Случилось, казалось бы, невозможное! Дошколята дома, а мы, воспитатели, работаем с ними на расстоянии… Еще недавно школьники освоили это новое явление в образовании, теперь и мы подтянулись.
Все произошло так стремительно, что назвать это продуманным и системным процессом внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс никак не получается. Но есть много хорошего во всем этом опыте! Без регламентирующих рамок стало возможно выбрать свою систему общения с воспитанниками и родителями, причем без стресса, именно потому, что добровольно.
Для меня, конечно, было непривычно решать проблему, как помочь родителям. Они ведь дома со своими детьми! Однако после опроса и ряда привычных советов в виде листовок и памяток выяснилось, что системное образование по-прежнему ценится. И вот так мы, посовещавшись в нашем чате, вышли на модель упорядоченного режима общения через деятельность с детьми: через нашу привычную совместную творческую и вообще разностороннюю деятельность, хоть и по разные стороны экрана. Мы решили придерживаться той нагрузки, какая была заложена в режиме дня и деятельности по возрасту нашей группы. А для меня как воспитателя путь решения был прост: вначале обустроить процесс так, как я умела это делать освоенными ранее способами. Главное – отладить процесс, это все-таки переходно-адаптационный этап. А новизну внести в него, подумала, получится в ходе работы.
Для моих воспитанников 2‑3 совместных со взрослым занятия в день вполне по силам. Дети продолжают осваивать и познавательные направления – социальное и природное окружение. Мы обсуждали космос, День Земли, цветение вербы, профессии, 75‑летие Великой Победы.
Формируем математические представления: измеряем, ведем всему счет, составляем и решаем задачи, разбираем схемы, планы и модели, осваиваем рисунки по клеточкам, используем счетные наборы и подручные материалы – шашки, крышечки, карандаши, кубики, игрушки из киндер-сюрпризов и детали лего-конструкторов.
Развиваем творческие навыки в работе с бумагой – это аппликация и ручной труд. Здесь математика нам в помощь: сколько раз пришлось складывать лист, чтобы получить половину или четверть листа, квадрат, и как сделать из него круг, конус из круга, равные прямоугольники, всего и не перечесть. И все через анализ видеокартинки и устную инструкцию. Цилиндры и конусы пригодились юным конструкторам. Какие прекрасные ракеты были готовы к запуску в День космонавтики! Замечательные работы получились и в День Земли: поверхность планеты, видимой из космоса, мы сделали способом плетения полосок бумаги.
Нельзя не сказать и о формировании у дошкольников готовности к школьному обучению. В одном из ее компонентов – социальном – именно в условиях дистанционного общения формируется важное для ребенка умение внимательно слушать инструкцию, задание или объяснение способа действия по изготовлению поделки. Это происходит в ограниченном по времени интервале и даже не всегда рядом со взрослым: родители поначалу присутствовали непосредственно у экрана, а теперь они могли позволить себе находиться на некотором расстоянии. Это умение быть сконцентрированным, не отвлекаться приобрело решающее значение для понимания ребенком того, как это влияет на результат его работы и помогает ему правильно выполнить задание. А самое замечательное, что наши дети становятся более самостоятельными, они свободно общаются онлайн.
В дни музыкальных и физкультурных занятий дети на связи со специалистами. Они получают видеоролики, рекомендации. Большой популярностью пользуются занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Встречи с этими специалистами – всегда праздник для детей и взрослых. Прекрасные идеи для развития навыков работы с простым карандашом и красками – это просто арт-терапия для души! Мне показалось важным выстроить взаимодействие со всеми, кто всегда окружал детей. Ведь жизнь продолжается!
Конечно, присутствие детей у экрана мы стараемся дозировать по возрасту и в соответствии с требованиями СанПиНов, в арсенале нашей работы есть и комплексы упражнений для глаз.
Работаем, как в космосе: педагоги – в центре управления, дети – космонавты на борту, а родители всегда на связи. Четыре недели… Полет нормальный.
Виктория ТЕЛЬНАЯ, воспитатель школы №1799
Комментарии