Весь театр в юбилейном сезоне, включая кассиров, портных, гардеробщиц…
Энциклопедия – скучное слово. Однажды учитель, устав от академического привычного подхода, задумался: почему это “Онегин” – энциклопедия? Зачем восторженному и влюбленному в Пушкина критику понадобился сухой термин?
Среди энциклопедий какие лучшие, не “Британика”, не Брокгауз и не Гранат, а нынешние, сегодняшние? Многие согласятся: “Мифы народов мира”. Почему? Полезешь за чем-то одним, а просидишь, забыв и о времени, и о первоначальной цели. Диана приведет к Артемиде, та – к эфесскому храму, Герострату, Актеону и, конечно, Зевсу, впрочем, кого куда забросит. И у Даля нечто подобное, сидишь, листаешь и не заметишь, как все четыре тома перед тобой раскрытые. А ты и рад-радешенек.
Перед нами новая, только что вышедшая энциклопедия в одном, хотя и очень солидном, тяжеленьком таком томе: “Весь театр за 75 лет. Энциклопедический словарь”. Обложка лаконична: Театр Революции – Театр Маяковского (Москва, “Инкомбук”, 1999 г.).
Замысел издания? “…Мы хотели бы “всех поименно назвать”. Не только великих и выдающихся, но именно всех – ибо театр, как известно, искусство коллективное, и спектакль создается усилиями людей самых разных профессий…” Это из предисловия авторов, составителей, редакторов В.Я.Дубровского и Т.И.Браславской.
Принцип организации тома: выделены четыре периода в истории театра – 20-е годы, 30-е, 40-е, 60-е – с конца 60-х. Каждый имеет свой цвет, грубо их можно назвать красным, зеленым, синим, коричневым. Эти цвета повторяются на страницах, обозначая время, когда тот или иной человек работал в театре, бывает, они трех-, а то и четырехцветные. И тогда они легкие, светлые, пастельные, что ничуть не мешает чтению. Напоминание-подсказка о разных периодах вынесена в колонтитул каждой страницы. Самая разноцветная актриса – легендарная Нина Тер-Осипян: розовый, светлозеленый, голубой и палевый свидетельствуют о всех четырех периодах ее жизни в одном театре.
В театральных энциклопедиях статьи о драматургах не новость. Но там речь только о великих, самых знаменитых. Здесь же Булгаков, а рядом драматург Буравский с единственной пьесой “Флигель”.
Шекспир, Шиллер и Михаил Шимкевич, пьеса которого “Ужовка” ставилась в 1925 году.
И все-таки книга – это стиль.
“Спектакль назывался “Весенние скрипки”. Ничего особенного не случилось, просто на сцену выбежала девочка – светловолосая, круглолицая, на крепких стройных ножках, и возраст у девочки был весенний. Однако начала она не с “собственной” премьеры, а с ввода – в знаменитой ренессанско-пышной, театрально-торжественной охлопковский “Гамлет”.
Угадали, о ком речь?
Или о другой героине этой книги: “Что это было – игра судьбы или игра актрисы с судьбой? И сколько может быть роковых ошибок в одной-единственной жизни? Так или иначе, но она снова оборвала, ушла… Но ведь были эти одиннадцать лет? Их не забыть, не отменить. Была радость для всех нас. Это – главное”. Здесь ошибиться трудно, но не в “Угадай-ке” дело. Перед читателем – высокопрофессиональный текст, причем начисто лишенный комплиментарности.
Татьяна МАТВЕЕВА,
Елена КОМАРОВА
Комментарии