Научно-практическая конференция «Здоровье и образ жизни учащихся: взгляд врача и педагога», прошедшая в рамках IX форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения», уже несколько лет как вышла из разряда формальных мероприятий. Вот и в этом году дискуссию, темой которой стало «Здоровье и образ жизни школьников: кто виноват и что делать?», посетило большое число тех, кто непосредственно работает с детьми, в том числе учителей, психологов, социальных работников и т. д. В качестве экспертов выступили как ученые, так и педагоги-практики. При кажущейся очевидности ответов на заданные в теме вопросы тем не менее участники дискуссии сумели затронуть множество аспектов, касающихся здоровья и образа жизни сегодняшней молодежи.
Прежде всего, эксперты пришли к выводу, что в современном информационном обществе большая роль отводится просвещению, в том числе в части здорового образа жизни. Правда, чем меньше в нем навязчивых ноток, тем реальнее от него эффект. Просвещать нужно в первую очередь педагогов, считает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Лариса Татарникова. По ее мнению, педагоги катастрофически мало знают о сегодняшних детях и о том, чем они живут и каковы их особенности. В качестве примера можно привести незнание многими педагогами того факта, что мальчики, например, вообще не могут продуктивно воспринимать информацию, если слышат пронзительный женский голос. Любопытно, но о женском в образовании упомянул и доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Кулганов. В его практике был такой случай: студентка-дипломница сидела в школьном коридоре, и когда ее спросили, почему она не заходит в класс, то девушка ответила, что там ведет урок опытная учительница и громко кричит на детей. Студентка просто боялась войти. Что же говорить о детях, которые вынуждены полдня проводить при таком звуковом фоне? Хотим мы этого или нет, но в женщине сильна эмоциональная составляющая, ей трудно быть беспристрастной. Однако в российской школе педагогические коллективы сплошь и рядом женские.Никто из экспертов, правда, не осмелился обвинить женскую половину человечества в том, что она губит школьников, особенно мальчиков, однако неприятные цифры все же прозвучали. Например, что касается эмоционального состояния детей, то оно вызывает опасения у специалистов. Так, за последний год на 10‑15% увеличилось количество психических расстройств у школьников. Количество суицидов за несколько лет выросло на 200%. Дети не высыпаются, полночи «зависают» в Интернете, питаются фастфудом, сидят на уроках утомленными и т. д. Кроме того, статистика такова, что из школы выходят практически здоровыми только 3‑5% детей. Однако с этой статистикой не совсем согласна мастер спорта международного класса, тренер, учитель физкультуры санкт-петербургского губернаторского физико-математического лицея №30 Ольга Григорьева. В частности, она заметила, что из пришедших к ней обучаться 64 детей только 2 ребенка имели 1‑ю группу здоровья. Поэтому нельзя утверждать, что в школу приходят абсолютно здоровые дети, а выходят из нее инвалиды.На взгляд педагога, привычка к нездоровому образу жизни формируется в семье. Если родителям некогда показать пример, некогда поговорить, пообщаться с ребенком, то он, естественно, будет искать примеры на улице или в Сети. Понятно, что найти там можно всякое.Насчет Интернета эксперты тоже высказали свое мнение, но при этом подчеркнули, что никуда от него не деться, тем более что согласно новым ФГОС от школьника требуется информационная компетентность. Риски и последствия «зависания» тоже нужно обсуждать, однако вот вопрос: как это делать, запугивая или вдохновляя?Метод запугивания неэффективен, уверен заведующий организационно-методическим отделом Городского центра медицинской профилактики Юрий Заозерский. От страха растет тревога, и, пытаясь справиться с ней, ребенок прибегает к способу, от которого пытается спастись. Гораздо продуктивнее профилактика и поиск причины: почему ребенку плохо.По мнению кандидата психологических наук, доцента, первого проректора Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга Романа Демьянчука, часто в основе депрессивного состояния лежит пустота, вакуум. У многих подростков нет друзей, глубинный дефицит веры во что-то, связанное с их системой ценностей. Дети испытывают безмерное одиночество. Причем тема одиночества актуальна уже несколько лет. Изменилось общество, изменилась система отношений. Например, 15‑20 лет назад ребенок воспитывался в условиях малой группы, была семья и у этой семьи были аффилированные малые группы, то есть такие же семьи, которые схожи по своей системе ценностей. Ребенок получал более или менее гармонизированную информацию и чувствовал себя все время включенным, потому что были семейные праздники, вечера, походы. Через какой-то период времени ребенок попал в почти неограниченное информационное пространство, где в семье им заниматься объективно меньше возможностей: люди работают на 2‑3 работах, самореализуются, и времени не только на ребенка, но и на общение с себе подобными не остается. Поэтому нет друзей, да и само понятие «друг» сейчас трансформировалось. Сегодня друг – это полезный человек, к которому можно обратиться в случае чего-то, но это не тот человек, которому можно безоговорочно доверять, с которым можно общаться регулярно и поддерживать общее поле интересов. Раньше, когда развитие ребенка шло в малых группах, это поле было, потому что друзья катались на лыжах, посещали театры, конкурсы, праздники.