У Юго-Западного округа в этом году были очень ответственные задачи. Во-первых, на окружном педсовете он принимал директоров присоединенных территорий (ТИНАО), во-вторых, именно из ЮЗАО педагогов Москвы приветствовал министр образования Москвы Исаак Калина.
На итоговом совещании руководителей образовательных учреждений, проведенном в июле, мы рассмотрели результаты нашей работы за 2011-2012 учебный год, подвели итоги и договорились о проведении мероприятий, направленных на успешную подготовку образовательных учреждений к новому 2012-2013 учебному году, поговорили об обеспечении контроля в летний период за ходом ремонтно-строительных работ, размещении на сайтах образовательных учреждений публичных отчетов об их работе, координации действий руководителей учреждений общего и дошкольного образования в рамках реализации программы по формированию единого образовательного пространства, завершении комплектования первых классов и ликвидации очередности дошкольных учреждений москвичей в возрасте старше трех лет. Все запланированные мероприятия были успешно выполнены.Знаковыми результатами прошедшего учебного года – года реального обновления городского образования, позволяющего московским учебным заведениям считаться столичными, а системе образования – конкурентоспособной в мире, стали: Финансирование образовательного учреждения в соответствии с количеством обучающихся. Все общеобразовательные и дошкольные учреждения работали в рамках пилотного проекта, в результате чего десятки школ, ранее недофинансированных, получили возможность использовать имеющуюся прибавку в бюджете школы для обеспечения более высокого качества образования и существенного роста заработной платы учителя. Обеспечение широкой открытости образовательной среды для общественности. В прошедшем учебном году в системе образования был осуществлен переход на предоставление государственных услуг населению в электронной форме по комплектованию 1-х классов. Ранее эта форма положительно себя зарекомендовала при комплектовании дошкольных учреждений. Летом началось комплектование оздоровительной сети учреждений. Уже введена программа электронной регистрации заявлений на обучение детей по программам дополнительного образования. Эта система обеспечила соблюдение интересов москвичей в сфере получения образования и позволила избежать конфликтных ситуаций – это костры 1 апреля 2011 г., митинги с привлечением СМИ, прием в учреждения по договоренности. Важной составляющей открытости стало создание и совершенствование всеми образовательными структурами своих сайтов. На сайтах населению предоставлялась не только информация, касающаяся организации работы учреждений образования, но и создавались блоги педагогов и управленцев, шел открытый диалог о существующих проблемах, размещалась информация о способах их разрешения. Только в Юго-Западном округе на основе поступивших открытых сигналов со стороны родителей было предупреждено свыше 60 случаев финансовых нарушений. Формирование реальных механизмов участия общественности в управлении образовательным учреждением. Во всех учреждениях дошкольного и общего образования Юго-Западного округа созданы управляющие советы, которые все активнее проявляют свое желание влиять на изменение качества образования и повышения требований к квалификации самих педагогов. Анализ работы учреждений образования Юго-Западного округа размещен в виде публичного отчета на сайте управления образования.Результаты предшествующей работы и нерешенные проблемы определили задачи на следующий учебный год. Из всего многообразия мы выбрали три направления.Первое – продолжение работы по оптимизации сети учреждений образования.Оптимизация сети заключается не столько в организации крупных образовательных комплексов, сколько в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей москвичей с учетом приближения к месту жительства. Проведена реорганизация 56 образовательных учреждений, еще по 20 учреждениям эта работа ведется. Главное в этом – принцип добровольности и понимание задач и ожидаемых результатов как педагогическими коллективами, так и родительской общественностью.В ходе регистрации участников педсовета мы провели блиц-опрос, задав всего два вопроса:- Хотели бы вы работать в реорганизованном учреждении?- В каком качестве вы себя видите в образовательном комплексе?«За реорганизацию» высказалось подавляющее большинство (64%). Но вместе с тем видят себя руководителями 80%. Таким образом, встает вопрос – как решить эту проблему? Возможно, следующим образом: учреждение соглашается на реорганизацию, а руководителя назначают по результатам конкурсного отбора образовательных программ, создаваемого комплекса. Первый опыт у нас имеется по школе №523. В настоящее время мы стараемся его реализовать на примере Центра образования №118.Второе направление – эффективное использование ресурсов образовательного учреждения. Все получают субсидию, все научились эту субсидию тратить. А насколько качественно используются средства субсидии? Насколько качественно используется тот ресурс, который стоит за субсидией на развитие образовательного учреждения? Наряду с фондом оплаты труда с учетом стимулирующих надбавок значительным ресурсом, позволяющим повышать качество образования в школе, стали поставки вычислительной техники и учебного оборудования в рамках введения ФГОС, а также ремонт и благоустройство территорий, на которые Правительство Москвы выделило беспрецедентно большие средства. С тем, насколько эффективно эти ресурсы используются и насколько позволяют удовлетворить потребности учащихся и педагогов в творческом развитии учреждений, предстоит разобраться в новом учебном году. Еще один ресурс – это система дополнительного образования. В условиях подушевого финансирования меняется формат взаимодействия между общим и дополнительным образованием в условиях образовательного комплекса. С одной стороны, каждый директор школы должен быть заинтересован в расширении сети кружков и секций для детей своей школы за счет ресурсов учреждений дополнительного образования. Ведь это здорово экономит фонд оплаты труда работников школы и способствует дополнительному стимулированию его педагогов. Но с другой стороны, в условиях повышенной конкуренции образовательных учреждений идет борьба за каждого ученика. В этом соревновании выиграет та школа, которая найдет баланс в системе дополнительного образования, организованного силами самого учреждения и привлечением педагогов из других учреждений. В этой связи нельзя забывать и об учреждениях культуры (музыкальные школы, школы искусств, музеи), способные создавать на договорной основе с общеобразовательным учреждением собственные филиалы в его помещениях. Услуги дополнительного образования в настоящее время очень востребованы родителями, потому что есть понимание того, что ребенок, не включенный в блок дополнительного образования до 10 лет, в дальнейшем выпадает из пространства социализации.Третье направление – совершенствование механизмов общественного управления образовательными учреждениями. Существующей проблемой в данном направлении стал зачастую формальный подход к избранию управляющего совета и организации его работы. Не секрет, что сейчас очень часто руководит управляющим советом «карманный» председатель из числа родителей. В этом случае прекращение развития учреждения вполне закономерно, так как направлено на решение сиюминутных проблем. Другая ситуация – когда управляющий совет своими функциями подменяет родительский комитет, что тоже не способствует развитию учреждения. Членов управляющего совета, а особенно председателя, надо искать среди социальных партнеров образовательного учреждения, и чем больше само учреждение, чем более значима его роль в социуме, в развитии территории района и округа, тем легче найти достойную и публичную кандидатуру для председателя управляющего совета как независимого стратега развития учреждения.Нельзя менять структуру управления образованием, не задумываясь над тем, кто это будет осуществлять. И тут, безусловно, три подхода:- формирование кадрового резерва руководителей и выявление с этой целью наиболее талантливых педагогов, способных к управленческой деятельности в современных условиях;- повышение квалификации кадрового состава работников образовательных учреждений и формирование у них необходимых компетенций;- повышение системы реального самоуправления в рамках педагогического сообщества.По отношению к образовательным учреждениям роль чиновника все больше должна носить гуманитарный характер сопровождения образовательного учреждения и формирования необходимых условий для реального повышения ответственности руководителей за порученное им дело. В этой связи важно изменение структуры самого управления образования как института и его сетевых учреждений, освобождение их от несвойственных функций. Сокращение количества учреждений образования должно дополняться сокращением лиц, участвующих в управлении.Считаю, что все эти направления могли бы стать приоритетными в работе Юго-Западного окружного управления образования и позволили вывести образовательные учреждения на качественно новый уровень своего развития, которое направлено на максимальное удовлетворение запросов населения в разнообразных образовательных услугах.Алексей АЛЕКСАНДРОВ, начальник Юго-Западного окружного управления образования
Комментарии