Цели: 1. Обобщение знаний за пройденный год по курсу “ОБЖ”.
2. Воспитание чувства коллективизма, дружеского отношения к одноклассникам, взаимовыручки.
Задачи: 1. Выяснить смысл понятия “безопасная жизнь”.
2. Определить опасные ситуации в квартире: неправильное обращение с электроприборами, газом, водопроводным краном.
3. Найти способы, как избежать опасных ситуаций в городе, на дорогах, при встрече с незнакомыми подозрительными людьми, при обращении с бытовыми приборами, газом, электричеством.
Оборудование: красочный плакат с названием игры, плакат с текстом песни “Настоящий верный друг”, опорные сигналы в виде телефонов: белый (с номером “03”), красный (“01”), синий (“02”), шапочки для капитанов команд с портретами героев из мультфильма, папка-раскладушка “Чувашская поисково-спасательная служба”, жетоны, магнитофон.
Ход урока
В классе поставлены 3 больших стола с 10 стульями вокруг для трех команд. На столе – маркеры и листочки для записей.
Дети рассаживаются по местам (по командам).
– Здравствуйте, ребята!
Цель нашей встречи – понять, что такое безопасная жизнь и как сделать нашу жизнь безопасной. Для этого мы выясним, какие опасности нас окружают и как их избежать. А помогут нам в этом герои из мультфильма “Чип и Дейл спешат на помощь”: Чип, Дейл и их товарищ… Кто он? –
Самый молчаливый,
Самый маленький,
Самый смелый,
Самый быстрый и
Самый жужжащий! Это…
Дети хором отгадывают: “Вжик!”
– Правильно! Предлагаю провести наш урок в форме игры. Вы сидите за 3 столами – это 3 команды. Отвечая правильно и дружно, вы будете зарабатывать жетоны.
Конечно, спасатели – это самые смелые, отважные, сильные люди, но всегда есть и самый-самый, поэтому вам дается 30 секунд на то, чтобы выбрать самого лучшего в команде капитана. Время пошло!
Дети обсуждают. Выбрав капитана, члены команды, взяв друг друга за руки, поднимают их – сигнал готовности отвечать.
– Чтобы капитанов было лучше видно, наденем им на голову шапочки.
Каждого капитана вызывает учитель и надевает ему шапочку с изображением одного из 3 героев – Чипа, Дейла и Вжика.
– Прекрасно! А тем временем все наши герои поселились в обычной городской квартире, где есть много приборов, предметов, которые становятся опасными, если не знаешь, как с ними обращаться. Что это за приборы, предметы?
Отвечая, дети получают от учителя жетоны.
– В ходе перечисления приборов детьми учитель получает ответы и на следующие вопросы:
В какой ситуации опасной может стать газовая плита?
Можно ли уходить с кухни, когда на плите стоит чайник, подогревается суп?
Почему нельзя оставлять включенным телевизор?
Когда могут стать опасными утюг, фен, тепловентилятор?
Ученики объясняют правила обращения с электробытовыми приборами, делятся своим жизненным опытом.
– Итак, чтобы героям мультфильма спокойно выйти из квартиры, что необходимо сделать?
Выводы детей:
1. Все электроприборы выключить, вынуть вилку из розетки.
2. Газовую плиту выключить, перекрыть главный кран подачи газа.
3. Проверить, хорошо ли закрыты водопроводные краны.
– А если все-таки случился пожар, замыкание, как нужно действовать?
Ответы детей:
Вызывать по телефону “01” пожарную службу.
На доске вывешивается “телефон” с номером “01”.
– Почему он красного цвета?
Цвет огня, опасности виден издалека.
– А если произошла утечка газа на кухне?
Вызвать по телефону “04” службу газа.
– Молодцы! Чип, Дейл и Вжик все проверили с вашей помощью и вышли из квартиры. А на площадке перед лифтом они встретили незнакомого им мужчину. У Чипа с Дейлом произошел спор. Дейл сказал, что нельзя ехать с дяденькой вместе, а Чип назвал Дейла трусишкой, Вжик же только жужжал. Ребята, помогите Вжику решить, кто прав или не прав и почему? Вам дается 2 минуты на коллективное обсуждение. Когда команда получит ответ, капитан выбирает человека, который расскажет за свою команду. Начали обсуждать!
Ученики в группах обсуждают вопрос. Отвечать начинают в порядке указания сигнала готовности. Капитан объявляет члена команды, отвечающего за всех.
– Не прав Чип, потому что рискованно с незнакомыми людьми оставаться в лифте. Прав Дейл, он более осторожный, он думает о последствиях, что неизвестный человек не всегда, к сожалению, бывает хорошим.
– И теперь задание командам:
А как бы вы предложили поступить Чипу, Дейлу и Вжику в этой ситуации? Время на обсуждение – 3 минуты. Начали!..
После обсуждения выслушиваются варианты всех команд и отбираются правильные.
Подводится итог.
1. Можно спуститься пешком вниз.
2. Можно под каким-то предлогом дождаться, чтобы незнакомый уехал один, а затем уже – самим.
3. Вернуться домой и переждать.
Ответы на ситуации, предложенные учителем:
– Если незнакомый стучится, звонит в дверь, а вы дома один?
Посмотреть в глазок, никогда не открывать дверь!
Ответы детей из жизненного опыта.
– Позвонить по телефону “02” в милицию.
Вывешивается “телефон” с номером “02”.
Правильно!
Но знайте, что шутить с этим телефоном нельзя! Бывает, что кто-то просто хочет побаловаться, а это категорически запрещено! Работа милиции не должна прерываться из-за шалости детей!
– К сожалению, опасности нас могут подстерегать не только дома, но и на улице, на дороге.
– Что может произойти зимой, когда дороги очень скользкие?
Дети рассказывают о возможных травмах и первой помощи при них.
– Что делать в этой ситуации?
Вывешивается “телефон” с номером “03”.
Вы помогали друг другу, показали себя настоящими друзьями. Давайте вспомним песню о дружбе “Настоящий друг”.
Включается фонограмма. Ребята встают в круг вокруг своего стола и, взявшись за руки, исполняют песню.
Подсчет суммы набранных жетонов. Объявление команды-победителя.
– Вы все молодцы. Итак, что такое безопасная жизнь?
– Чья профессиональная помощь нам может пригодиться? Какие номера телефонов необходимо знать?
Рассказ о Республиканской поисково-спасательной службе.
– Помимо пожарников, милиционеров и врачей, есть такие люди, которые обязаны совмещать в себе все эти профессии. В добавление к этому они должны быть и водителями любого наземного, а также водного транспорта, отличными пловцами, газосварщиками, водолазами и даже альпинистами. Эти люди совершают каждый день подвиг, спасая людей. Есть в нашем городе Чувашская республиканская поисково-спасательная служба. Это отряд из 13 спасателей. Работает отряд с 1 августа 1994 года. Ребята ежедневно тренируются, учатся на разных курсах – и все это в свободное от работы время. Ну а на работе… вот лишь несколько зарисовок из повседневной деятельности из дежурного журнала (зачитывая, учитель показывает фотографии в папке-раскладушке).
Тревожные телефоны спасательной службы зачитываются хором и записываются в дневник.
– Урок окончен. Спасибо за работу.
Ольга ВОРОТНИКОВА,
учитель лицея N 1
Чебоксары
Комментарии