search
main
0

ЧИП взаимопонимания. Формирование доверительных отношений между родителями и детьми. Опыт классного руководителя

Во все времена родителей волновал вопрос о том, как найти взаимопонимание с подростками. Они живут в одном доме, но иногда не общаются, так как не могут понять друг друга.

В образовательном учреждении закрытого типа вопрос взаимоотношений родителей и детей приобретает особый смысл. На протяжении всего учебного года лицеисты Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья живут в здании общежития и имеют возможность видеться с родителями только в каникулярное время. Факторы географической удаленности от родных, нового социума влияют на процесс самоопределения в период активного становления личности ребенка. В этот период времени особенно важен высокий уровень доверительных, партнерских отношений взрослых и детей, который определяет темп личностного самоопределения.Характерная черта юношества – самоопределение. Большинство исследователей подчеркивают многоаспектность данного понятия, когда речь, как правило, идет о жизненном, личностном и профессиональном определении. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена микросоциума (семьи, класса, компании друзей), общества, определить себя в мире. В процессе самоопределения особенно глубокую перестройку претерпевают системы отношений, и в первую очередь это касается отношений с родителями. Юношеский возраст традиционно считается возрастом обострения проблемы отцов и детей.Существуют различные точки зрения по поводу взаимоотношений старшеклассников со взрослыми, родителями: с одной стороны, можно говорить о том, что появляются тенденции отдаления от семьи и происходит погружение в процесс общения с близкими друзьями, юноша доверяет им самое сокровенное; с другой стороны, если взаимоотношения в семье были и остаются в целом благополучными, то взрослый становится советчиком и другом при выборе дальнейшего жизненного и профессионального пути. В ситуации, когда родители имеют возможность длительное время общаться лишь по телефону, очень важно заложить и сохранить откровенные отношения с ребенком.Что поможет подростку быть откровенными с нами? Очевидно: Честность, Искренность, Правдивость вызовут в подростке эти же качества.Каждый ребенок ждет понимания в семье, которое дарует ему уверенность в его семейном принятии. Принятие в семье – первый шаг принятия в обществе и возможность выразить себя. Для родителей, которые испытывают сложности в понимании детей, совместно с психологом можно провести игру-тренинг. Ненавязчивая форма взаимодействия с родителями позволит им понять эмоции и переживания их собственных детей.Игра-тренингДля игры-тренинга приглашаются 4-5 родителей. По количеству родителей заготавливаются сувениры. На небольших листах бумаги родители пишут свои имена и какой из предложенных сувениров они хотели бы получить. Ведущий (классный руководитель или психолог) собирает все листы бумаги, но сувениры раздает по своему усмотрению. Затем начинается открытое обсуждение: «Кто получил тот подарок, который хотел? Что вы чувствовали, когда совпали ваше желание и подарок? Что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок не совпали?» Родители совместно с ведущим игры-тренинга приходят к главной идее, которая обязательно резюмируется классным руководителем или психологом: «…неоправданные желания наталкивают на мысль, что меня не понимают, не учитывают или не знают моих интересов. И если такая ситуация повторяется несколько раз, это лишь подтверждение, что меня не любят, этим людям я не дорог. Наша любовь к детям – это безусловный подарок, который мы дарим каждый день» (Т.Васильева, Е.Газюк, Н.Смущук). Иногда родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Но особенно важно дистанционно выражать внимание, любовь и поддержку нашим ребятам. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию. Ведущий благодарит родителей за участие.Внимание и уважение к ребенку – это невосполнимый дефицит. Зафиксировано резко обострившееся противоречие между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и непрерывным ослаблением, а затем и отсутствием необходимого внимания со стороны взрослых. К сожалению, современные исследования показывают, что в наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Так, например, отцы тратят на воспитание детей 9,6% своего свободного времени, что составляет 21 минуту, в воскресенье количество времени возрастает до 35 минут. Замечено, что при проявлении повышенной заботы лишь об одежде, питании, культурных развлечениях детей взрослые не реализуют возможности общения с ними. В результате у многих развивается чувство одиночества, растет цинизм, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям – честности, порядочности. Как классный руководитель, свою деятельность я выстраиваю в сотрудничестве с родителями, которые в первую очередь заинтересованы в успехе своего ребенка и его комфортном обучении в лицее-интернате. На каждом родительском собрании совместно с ребятами мы стараемся представить родителям творческий отчет о деятельности за четверть. Обычно это презентация или видеосюжет. Готовность ребят делиться своими достижениями, каждым днем своей жизни сплачивает ребят, родителей и классного руководителя. Нередко родители признаются, что ребенок открылся с новой стороны. Чтобы помочь родителям понять, какого проявления внимания и любви в большей степени ожидает их ребенок, предлагается определить «язык любви» (термин Гэри Чепмэна, доктора философских наук, автора книги «Пять путей к сердцу ребенка»). Ниже приведены цитаты о пяти языках любви из книги.Язык любви 1. Слова поощрения Похвала, благодарность, ласковая поддержка выражают любовь и заботу. Такие слова прольются на душу ребенка теплым весенним дождем. Они дадут ему уверенность в себе, помогут почувствовать собственную значимость. Польза от них огромна, и позабудутся они не скоро. Всю жизнь ребенок будет хранить в душе ваши ласковые слова.Язык любви 2. Время Многие дети страдают от недостатка внимания, даже если родители по-настоящему любят их. Они живут без уверенности в том, что их любят, что они нужны, необходимы своим родителям, мало кто может самостоятельно справиться с этим чувством заброшенности, которое возникает, если таким детям не уделять времени.Язык любви 3. Подарки Для некоторых детей именно это единственный верный путь. Однако подарок становится символом любви лишь тогда, когда ребенок видит, что родители действительно заботятся о нем. Поэтому говорить только на «языке подарков» нельзя, необходимо сочетать его с остальными доказательствами. Тогда подарок выражает искреннюю любовь.Язык любви 4. Помощь Заботясь о ребенке, помогая ему, мы хотим подать пример бескорыстной жертвенной любви, научить его служить другим… Как добиться этой цели? Во-первых, убедитесь, чувствуют ли дети вашу любовь и заботу – они должны всегда быть в этом уверены. Во-вторых, помните, для них вы пример. Именно от вас они узнают, что значит бескорыстно помогать другому.Язык любви 5. Прикосновения Прикосновения – один из самых громких голосов любви. Иногда вместо слов «Я тебя люблю» достаточно просто прикоснуться к человеку. Детям необходима ласка, и это не современное открытие… Особенно ваша нежность нужна подростку, когда он устал, когда ему приходится много заниматься, когда что-то в его жизни не ладится.Существуют три несложные рекомендации для родителей, чтобы определить язык любви ребенка:1.    Разговаривайте и задавайте вопросы. Пусть ребенок попытается сформулировать свои мысли.2.    Внимательно наблюдайте за поведением ребенка. Смотрите, как он выражает любовь.3.    Экспериментируйте с пятью языками любви.Классный руководитель лицея-интерната работает с ребятами на протяжении двух лет, это в среднем меньше, чем в других образовательных учреждениях, но, учитывая условия, в которые погружены лицеисты, педагоги, можно с уверенностью сказать, что мы проживаем два счастливых года. В 2011 году у меня будет второй выпуск. За год обучения в 10-м классе (2009-2010 учебный год) коллектив класса признали сформировавшимся, самобытным. В конце учебного года совместно с активом класса было принято решение сделать карманные календари класса. На последнем майском родительском собрании, на котором присутствовали ребята, в теплой дружественной обстановке были сказаны и подкреплены презентацией слова поддержки и одобрения каждому лицеисту и вручены календари. Но особо стоит отметить, что календарь был разработан ровно на оставшийся год обучения в 11-м классе (с 1 июня 2010 года по 31 мая 2011 года).Для того чтобы ребята могли поддерживать контакт с родителями даже на значительном расстоянии, на летних каникулах, дистанционно, совместно с детьми был создан сайт класса. Здесь есть возможность выразиться каждому ребенку, а также в кратком виде представить свое портфолио. На сайте выкладываются фото- и видеоотчеты (https://sites.google.com/site/orenlicei10b/). Сетевое взаимодействие позволяет дистанционно работать над единым заданием, учит ребят планировать деятельность и формирует этику сетевого взаимодействия.Родителей и классного руководителя объединяет миссия воспитания и развития детей. Знаменитый педагог и врач, тонкий психолог Бенджамин Спок утверждал: «Успех придет, только если взрослые действительно увлечены интересом ребенка: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь». Будем же Честны, Искренни и Правдивы в наших отношениях.​Екатерина ЛАТЫПОВА, учитель информатики и ИКТ Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья, лауреат конкурса «Учитель года России-2010»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте