search
main
0

Четыре идеи крутого урока литературы

Новому поколению будет интересно не просто читать, но и осязать, рассматривать и находить ответы на свои вопросы

Поколение Z – это поколение визуалов, требующих быстрой смены картинки, высокой динамики сюжета. Как их, детей планшетов, айпадов и VR-реальности, заинтересовать книгами, возродить неподдельный интерес к литературе, вдохновить на чтение? А ведь наши обучающиеся и есть поколение Z.

Понимая, что виртуальная реальность сегодня стала частью нашего мира, с помощью информационных технологий учусь по-новому преподавать, открывать для себя и для детей безграничный мир литературы. Поделюсь некоторыми идеями креативного урока.

Создаем с детьми интеллект-карты

Современные дети мыслят схематично. Стоит признать, что схемы нынешнее поколение в большинстве своем читает намного лучше, чем длинные описания характеристик главных героев или описание природных ландшафтов в художественной литературе.

Поэтому, если мы хотим быть понятыми, составляем схему, которая детям будет более близкой. Пусть не до конца понятной нам, взрослым, но им – даже очень. У нас есть только восемь секунд на мысль, которую мы хотим донести, на девятой им уже будет не до нас.

Интеллект-карты – это такой вид записи информации, которую мы располагаем от центра к краям. Этот способ позволяет делать записи схематично и как нам удобно. Основная мысль интеллект-карты размещена в центре листа. Более значимые идеи находятся ближе к центру, менее важные – на периферии.

С ребятами мы работаем в специальном сервисе Coggle. Над интеллект-картой можно работать в режиме реального времени. Это для детей по-настоящему увлекательно и интересно.

Взаимодействуя с интеллект-картами, мы с ребятами не скучаем, потому что широко используем ассоциации, спорим, ищем и находим ответы, схематично делая каркас. Какие-то из идей принимаются учениками без возражений, какие-то отвергаются, а иногда ребята предлагают свой способ:

– Алена Александровна, так лучше!

И я не спорю, в виртуальном деле доверяю своим ребятам безоговорочно.

Например, интеллект-карта по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Выбираем тему, идею, предмет, объект. Объемный образ темы размещаем в центре листа. Отдельно записываем ассоциации – собака, Герасим, барыня, лодка, протест, крепостное право, безысходность. Слова-ассоциации группируем по смыслу. Добавляем ветви – основу структуры, которые заполняем словами-ассоциациями. Оживляем карту символами, смайликами, рисунками, всем, что ассоциируется со словами.

Карту можно без труда дополнить или изменить. В результате информация будет воспроизводиться быстрее и лучше. На запоминание и повторение тратится меньше времени по сравнению с традиционным конспектом, а воспроизведение становится более осмысленным.

Путешествуем виртуально

Мы с ребятами «объехали» десятки музеев России и мира, часть из которых – литературные.

Онлайн-маршруты по дорогам русской классики помогают пролагать всевозможные сайты. Один из любимых – платформа «Литературный экспресс». Классики русской литературы здесь представлены в видеолекториях, онлайн-тестах, путеводителях по коллекциям Государственного музея истории и российской литературы имени В.Даля.

На сайтах можно пройти тесты по изученному материалу. Часть заданий мы выполняем на уроке, часть ребята делают самостоятельно дома.

Или онлайн-ресурс «Древнерусская литература в рукописях». Беспрецедентный проект Российской национальной библиотеки открывает доступ читателя к первоисточникам русской литературы XI-XVII веков, дает уникальную возможность виртуально перелистать рукопись, в которой текст дополняется иллюстрациями, миниатюрами, орнаментом. Ребятам нравится самостоятельно искать материалы не только по шифру, названию или текстовому сочетанию, но и по сюжету иллюстрации. Краткие аннотации рассказывают о рукописях и снабжены библиографическими ссылками на интернет-ресурсы, содержащие справочную информацию о произведениях древнерусской литературы, переводы текстов и комментарии к ним.

Работаем с картами Google Maps

Многие произведения школьной программы строятся по принципу «роуд муви» (англ. road movie – «дорожное кино»). Это перемещение из точки А в точку Б. Как правило, при прочтении произведения ребятам бывает трудно запомнить эти перемещения. С помощью технологий есть возможность составить карту передвижений героев. Да и рисовать интереснее, чем писать: «Печорин приезжает в Пятигорск и нанимает квартиру «у подошвы Машука».

Очень удобны для этих целей карты Google Maps. Этот сервис позволяет работать совместно и одновременно. Пользователь, с которым вы поделитесь ссылкой на карту, сможет увидеть все ваши метки и примечания.

Создание литературных карт-Google – процесс творческий. Ребята самостоятельно могут, например, отметить на карте маршрут путешествий литературного героя и провести виртуальное путешествие по музеям писателя, обозначить на карте все страны и города, в которых он жил и работал. Проделать все это невозможно без знания биографии писателя и его произведений.

Изучая роман Ф.М.Досто­ев­ского «Преступление и наказание», мы с ребятами создали карту «Петербург Раскольникова». Отметили дом главного героя на улице Гражданской, Вознесенский мост, на котором он не раз предавался размышлениям, дом Сонечки Мармеладовой (набережная канала Грибоедова, 73), полицейскую контору неподалеку и, конечно, 104-й дом на набережной канала Грибоедова, в котором проживала старуха-процентщица. Тут и визуализация, и метапредметность, и работа в группах с использованием технологий.

Ребят так увлек рабочий процесс, что потом мы много дискутировали о Достоевском как о самом неординарном писателе, о его героях. Что интересно, мнения были самые разные, порой неожиданные.

Что готовит нам день завтрашний? Предугадать сложно. Возможно, книги будут более иллюстрированными, «живыми». Новому поколению будет интересно не просто читать, но и осязать, рассматривать, вдыхать книгу и находить ответы на все свои вопросы. Ведь хорошая книга – это нечто большее, чем просто литературное произведение. Новое поколение это обязательно поймет и оценит.

Русская классика на экранах и театральных подмостках

Твердо уверена, что привить любовь к чтению через кино можно, ведь в мировом кинематографе есть примеры экранизаций, которые прославились гораздо больше, чем книжные издания. Знаю это не понаслышке, так как сама являюсь поклонницей хорошего кино. Как литератор не упускаю возможности знакомиться с новыми экранизациями, сравнивать их с уже существующими шедеврами мирового и российского кинематографа. Для учеников экранизации русской классики подбираю более тщательно, выборочно, обязательно обращаю внимание ребят на то, что фильм может несколько отличаться от литературной основы, и тем самым вызываю интерес к прочтению первоисточника. И, как правило, это работает. А если в фильме снялись узнаваемые актеры, это работает вдвойне!

Заслуживают внимания школьников и сценические постановки театров. Например, на сайте «Культура. РФ» можно посмотреть все – от великолепного «Вишневого сада» в постановке Малого театра до мюзикла «Том Сойер» Новосибирского молодежного театра «Глобус».

Алена МАКСИМОВА, учитель русского языка и литературы школы №806

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте