search
main
0

Четыре ноги, один хвост. Домашние животные – лучшие воспитатели

Жизнь в городах, в каменных стенах удаляет человека от природы, но он все равно стремится к ней, стараясь сохранить даже в квартире какую-то часть природы – домашние растения, живые цветы, домашних животных. К ним он привыкает как к родным. Самые любимые домашние животные, конечно, кошка и собака. Распространены также птицы в клетках, рыбки в аквариумах, реже – некоторые другие виды. Представители живой природы как бы напоминают нам, что они наши братья меньшие. Что мы тоже часть живой природы, а не роботы и не манипуляторы. Они становятся как бы членами семьи. Это общеизвестно, но сегодня не об этом речь. Сегодня разговор о том, какую роль играют домашние животные в жизни наших детей.Даже волнистый попугайчик уж на что маленькая птичка, а как украшает дом, как радует сердце. Умная птичка, у меня дома попугай играл с маленьким ребенком в догонялки. Носятся по всей квартире – бежит малыш, а за ним попугай летит. Потом разворачиваются – летит попугай, а за ним малыш бежит. Когда внук был совсем маленьким, он любил такую загадку: четыре ноги, один хвост и говорит «мяу» – кто это? Он всегда ее отгадывал. Потом ему подарили котенка – друзья, водой не разольешь. Видно, как много дает ребенку общение с живым существом. Завести собаку в тесной квартире не решились, но многих это не останавливает. Собака и кошка – обычные жители многих наших квартир. Как к этому относятся дети, как животные в свою очередь влияют на наших детей, рассказывают письма читателей.

– Помню, как я своему племяннику Коле подарила на день рождения обычного беспородного щенка. Собачку назвали Висла – за вислоухость. Это, судя по всему, был для него самый ценный подарок – как для Малыша из мультфильма «Малыш и Карлсон». Он тоже мечтал о своей собаке. Мечта сбылась – они тут же подружились. Его мама (моя родная сестра) сначала была категорически против, потому что полагала, что забота о животном ляжет только на ее плечи. Но мальчик, который давно говорил мне, что хочет, чтобы у него была собака или кошка, наоборот, не позволял никому за Вислой ухаживать. Он по возможности три раза в день выводил ее на прогулки, мыл, кормил. И был очень недоволен, когда его старшая сестра Лена ходила с собакой на улицу, если он задерживался в школе или болел. Висла, несомненно, благотворно влияла на мальчика. Когда он, сидя на диване, читал какую-нибудь книгу, она ложилась с ним рядом, положив голову на колени. И он, не смея потревожить Вислу, читал дольше обычного. Племянник стал более усидчивым и учиться стал лучше. А когда Коля рисовал, стоя за мольбертом, Висла тоже располагалась рядом и не двигалась, пока мальчик не закончит рисунок, будто боялась спугнуть вдохновение своего друга. Прошло несколько лет. Коля уже учился в старших классах, и Висла по-прежнему была его лучшим другом. Но вот его сестра Лена вышла замуж. И хотя у нее с мужем была своя квартира, когда родился ребенок, она захотела какое-то время пожить у родителей. «Без помощи мамы мне пока не обойтись», – объяснила она. И тогда возникла проблема: как быть с Вислой? Можно ли держать в квартире собаку, когда появился малыш? Решили, что нельзя. И тогда Иван, муж Лены, ничего не сказав ее родителям, тем более Коле, надел на Вислу поводок и увез ее на другой конец Москвы – из Теплого Стана в Медведково. Там и оставил. Когда Коля вернулся из школы, то очень удивился, что Висла не вышла его встречать. Он позвал ее. Тогда Иван сказал: «Не зови и не ищи. Твоя Висла где-то по Москве бегает. Нам не нужна собака теперь, потому что малышу это может навредить». И хотя Коле было уже 15 лет, он заплакал. Подросток рыдал, как это бывает с людьми, потерявшими кого-то из близких. А вечером Коля ушел из дома. Он хотел найти свою любимую