- Сейчас каждый занимается своим, – считает Роман Демьянчук – Культура общения на дому практически уходит, мы начинаем все больше общаться по-европейски, то есть мой дом – моя крепость, и я готов с тобой встретиться по любому поводу, но не дома. Дома я отдыхаю. Взрослый, когда приходит домой, действительно отдыхает, а ребенок продолжает заниматься своими делами, и вот мы уже имеем базовое поле для одиночества. Похожая ситуация экстраполируется на школу. Ребенок в ней видит детей, которые повторяют модели поведения своих родителей, и ему там сложно найти родственную душу.Опять же раньше был другой уровень безопасности – дети ходили в ближайшую, а не в престижную школу и общались друг с другом вне ее. Сейчас ребенок попадает в школу с любого конца города. В хорошем смысле дворовая культура исчезла, после школы ребенок стремится либо в кружок или в секцию, либо домой, потому что темно и страшно. Хорошо, если рядом живет кто-то из одноклассников и родители поддерживают контакты, но так бывает не всегда, потому что, если раньше родители знали, что происходит в микрорайоне, то сейчас у них нет времени знакомиться с родителями других детей. И мы опять говорим об одиночестве.От одиночества ребенок идет в Сеть, и там море людей и знакомых. Но один показывает, что ему хотелось бы, но недоступно, другой то, что ему не нужно, третий то, что не хочется, четвертый вроде тот, но кто это, непонятно, ведь в Сети часто не имена, а набор изображений. Ребенок начинает теряться в пластах, находится в мире, где очень много иллюзорного. Там есть обмен информацией, но глубинной эмоциональности, которая возникает при личном общении, нет. И потом, в Сети есть проблема буллинга. Мы выросли на фильме «Чучело», но это был единичный случай, а сейчас буллинг имеет катастрофические масштабы. Дружить в Сети страшно, потому что не знаешь, кому там можно доверять. Друг – это тот, кто может тебя понять, не разделяя твое мнение, но никогда не будет этим манипулировать, чтобы тебя унизить, обидеть, ранить. А большинство товарищей сейчас это делают запросто, потому что унижение другого – это инструмент повышения самооценки, конкурентной борьбы за девочку, за внимание учителя, за оценки или просто попытка себя реализовать, когда совсем нечем заняться.Как поясняет Роман Демьянчук, тема одиночества в конечном итоге привела сегодня к низкой оценке своих сверстников, к недоверию, к стремлению проводить время в одиночестве. Отсюда выросшее количество разводов, неустойчивость эмоциональных связей, отсутствие друзей. Это обратная сторона информационного мира, в который мы попали и в котором человеку постоянно внушается, что все зависит только от него. Его усилия должны быть сверхусилиями, чтобы чего-то добиться. Чтобы эти сверхусилия оправдались, он должен тратить свое время не на эмоции, а на достижение целей, при этом используя людей в своих интересах. Нельзя сказать, что в этих идеях нет положительного начала. Уметь поставить цель и ее добиться – это здорово. Стремление к реальному успеху и к тому, что тебе нравится, – это тоже здорово. Но на фоне всего этого при излишнем акценте на стремлении к успеху мы забываем о том, что не даем человеку в руки инструмент понимания роли команды, понимания роли поддержки, собственной семьи и понимания главного вопроса: ради кого ты все это будешь делать. Ради себя? Осознание, что ради мамы, папы, семьи, жены, детей, приходит потом. К сожалению, иногда слишком поздно.Не сказать, что обсуждение сложной темы здоровья и образа жизни школьников на форуме закончилось на позитивной ноте. Реки вспять не повернуть, и запрещением ничего уже не изменить. Однако совершенно очевидно, что родителям, как бы заняты они ни были, нужно идти не впереди ребенка, а рядом с ним.МнениеТатьяна ГОЛЯДКИНА, директор санкт-петербургского педагогического колледжа №1 им. Н.А.Некрасова:- Конечно, психологи не зря говорят, что творческим может быть только разнополый коллектив. Мы к этому стремимся, и в нашем коллективе много педагогов-мужчин. Но утверждать, что женщина-учитель или женщина-воспитатель – это всегда плохо, нельзя. Мы прекрасно знаем, что и педагоги-мужчины, и педагоги-женщины бывают разными. Думаю, что здесь важно предусмотреть в каждой образовательной организации те меры, которые помогли бы педагогам, не важно, школы или детского сада, избежать профессионального выгорания. Потому что профессия педагога ответственная, и груз ответственности может так давить, что человеку трудно с ним справиться. Эти срывы – обратная сторона ответственности, и они часто не зависят от черт характера.Система профилактических мероприятий способна помочь педагогу преодолеть эту проблему. Это могут быть занятия с психологами, совместные творческие мероприятия внутри коллектива, работа по оптимизации штатного расписания и перераспределения педагогической нагрузки, изменение возраста детей, с которыми педагог работает, новая форма урока и т. д.Санкт-Петербург
Комментарии