Ни один даже самый консервативный педагог раменской гимназии N 2 не сможет сказать после звонка: “Никто не двигается! Урок еще не закончен”. Или предложить ученикам написать третью за день контрольную. Потому что он нарушит права школьников, закрепленные в “Правилах нашей жизни”.
Эти правила, принятые в 1998 году, определяют права не только ребят, но и всех участников образовательного процесса – учителей и родителей. Стало быть, если хочешь, чтобы не ущемляли твоих прав, сам не нарушай ничьи права. Хочешь вовремя уйти на перемену – не мешай учителю вести урок. Он имеет на это право.
Кстати сказать, правила запрещают гимназистам одеваться в свободном стиле. Стиль один – деловой классический.
Попытки определить правовой статус каждого участника образовательного процесса, оформить их права и обязанности, создать что-то вроде миниатюрного правового государства в пределах гимназии были предприняты еще в 1998 году.
– Тогда мы участвовали в организованном Министерством образования совместно с международным фондом избирательных систем и “Учительской газетой” семинаре, знакомились с программой подготовки школьников как будущих избирателей, – рассказывает учитель второй гимназии Галина Смирнова. – А в 1998 году педагоги прошли специальное обучение в Институте “Открытое общество” в рамках программы Сороса.
Раменская гимназия – участница проекта “Школа – правовое пространство”. В сентябре в четвертый раз прошли выборы президента ученической республики.
Сначала ребятам предложили “поиграть” в выборы, ведь сегодняшние подростки – будущие избиратели. Но гимназисты захотели сделать ученическую республику формой ученического самоуправления. Поэтому было все серьезно: и партии, и предвыборная кампания… Только вот участвовать в них предлагалось лишь старшеклассникам. Тогда о своих правах заявили ученики восьмых классов, а шестиклассники выпустили рукописную газету с возмущенной статьей – мы не желаем, чтобы за нас решали нашу судьбу. Пришлось снизить возрастной ценз избирателей.
В том же 1998 году на референдуме приняли свою конституцию. В 99-м – герб гимназии. Был объявлен конкурс, в котором победила одиннадцатиклассница Елена Косицина. Ребята также разработали эскиз своего флага.
Безусловно, элемент игры во всем этом присутствует. Но в общем-то, все серьезно. Судите сами. При президентском совете действует служба доверия, куда с любым вопросом или проблемой может обратиться каждый. Есть специальный ящик для записок с отделениями – директору, завучам, всем тем, в чьей компетенции находится решение вопроса. Здесь принцип один – ответ должен быть дан каждому обратившемуся. Периодически рядом с почтовым ящиком на стенде вывешиваются письменные ответы.
Такой интересный момент. В гимназии есть должность омбудсмена – уполномоченного по справедливости. Это учитель химии Лариса Шмелева. Ребята обращаются к ней в спорных случаях, например, если не согласны с отметкой. И совсем необязательно, что Лариса Геннадьевна примет сторону коллеги. Все вопросы и обращения она рассматривает в “тройке” – вместе с двумя представителями президентского совета из числа учеников.
Граждановедческие дисциплины в гимназии преподаются начиная с первого класса. Так, младшие школьники познают право на уроках курса “Учимся договариваться”. Ученики пятых классов изучают Всеобщую декларацию прав человека и Конвенцию о правах ребенка. Шестиклассники знакомятся с историей права в курсе “Путешествие юного гражданина” (интегрированный курс с историей). У семиклассников – курс “Что говорит закон”. В восьмых и девятых классах – обществознание. А в старших классах изучают историю права и демократии. Конечно, это не означает, что все выпускники гимназии пойдут в юристы. Но они не только знают свои права, но и умеют их отстаивать!
Наталья ЖУКОВА
Комментарии