собаку. Уже было довольно поздно, когда Коля, решивший без собаки не возвращаться, пошел ночевать к одному своему другу, с которым вместе отдыхали в лагере. А дома, естественно, встревожились: так поздно Коля еще никогда не задерживался. Выяснили причину, из-за которой он исчез. Возник конфликт. Отец – Максим Петрович – строго отчитал зятя. Утром Лена и Иван собрались и уехали в свою квартиру. Тут, к счастью, и Коля позвонил, чтобы узнать, не нашли ли Вислу. Обрадованные родители обещали заняться поисками Вислы. Отец развесил объявления с ее фотографией и сказал: «Мы ее обязательно найдем. Ведь в ее ошейнике спрятана записка, в которой указаны адрес и номер моего мобильного, это нам поможет». А Коля страдал. Мальчик целыми днями лежал на диване, не ходил в школу и ни с кем не разговаривал. Он почти не ел и не спал. Прошло почти две недели, и вдруг долгожданный звонок: «Найдена ваша собака, приезжайте. Метро «Медведково», улица Широкая». Конечно, Коля поехал вместе с отцом. Когда мне рассказали, как мальчик встретил свою любимицу, я плакала. Висла бросилась к нему навстречу, обняла его лапами и стала облизывать. Коля целовал ее морду. У меня тоже есть кошка и собака довольно почтенного возраста. Они для моей семьи и особенно для дочки Маши словно близкие родственники. И мы их бережем и никогда не выбросим. – Мой Миша с самого рождения очень хорошо развивался. В детской поликлинике говорили: «Ваш малыш опережает сверстников». Уже в год он мог показать, где находится телевизор или компьютер. Скажешь: «Принеси газету или журнал «Веселые картинки», – и он приносил то, что просили. Различал по названиям цветы на подоконнике. Мальчики чаще всего начинают говорить в два года. Но вот Мише исполнилось два с половиной, а он говорил всего несколько слов: «мама», «баба», «на», «ди» вместо «Дима», «га-га» – увидев птичку, «пи» означало «пить». Вот уже и трехлетнего возраста достиг наш мальчик, но не заговорил.Обеспокоенные, мы обратились к докторам. Опытный врач-педиатр предположила, что у нашего ребенка скорее всего аутизм. Мы ей не поверили. Посмотрели в Интернете, в чем состоят признаки этого заболевания. Большинства из них у нашего мальчика не было. Дети, страдающие аутизмом, обычно не желают общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками. А Миша рос общительным ребенком. Если к нам приходили гости, он бросался к ним, обнимал и вел в комнату, чтобы показать свои рисунки или новую игрушку. Правда, со сверстниками сын нечасто встречался, но играл с ними с удовольствием. Однажды мы с Мишей гуляли в парке. Он увидел одну пожилую женщину, сидевшую на лавочке с собачкой, которая лежала у нее на коленях. Малыш сел рядом и стал рассматривать животное. Его хозяйка разрешила погладить своего питомца. Потом она захотела поговорить с Мишей. Спросила, сколько ему лет. Мальчик показал три пальчика. В ответ на другие вопросы или кивал, или молчал. И я ей рассказала о нашей беде. Тогда наша новая знакомая рассказала мне одну историю. Она знала семью, в которой ребенок, тоже мальчик, долго не мог заговорить. По чьему-то совету ему подарили собаку, и скоро он заговорил. Я ей не поверила: если уж мы не можем побудить Мишу отвечать на наши вопросы, то вряд ли здесь что-то может сделать бессловесное животное – с ним тем более Миша будет молчать. Как-то в гостях сын с удовольствием играл с кошкой. И тогда хозяева предложили нам взять ее на время к себе. А потом Мише и собачку подарили. Он со своими друзьями играл постоянно и расставался только тогда, когда его укладывали спать. Мише было уже три с половиной года. И вот вдруг слышу: «Дай лапу!» – говорит он своей таксе. Я созвала всех домашних: папу, бабушку, старшего сына и рассказала, что произошло. «Повтори, повтори», – просили все мы мальчика, но Миша застеснялся и от смущения уткнулся в диванную подушку. Мы оставили сынишку в покое. И вдруг слышим: «Яна, дай лапу!» С того дня наш мальчик заговорил, причем сразу целыми предложениями. И тогда только мы поняли, что наши четвероногие ему помогли в этом. Теперь Мише пятнадцать лет. Он хорошо учится, играет на флейте, участвует в шахматных турнирах. А стареющая собака Яна и кот Маркиз по-прежнему его лучшие и верные друзья. Когда у меня спрашивают, не очень ли хлопотно иметь дома животных, я обычно отвечаю так: нет, они делают нас более спокойными, добрыми, отзывчивыми и даже лечат. – Я не однажды наблюдал, как пятилетняя Лена, девочка из моего подъезда, общалась со своей кошкой Мурзилкой. Сидя на лавочке, она ей рассказывала сказки или о том, что было в этот день в детском саду, жаловалась, что мама за что-то ее наказала. Баюкала. Когда Мурзилка спала у нее на коленях, Лена сидела тихо, не шевелясь. Когда я как-то спросил ее о чем-то, девочка тихо-тихо сказала: «Осторожно, не разбудите Мурзилку мою, она очень чутко спит». Мне было приятно лишний раз не только увидеть, но и услышать, как заботливо, нежно относится она к своей кошке. Домашние животные тоже воспитывают ребенка. Благодаря общению с ними дети познают окружающий мир. Им нередко доверяют свои детские тайны, печали и радости, особенно тогда, когда взрослые мало внимания уделяют своему сыну или дочери. У собак ребята учатся верности, преданности, у кошек – независимости, самостоятельности. В раннем школьном возрасте они считают своих домашних питомцев вторыми по важности после родителей. Мы, психологи, считаем, что кошки, собаки, лошади и другие животные, рядом с которыми воспитываются дети, благотворно влияют на эмоциональное состояние и детей, и взрослых. Они снимают напряженность в доме, жалеют и ласкают своих юных хозяев, укрепляют их иммунитет, успокаивают, отвлекают их от компьютеров. Ребенку с повышенной нервной возбудимостью лучше подарить кошку – общение с ней лечит неврозы. Постоянное желание видеть, ласкать и пестовать своего питомца поможет ему расти добрым, отзывчивым. Рядом с собаками дети обычно становятся более уверенными, общительными, чем их сверстники, у которых дома нет животных. Прогулки с собаками – это должно стать их постоянной обязанностью – помогают детям установить четкий и определенный распорядок дня, учат дисциплинированности и ответственности. И, конечно, они помогают развитию речи у маленьких детей. Все это бывает, если жить в гармонии с животным миром. Но случается, и нередко, когда домашних питомцев (если они становятся ненужными или состарились) выбрасывают на улицу. И все это происходит на глазах детей, малышей или подростков. Я нередко вижу, как возле опустевших дач осенью и зимой бродят оставленные кошки, собаки, как они, увидев человека, бегут за ним, надеясь на помощь или угощение. Многие из них гибнут от холода и голода. Помните, что наше бессердечие не остается незамеченным детьми, ранит их и отражается на их психике. Равнодушие порождает равнодушие. Дети, став взрослыми, и сами будут подобным образом поступать с животными. Жестокость к живому может сказаться и в отношениях с людьми. Совет детям и взрослым, как вести себя, встретив бездомное животное: нельзя замахиваться на него палками, сумками или другими предметами, отбирать еду, отпугивать, а также убегать от него или гладить – все это может вызвать агрессию. В последнее время брошенных собак и кошек в Москве стало меньше, потому что появилась целая сеть приютов для них. Собак, которых вы больше не можете по каким-то уважительным причинам содержать, теперь можно отправить в приют. Если вы встретите бродячих собак, позвоните в префектуру округа. Об этом сообщат в приют, и по указанному адресу выедет специальная бригада.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте