер. Учащиеся должны распределить числа в клеточки так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо соединить их стрелками.

Один ученик у доски распределяет числа в клеточки, другие показывают их учителю на карточках. После расселения чисел учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при распределении чисел в соседние клеточки?» (В соседних клеточках находятся числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду):

Лучший следопыт

Дидактическая цель. Систематизирование и обобщение знаний.

Средства обучения. Схема расположения деревьев на доске.

Содержание игры. Учитель сообщает детям условия игры: «Мальчик отправился по лесу в разведку. (Учитель на доске изображает схему расположения деревьев). По его пути должны отправиться взрослые. В менее опасных местах он оставлял следы – около деревьев писал палочкой пример, обозначающий номер полянки, где он останавливался». Учитель на доске около деревьев пишет мелом примеры вида:

Дуб

16 – 10 =

сосна

17 – 10 =

береза

18 – 10 =

13 – 10 =

дуб

14 – 10 =

15 – 10 =

12 – 10 =

10 – 9 =

«Мы с вами следопыты. Мы должны расшифровать номера полянок и пройти по следам разведчика, показать путь его движения и рассказать, в каком направлении он двигался».

Учащиеся под руководством учителя намечают план своих действий:

1. Расшифровать номера полянок (решают примеры).

2. Показать мелом путь движения разведчика.

3. Рассказать и показать, в каком направлении двигался разведчик, употребляя слова «слева направо», «справа налево», «между», «слева от сосны» и т.д.

Примечание. Слова, которые нужно употреблять в рассказе, учитель пишет на доске до проведения игры и предлагает детям прочитать их.

Если следопыт показывает путь движения разведчика неправильно, то остальные следопыты подают сигнал тревоги (показывают красный круг). Выигрывает тот следопыт, который не допустил ошибок. Направление движения разведчика можно изменять многократно, записывая другие примеры под деревьями.

Веселый счет

Дидактическая цель. Закрепление последовательности чисел до 20, их запись и чтение.

Содержание игры. Дети на доске должны найти и перечислить в порядке возрастания (убывания) все записанные числа от 1 до 20. Побеждает тот, кто быстрее всех и без ошибок справится с этим заданием.

Дополни до 20

Дидактическая цель. Усвоение приемов сложения до 20, состава чисел до 20.

Содержание игры. На доске записаны столбиком числа 12, 17, 15, 19, 13. Вызванный к доске ученик должен рядом написать такое число, чтобы в сумме стало 20. Остальные дети – контролеры; по желанию один из них объясняет правильность подбора дополнения, например, «дано число 12, это 10 и 2; чтобы получить 20, надо дополнить 2 до 10, т.к. 20 – это 2 раза по 10; не хватает 8».

Арифметическое лото

Дидактическая цель. Отработка навыков табличного сложения в пределах 20.

I вариант. Детям раздаются листы, на которых написаны числа второго десятка (каждое число по нескольку раз). Учитель быстро называет случаи из таблицы сложения до 20, дети зачеркивают ответы, если они у них есть на листе. Побеждает тот, у кого по окончании игры максимальное количество чисел зачеркнуто.

II вариант. У детей на листах записаны числа первого десятка. Учитель быстро называет двузначное число, меньше 20, а дети зачеркивают два числа, которые в сумме дают это число. Побеждает опять тот, у кого больше чисел зачеркнуто.

Собери примеры

Содержание игры. Детям предлагается записать только те примеры, в результате которых получается 12. Учитель диктует различные случаи сложения однозначных чисел, среди которых есть и с ответом 12. Затем проверяется, кто самый точный и внимательный, не ошибся и не пропустил ни одного примера.

Отгадай число

Дидактическая цель. Усвоение разрядного состава чисел до 100.

Содержание игры. На доске прикреплена таблица разрядов. Учитель ставит в одно из окошек цифру, дети объясняют, что она обозначает в этом числе, а затем учитель задает задачу по поиску второй цифры, типа: «Она меньше (больше) на 2». Вызванный ученик выходит и ставит ту цифру, которую он нашел, объясняет ход своих рассуждений, а затем объясняет, что она обозначает в этом числе, и называет все число. После этого все ученики записывают полученное число и представляют его как сумму разрядных слагаемых.

Помоги Красной Шапочке

Содержание игры. Учитель сообщает детям, что Красная Шапочка попала в беду, ей надо помочь, для этого надо отгадать, какое число задумал Волк. Далее сообщается условие задачи типа: «В первом разряде у меня цифра 4, а во втором – результат суммы чисел 6 и 3». Дети решают предложенную задачу, называют число, его разрядный состав, затем выясняют его соседей в натуральном ряду. Можно предложить переставить найденные цифры в разрядах и проанализировать новое полученное число. Если все сделано верно, то Волк вынужден пропустить Красную Шапочку к Бабушке.

Расшифруй пословицу

Дидактическая цель. Закрепление знаний последовательности чисел до ста.

Содержание игры. На доске открывается запись:

22, 71, 80, 51, 46, 38, 71, 53, 99, 94, 69, 27, 71, 60, 71, 79, 35, 42.

Детям надо расшифровать записанную пословицу, для этого надо вместо чисел подставить соответствующую букву. Каждому выдается листок с кодом (см. таблицу 1).

Выигрывает тот, кто быстрее получит запись: «Делу – время, потехе – час».

Занимательные рамки

Дидактическая цель. Отработка навыков устных вычислений в пределах 100.

Содержание игры. На доске начерчены «магические» квадраты, детям надо вставить пропущенные числа. Ученик, выходя к доске, пишет отгаданное им число и вслух просчитывает – доказывает верность полученного.

(См. таблицу 2).

Ряды чисел

Содержание игры. На доске записаны ряды чисел, которые нужно продолжить двумя числами, выяснить условие следования чисел в ряду:

28, 38, 48, 58, … (больше на 10)

39, 41, 43, 45, … (больше на 2)

26, 37, 48, 59, … (больше на 11)

23, 25, 28, 32, 37, … (больше на 2, 3, 4, 5, …)

22, 20, 23, 21, 24, 22, 25, 23, … (меньше на 2, следующее при счете)

40, 43, 50, 53, 60, 63, 70, … (больше на 3, больше на 10) и т.д.

Дети самостоятельно выясняют признак следования в ряду и приписывают 2 числа. Затем один ученик объясняет у доски свою догадку, все остальные контролируют, исправляют или корректируют ответ одноклассника.

Лучший счетчик

Содержание игры. На доске записаны примеры, детям дается ограниченное время для вычисления (устного) и записи в тетради только одних ответов. Выигрывает тот, кто правильно сосчитал и уложился во времени.

(См. таблицу 3).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте