search
main
0

Чиполлино и STEM-образование

Возможность работы в конвергентной лаборатории есть у учеников всех классов и даже у дошкольников. Для постепенного погружения в специальные проекты, в том числе связанные с инженерными, естественно-научными и информационно-технологическими направлениями, в школе разработана модель «растущих» лабораторий, для которых составлены образовательные программы с элементами содержания из областей математики и инженерии, науки и технологии, которые получили широко распространенное название STEM.

В основе организации занятия по программе STEM-образования для дошкольников лежит технология визуализации научных явлений, которая позволяет ребенку приобрести знания на основе практики и соответствующее его возрасту понимание процессов.

Уже третий год в дошкольных группах школы №1517 реализуется программа образовательного модуля технологии STEAM «Экспериментирование с живой и неживой природой». Программа рассчитана на 2 года (96 часов) для воспитанников старшей и подготовительных групп и соответствует требованиям ФГОС. Формы работы с воспитанниками, описанные в методическом пособии для воспитателей, выбираются с учетом особенностей психофизического развития ребенка и способствуют развитию и закреплению метапредметных результатов. Фиксация метапредметных результатов проводится педагогом посредством ведения журнала подготовки к защите проекта. Для сопровождения регулярных занятий в лаборатории составлена программа практикумов, предусматривающих работу и в группах, и в реальных условиях, необходимых для выращивания растений на пришкольном участке, – «Чиполлино». Педагогами дошкольных групп были созданы технологические карты с описанием порядка действий воспитанников и педагогов.

Первый год обучения по программе завершается защитой групповых проектов. Воспитанники подготовительных групп по окончании второго года обучения в лаборатории представляют к защите индивидуальные проекты. Публичная защита проходит в рамках научно-практической конференции с международным участием «Объединяемся знаниями». Таким образом, вся деятельность воспитанников дошкольных групп направлена на развитие навыков метапредметного подхода, освоенного ими на базе одного, нескольких или всех блоков программы.

В целях создания условий, которые обеспечат эффективное освоение программы, педагоги в основе деятельности детей дошкольного возраста применяют игру как наиболее понятный способ изучения ребенком окружающего мира. Для каждого времени года предусмотрен свой сценарий занятий. Зимой эксперименты проводятся на специальных фермах в групповых помещениях. Воспитанники ухаживают за растениями, отмечая и зарисовывая изменения в календарь наблюдений, выращивают рассаду, которую весной высаживают на грядки. Весной часть деятельности переносится на пришкольную территорию: проводится подготовка к высадке семян, рассматриваются вопросы о необходимых для растений условиях (свет, вода, температура). За каждой группой на учебный год закреплен экспериментальный участок – грядки. Летом воспитанники продолжают наблюдения за овощными и плодовыми культурами, собирают растения для составления гербария. Осенью, с наступления сезона сбора урожая, совместно с воспитателями старшие дети помогают в уборке, а младшие наблюдают за работой. Как ценно для каждого ребенка увидеть результат своих трудов! Собранные овощи используются для создания осенних поделок для выставки. Семена, листья, плоды – все применяется как дидактический материал для продолжения работы лаборатории. Знания, полученные посредством практической деятельности, закрепляются с помощью дидактических игр, бесед, а также во время занятий продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.

Таким образом, уникальность проекта «STEM-обра­зо­ва­ние детей дошкольного возраста» заключается в доступности и простоте решения при достижении серьезных образовательных задач. Ожидаемый эффект – это навыки проектной и исследовательской деятельности, формирование естественно-научных представлений дошкольников не только в рамках организованной образовательной, но и самостоятельной деятельности.

, педагоги-воспитатели школы №1517

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте