search
main
0

Четвертый день установочного семинара конкурса “Учитель года России”-2019: лекции и консультации

В Москве продолжается установочный семинар для участников Всероссийского конкурса “Учитель года России”-2019. Программа четвертого дня включает в себя выступления экспертов, организаторов, а также лауреатов и победителей состязания прошлых лет. Материал дополняется, следите за обновлениями!

Учителя смогли задать вопросы замминистра просвещения РФ Татьяне Синюгиной
Учителя смогли задать вопросы замминистра просвещения РФ Татьяне Синюгиной

Мероприятия четвертого дня установочного семинара открыла заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина:

– Прежде всего, хочу всех поздравить с тем, что нашему конкурсу уже 30 лет. Это целая история. И в течение этих лет сложилась замечательная традиция. Безусловно каждый год это событие ждёт вся педагогическая общественность. Наверное, более престижного профессионального конкурса, чем наш, в нашей стране нет. Это ещё раз подтверждает особое отношение к учителю.

Приветствие

Замминистра поздравила конкурсантов с тем, что в их личной и профессиональной жизни будет это историческое событие.

– Сегодня у вас есть возможность представить свой субъект, свою школу, своих коллег здесь, на всероссийском уровне, и показать профессиональное многообразие, которое есть в нашей стране. Это дорогого стоит, – добавила она. – Я сама учитель, в прошлой жизни, и понимаю ту ответственность, которая лежит на каждом из вас. Понимаю, с чем вас сюда отправляли, что вам говорили и будут говорить. Все то, что вам будет сказано: что вы должны оправдать, не подвести, что вы ещё что-то должны сделать, оставьте там, в своих субъектах. А здесь вы должны из всего того, что с вами будет происходить в рамках этого семинара, потом на конкурсных этапах, извлечь личное и профессиональное удовольствие! Поверьте. Всё то, что будет происходит с вами в течение конкурсных дней, как бы тяжело это ни было, именно этот период будет вспоминаются с ностальгией.

Замглавы Минпросвещения отметила, что перед системой образования всегда стоит одна задача – воспитывать и формировать “очень достойных людей нашей страны”.

– Я глубоко уверена, что это наша с вам задача, которую вместе с нами – не вместо нас – решают семья и общество. Без школы, без семьи, без общества, без совместных действий сформировать человека, воспитать его, дать ему образование невозможно. Для меня это очевидно, – сказала Татьяна Синюгина. – Задача осталась та же, но совершенно поменялись условия, поменялся тот процесс, который будет реализовываться, чтобы в конечном итоге возможно было решить эту задачу. Но, как вы знаете, в послании Президента и поручениях в адрес Министерства просвещения были две главные задачи: конкурентоспособная система общего образования и воспитание гармонично развитой личности на основе традиций, сложившихся в стране на протяжении всего исторического процесса. И если с качеством образования, на мой взгляд, уже научились работать, то когда мы говорим о воспитании, то конечно это очень непростое направление образования. Потому что в течение долгого времени мы занимались тем, что говорили лишь о качестве. Говорили о том, чему и как мы учим, а разговоры о том, что нам нужно делать, чтобы наш ребёнок был воспитанным, гармонично развитым, всегда оставались на потом. Сложно развернуть поезд, который мчится на всех парах. Когда разговор идёт о каких-то глобальных изменениях, всё не может произойти мгновенно.

О бумажной нагрузке и отчетности в школах

Татьяна Напалкина, учитель истории и обществознания школы №1 Анадыря:

– Перед каждым учебным годом нам говорят: “Школу надо разгрузить от лишней бумажной работы”. Уже это воспринимается как анекдот, к сожалению. Вы сами сказали, что мы должны воспитывать, обучать, помогать… Но на это у учителя все меньше и меньше времени. Говорю это не понаслышке, а как еще и бывший завуч школы: бумажной работы, зачастую лишней, ненужной, очень объемной, с каждым годом становится все больше. Если мы учителя, мы хотим работать с ребенком, чтобы видеть его и уделить ему внимание. Но когда, помимо ребенка, у тебя огромное количество задач заполнить бумаги, ребенка видеть перестаешь. Это и вопрос “Когда меньше будет бумажной нагрузки?”, и просьба.

Татьяна Синюгина, заместитель министра просвещения РФ:

– Мы реально понимаем, что это одна из очень чувствительных тем. И поверьте, что всем нам хочется в конце концов уже поставить точку в этих разговорах и эту ситуацию прекратить. Чтобы у вас было понимание: Министерство просвещения в равной степени, как и региональные органы управления образованием, к бумажному ужасу в школе имеет малое отношение. Я работала на всех уровнях образования в разное время и эти вещи понимаю. Все те запросы, все те отчеты, все те справки, справки на справку и так далее, которые ведете вы как учителя-предметники, как классные руководители, как просто сотрудники образовательной организации, зачастую все эти запросы идут с уровня муниципального. И мы понимаем, что ситуация может дойти до того, что в конечном итоге бумажная работа поглотит педагогическую.

Что мы планируем сделать. Сегодня в соответствии с законом “Об образовании в РФ” у нас, у Министерства просвещения как органа, определяющего государственную политику в сфере образования, совершенно нет никаких полномочий ни по школьной документации, ни по тому, что в самой школе непосредственно происходит. У нас этих полномочий нет. Эти полномочия на уровне образовательной организации: полная автономия в принятии решений – начиная от программы, учебного плана и т.д. Поэтому нами сегодня уже разработан проект внесения изменений в Трудовой Кодекс, где мы очень четко определим документы, которые являются обязательными для ведения в школе учителем.

Сегодня нет четкой регламентации, какие документы являются обязательными. И нам бы очень хотелось закрепить те единственные, которые бы с вас спрашивали. Это четыре документа, которые должны быть у сегодняшнего учителя. Все остальные: справки, отчеты о выполнении мероприятий плана воспитательной работы, отчеты о подготовке и участии детей в месячнике оборонно-массовой работы, отчеты об участии в выполнении плана методического объединения, предоставление информации еще о чем-то – все это будет запрещено. Будет просто введен прямой запрет.

Но мы понимаем, что когда у нас что-то происходит, чрезвычайные или нестандартные ситуации, а с нашими детьми это может произойти только в двух местах – в семье и системе образования, то всегда возникают вопросы: а что с этим ребенком происходило? а как мы с ним работали? все ли мы сделали для того, чтобы данная ситуация не произошла? насколько наши действия были профессиональными? Следственный комитет, прокуратура тут же по этой чрезвычайной ситуации начинают давать оценку нашим действиям. Тогда мы вспоминаем: а где же наши отчеты? где же наши планы работы с детьми, состоящими на всех видах учета? как мы профилактическую работу вели? как работал наш психолог? Это огромный вал вопросов, ответы на которые принимаются и засчитываются только в том случае, если у нас есть подтверждающий документ. Поэтому, с одной стороны, мы введем перечень обязательных документов, которые ведет школьный учитель. Все остальные вещи, связанные со справками, с отчетами <…> – коллеги, не уверена, что мы сможем четко проранжировать: вот это заполнять и в этом участвовать, а к этому не прикасаться.

Каждая новая ситуация порождает новый документ. Поэтому здесь мы будем думать во взаимодействии и со школой, и с муниципалитетом, каким образом на эту ситуацию можно повлиять. Сегодня уже в ряде субъектов, например, в Калужской области, уже введен приказ министерство образования, который четко регламентирует те документы, которые являются обязательными для ведения в школах. Все остальное – все запросы всех контрольных, надзорных органов, иных организаций – берутся из открытого источника, с сайта образовательной организации, на котором размещается информация в соответствии с законодательством к тем срокам, к которым она должна там появляться. И такие запросы не направляются в образовательную организацию напрямую. Эти вещи контролируются со стороны муниципального и регионального органов управления образованием. И чиновник от образования берет на себя ответственность: направлять ли запрос в школу или взять это из тех информационных систем, которые сегодня в школах есть <…>

Наверное, все то, что в школе с отчетами, бумагами, запросами происходит, важно и нужно разделить на несколько частей. У нас в скором времени может бумажная работа исчезнуть, но она просто перетечет во все то же самое в электронном виде. И поэтому будет вторая проблема: бумаг стало меньше, но отчетов и времени, которое вы затрачиваете на то, чтобы предоставлять информацию в электронном виде, меньше не будет. Мы это понимаем, мы это учитываем, мы с этим работаем, но сегодня законодательство таково, что мы очень ограничены в полномочиях. Поверьте, нам совершенно не хочется, чтобы все меньше и меньше времени оставалось у вас на ученика. Поэтому наша задача – создать условия для того, чтобы вы могли, действительно, работать с учениками, родителями, чтобы преподавали, учили, и в меньшей мере занимались отчетно-информационной работой. Этот год пройдет под эгидой решения этого вопроса. Это задача, которая перед нами поставлена. И мы, конечно, сделаем все возможное для того, чтобы: а) остановить и б) уменьшить.

Медаль по новым правилам: спорные вопросы

Учитель физкультуры гимназии №29 Улан-Удэ Дмитрий Павлов рассказал о ситуации, которая сложилась у него в выпускном классе. Педагог рассказал, что на медаль шли семеро выпускников, но получили только шестеро. Свою роль сыграло то, что с недавних пор школьники должны подтверждать медаль результатами ЕГЭ – набрать не менее 70 баллов по русскому языку и профильной математике или 5 баллов по базовой математике.

– Но все, кто получил медали, выбрали базовую математику, а та девочка, которая не получила медаль, одна сдавала профильную. Причем у нас класс совсем не профильный и программа по математике в нем обычная. Русский она написала на 98 баллов, английский на 96, биологию на 84 и математику профильную – на 68. По общей сумме баллов – она лучше всех медалистов. (После этих слов зал разразился аплодисментами)

Татьяна Синюгина спросила фамилию выпускницы и школу. “Спасибо огромное за эту информацию. И если уж мне стало известно, конечно, я посмотрю эту ситуацию”, – ответила она.

Дмитрий Павлов добавил, что согласен: подтверждение медали быть должно. “Но порог по базовой математике и профильной – это небо и земля”, – убежден он.

Напомним, эта тема поднималась и в ходе горячей линии Рособрнадзора в преддверии ЕГЭ. На вопрос, можно ли приравнять 70 баллов по профильной математике к 5 по базовой, директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова ответила: “Конечно, нет”.

Она пояснила, что ставя такие условия, организатор “исходили прежде всего из принципа справедливости”, чтобы дать возможность “получить заслуженную медаль гуманитариям”. Однако, судя по описанной ситуации, этот принцип не сработал.

Игорь Карачевцев: “Учить ребят открывать красоту”

Из лекции Игоря Карачевцева, заслуженного учителя России, лауреата премии президента в области образования, абсолютного победителя Всероссийского конкурса “Учитель года России”-2003.

– Несколько лет назад сам для себя расшифровал понятие урок, как “учить ребят открывать красоту”. Независимо от того, какой предмет вы ведете: обществознание, литературу, физику или химию, – красота – понятие всестороннее, не только физическое. Хотя на уроке должна быть и внешняя красота. Красота учителя, учеников, организации учебного пространства. Детали, оформление кабинета, оформление доски, презентация на уроке или аккуратно написанная мелом тема урока, – это всё очень важно, эти детали. А главное – красоту познания раскрыть детям. Не убедить, а показать.

– Вчера прочитал анекдот – как будто про меня. “Урок физики. Учительница спрашивает ученика: “Ты понял? – Нет. – А что конкретно ты не понял? – Я, главное, не могу понять, что я не понял”. То есть, это тоже результат. А это результат хороший – он понял границы своего незнания. Не понял, что он не понял. Определить границы своего незнания, чтобы потом в этих границах попытаться разобраться – это очень важно. Главное, говорить на одном языке с детьми. Но не переходить на сленг. Просто говорить о понятных и интересных детям вещах.

“Почти 10 советов…” успешного урока от Алихана Динаева

Урок – это, без сомнения, ядро конкурса. О том, как сделать это ядро цельным, крепким и красивым рассказал Алихан Динаев, победитель Всероссийского конкурса “Учитель года России”-2018, Народный учитель Чеченской Республики, учитель обществознания и права Математической школы №1 имени Х.И. Ибрагимова, г. Грозный. Представляем фрагменты его выступления.

“Наши ученики, а уроки пройдут в моей школе (Математическая школа №1 имени Х.И. Ибрагимова, г. Грозный – прим.ред.) ждут вас уже несколько месяцев, – заверил он участников семинара. – Они в нетерпении и большом ожидании. Они уже настроены на то, что к ним приедут лучшие учителя”.

Итак, чтобы эти ожидания оправдались, нужно усвоить “Почти 10 советов…” успешного урока от Алихана Динаева:

Первый совет – нужно начинать урок с удивления: с события, действия, предмета, который может поразить. Идея с кассетным плеером на моем уроке удивила и заинтересовала не только детей, но и членов жюри, вызвав, совершенно очевидно, определенную ностальгию. Попробуйте сделать что-то, что удивит!

Второй совет – нужно связывать, нужно показывать, что ваша узкая тема связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с… химией, философией, современным кино, политикой, со всем. Это важно, и не только с точки зрения критериев. Это красиво и эффектно, потому что на самом деле все в мире взаимосвязано. Покажите это. Например, вы на уроке физкультуры показывайте упражнение – найдите информацию о том, что его делает Билл Гейтс. На уроке музыки скажите, что это произведение было любимым у Льва Толстого, или что на нем рос Егор Крид. Связывайте!

Третий совет – создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, проблемный вопрос, который удивит и вдохновит. Нечто, что, как в прошлом году говорил Петр Григорьевич Положевец, запустит ежа под череп. Но при этом вы же понимаете, что на уроке должна быть позитивная атмосфера? Как ее создать? Есть такая японская поговорка: “В дом, где смеются, приходит счастье”. В школу, я думаю, тоже. Поэтому улыбайтесь, настраивайтесь на положительное.

Четвертый совет – продолжайте удивлять. Не думайте, что удивлять надо только в начале. Моменты, неожиданные, необыкновенные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Ведь не секрет, что школе в подавляющем большинстве случаев царит однообразие. Дети устали от этого однообразия, и уж на конкурсе ждут точно чего-то другого.

Пятый совет – меняйте направление. Мы на уроке идем к одной цели и, как мы знаем, в евклидовой геометрии, самый короткий путь – это прямая. Но по большому счету это не всегда самый комфортный и интересный путь. Если вы на уроке меняете виды деятельности, переходите от одного вида заданий к другим, это правильно и интересно. Это позволяет держать ученика в тонусе. За последние 15 лет способность людей концентрироваться снизилась в два раза. Сегодня предел концентрации – 7 секунд. И наши дети даже больше, чем мы, страдают от этого. И мы должны это учитывать. Как говорил Вольтер: “Все жанры хороши кроме скучного”.

Шестой совет – не быть “михалковым”. При всем уважении к его таланту, когда в одном фильме один человек – режиссер, главный герой и продюсер – это перебор. На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьезная дилемма: с одной стороны вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека в конце концов. Но в то же время наш педагогический талант не в том чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети работали на уроке. Так сколько “ребенка” и “сколько” учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Важно, чтобы дети были главными героями ваших занятий. Дайте им на уроке свободу, возможность проявить себя. Но не уходите в тень, не будьте чрезмерно скромны. На уроке это даже опасно и вредно.

Седьмой совет – адаптироваться. Будьте готовы к неожиданным ситуациям, разработайте план “б”. Мой собственный урок – хороший пример. Тема – общественный прогресс, я по задумке должен весь урок вести к главной мысли, что главный критерий общественного прогресса – рост гуманизма в обществе. Но на седьмой минуте один очень умный, к сожалению, ученик сам формулирует эту идею. По сути, он спутал мне карты. Два месяца я готовил этот урок. Ситуация почти патовая, но удалось выкрутиться, подстроиться, адаптироваться, чуть сменить направление, задать вопрос: “А что вы понимаете под гуманизмом?”, сделать так, чтобы почти никто не заметил, что что-то пошло не так. Если еще никто из жюри об этом не узнает, это великолепно. Кто-то говорит, что урок – это кино, спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок на конкурсе никогда не будет таким, как вы запланировали. Что-то пойдет не так, вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять, или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс… Вы должны быть готовы к тому, что на уроке может произойти все, что угодно. Все предугадать невозможно. Поэтому на все смотрите с новогодним настроением. Как это? Это когда вы рады всем и всему.

Восьмой совет – красиво закончить урок. Оруэлл говорил, что в каждом начале уже есть конец. Это верно. Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что урок был отличный.

Лучший способ завершить урок – зациклить, вернуться в начало. Это создает его целостность и замкнутость. В хорошем смысле”.

“А где остальные советы?” – поинтересовался кто-то из участников семинара, когда Алихан Динаев завершил свою лекцию-консультацию. Вернемся к началу, как мы только усвоили из совета №8, и поймем или вспомним, что это точно всё, потому что и было обещано “Почти 10…”.

Внеурочное мероприятие – “время первых”

О новом конкурсном испытании “Внеурочное мероприятие” в ходе совместной лекции-консультации рассказали Алла Головенькина, учитель биологии, заместитель директора по учебной работе лицея Иннополис, абсолютный победитель Всероссийского конкурса “Учитель года России”-2014 и Юлия Мукосеева, методист школы 1520 им. Капцовых, лауреат конкурса “Учитель года Москвы – 2007”.

“То что это испытание появилось, это вполне закономерно, – считает Алла Головенькина, – поскольку сейчас в рамках реализации ФГОС после урочной деятельности дети идут на внеурочные занятия. В прошлом году во время мастер-касса учитель информатики из Москвы Игнат Игнатов назвал действия учителя на конкурсе “временем первых”. Вот ваше “время первых” и пришло. В ходе этого конкурса впервые на всю страну будет происходить трансляция лучшего опыта во внеурочной деятельности. Вряд ли кто-то вам сможет заранее показать и рассказать, что и как именно здесь надо сделать, это ваша миссия, это ваш шанс показать ваше мастерство, ваш взгляд, вашу позицию… Это конкурсное испытание будет длиться 30 минут. Критериев оценивания всего 8. Давайте пройдемся по ним. Например, критерий №5 – психолого-педагогическая и коммуникативная культура. Понятно, что знание психологии, возрастной психологии, актуально, и то, как вы будете говорить с детьми, как раз и покажет ваше представление о возрастной специфике ребенка. Но здесь у нас в критерии еще и такое понятие, как коммуникация. Что же такое коммуникация? Прежде всего, мы должны уяснить, что функция учителя не должна сводиться к организационно-дисциплинарной… А как же тогда понять, где коммуникация, а где нет? Вроде бы всегда с детьми разговариваешь на уроке – это коммуникация? Коммуникация. Но это не должна быть монологическая речь, учитель не должен выступать на уроке или внеурочном мероприятии только как источник информации, все-таки нужно, чтобы завязался диалог между учеником и учителем, между учениками. А ведь есть и такое понятие, как псевдокоммуникация, и я часто вижу такое на уроках. Это когда вроде бы задаются вопросы, и даже идет такой словесный пинг-понг: вопрос-ответ, вопрос-ответ, но развития диалога не происходит… Почему? Потому что нужно не только умело задать вопрос ученику, но и слушать его как своего собеседника. Это, конечно, может быть пассивное слушание, но гораздо важнее, когда рождается некий отклик, диалог, когда твоя мысль сплетается с мыслью собеседника, когда в беседе создается что-то новое, рождаются новые смыслы. Вот тогда это коммуникация. Вот тогда разговор выходит на следующий уровень. Поделюсь с вами ситуацией из собственной практики. Бывает так, что я прекрасно понимаю структуру своего мероприятия, я знаю этапы, я точно понимаю по хронометражу, во сколько, какой этап должен закончиться, но… что-то в диалоге с детьми у меня не сложилось, и мы с ними не договорили. Что делать дальше, зависит только от меня, потому что только я знаю, что было запланировано. Поэтому я вам, если такое случится, советую остановиться и, отойдя от плана, довести это диалоговое рассуждение до конца. Вы затем в самоанализе можете честно признаться, что у вас еще было в запасе это, это и это, но гораздо важнее проявить адаптивность, услышать детей и перестроиться… Ведь для них проводится данное мероприятие, поэтому, пожалуйста, чувствуйте, что происходит на на уроке, на внеурочном мероприятии, иначе ценность ваших действий будет потеряна”.

Чтобы участникам финала было проще готовиться к новому конкурсному испытанию, Юлия Мукосеева создала специальную тренировочную матрицу с потенциально возможными направлениями и формами проведения внеурочных мероприятий. Если, по ее словам, хорошо обдумать, как заполнить такую матрицу, можно в определенной степени считать себя застрахованным от большинства неожиданных поворотов, которые может сделать итоговый формат внеурочного мероприятия благодаря его величеству случаю, который проявит свою силу в ходе жеребьевки, определяющей класс (то есть, возрастной диапазон учеников), в котором будет проходить мероприятие, и одно из пяти направлений внеурочной деятельности. “Когда вы будете выбирать форму проведения, – напутствовала участников финала Юлия Мукосеева, – вы должны очень четко понимать: оригинальная форма позволит вам запомниться, но можно выбрать и такую, к которой дети могут быть потенциально готовы, например, что-то подобное им уже объясняли, или можно выбрать такую, которая не требует уникальной предварительной подготовки. Например, дебаты – шикарная, устоявшаяся форма, красивая… Заполните матрицу и, когда вы вытянете жребий, вы сразу поймете, что, например, можете провести с ребятами либо турнир, либо сделать какое-то коллективное творческое дело, или, может, создать проект. И тогда весь ужас вытягивания жребия будет меньше… Кстати, мы же с вами здесь не просто так общаемся, мы еще и показываем приемы, которыми можно воспользоваться. Вот, например, первый прием, который я очень люблю, – это матрица. А второй – тоже всем известный – облако слов. Я взяла все критерии и показатели этого испытания и прогнала через генератор облака слов. Вот здесь вы видите эти слова. Какие из них написаны крупнее всего? Те, которые чаще всего встречаются; те, которые важнее всего… Какое здесь самое важное? “Внеурочная”. То есть, мы понимаем, обратите внимание: не “неурочная”, а “внеурочная”, то есть это не “не-урок”, а это то, что происходит вне урока. Следующее слово – “содержание”, а под ним еще одно – “соответствие”. Что должно чему соответствовать? Тема внеурочного мероприятия возрасту? Правильно. То есть, все, что мы с вами делаем, мы проверяем на соответствие. Если я взяла задание, то я проверяю его на соответствие цели, если я беру содержание, то проверяю его на соответствие интересам… И еще – большое слово “деятельность”. Мне бы хотелось на эту историю тоже обратить ваше внимание. Развивается тот, кто двигается. Кто двигается на уроке? Учитель. Вот он, получается, и развивается. Мы сами настолько привыкли за долгие годы практики быть в деятельности, что иногда забываем про деятельность самого ребенка… Но не нужно об этом забывать. А еще я хочу вам пожелать, причем не только в ходе этого конкурсного испытания: оставаясь в рамках традиций российского образования, найти такие краски, которые позволят вам сделать себя уникальными”.

Артур Заруба: “Не читайте лекцию Садовничему!”

Артур Заруба, учитель музыки Ломоносовской школы г. Москвы, абсолютный победитель Всероссийского конкурса “Учитель года России”-1992, кандидат педагогических наук, в ходе лекции-консультации о предстоящем испытании “Мастер-класс” обратился к участникам семинара с предостережением:

“Всегда я говорю только одно – не читайте лекцию, потому что это очень сложно. Если вы можете на уровне Лотмана, Лихачёва или Радзинского, пожалуйста, выходите – и убейте зал! Просто убейте! Понимаете, чтобы всё закончилось и все сказали: “Понятно, кто Учитель года… Если он так перед людьми выступает, то кто другой может быть Учителем года?” Если вы так не можете, не читайте лекцию Садовничему (Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Большого жюри конкурса – прим.ред.), пожалуйста. Он как-то немного разбирается в этом. Не читайте лекцию!”

Программа второй половины дня включает в себя интерактивную лекцию преподавателя курса “Дресс-код” Московского государственного университета культуры и искусства, сертифицированного имидж-консультанта Ольги Сорокиной на животрепещущую тему “Имидж современного учителя”, а также творческое общение с победителями конкурса разных лет: Алиханом Динаевым (Учитель года России-2018), Сергеем Кочережко (Учитель года России-2015) Аллой Головенькиной (Учитель года России-2014), Олегом Парамоновым (Учитель года России-1993) и Артуром Зарубой (Учитель года России-1992).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте