Вопрос о зарплате в системе образования относится к традиционно актуальным. Однако, похоже, появились все предпосылки перестать считать его таковым. В Петербурге, ставшем колыбелью трех революций, назревает еще одна – революция в системе оплаты труда работников бюджетной сферы. «Первый залп» по существующей сегодня тарифозависимой сетке должен быть нанесен 1 января 2006 года. Что при этом изменится и в чем революционность подхода, рассказывает председатель Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Ольга ИВАНОВА.
– На недавнем заседании правительства города была принята новая система оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе работников образования. Новизна подхода в следующем: мы отказываемся от единой тарифной сетки и переходим на окладную систему. Что это значит? Раньше зарплата бюджетников базировалась на минимальном размере оплаты труда и была недостаточно высокой, из-за чего в ряде регионов устанавливалась губернаторская надбавка к этой зарплате. Наш город был одним из первых, где появилась такая надбавка. Идеология нового подхода заключается в том, чтобы отказаться от губернаторской надбавки вообще, поскольку она зачастую зависит от личности губернатора, от политической конъюнктуры. Согласитесь, зарплата бюджетников не должна быть прямо пропорциональна настроению руководителя региона и тому, насколько хорошо он понимает проблемы образования, насколько позитивно относится к этой сфере. Еще одна причина для отказа от ЕТС в том, что существующая по ней базовая ставка очень низкая и все виды надбавок, в том числе губернаторская, приводят к превышению базовой ставки почти в три раза. Такого быть не должно, ведь в любом случае работник принимается на ставку без всевозможных региональных доплат. В нашем случае получалось, что об основной ставке стали забывать, делая акцент на надбавки. Произошел определенный перекос и в финансировании, и в сознании людей. Поэтому для исчисления зарплаты по новому принципу был взят прожиточный минимум в Петербурге во втором квартале текущего года – 3691 рубль, а не МРОТ, который составляет 800 рублей.
Новый подход включает в себя систему повышающих коэффициентов. Один из ведущих коэффициентов – стаж работы. Почему? Мы по-прежнему испытываем дефицит в педагогических кадрах, несмотря на то, что на 5 сентября 2005 года он составил 353 человека, тогда как два года назад в городе не хватало порядка трех тысяч учителей. Мы по-прежнему заинтересованы в том, чтобы кадры закреплялись. Отсюда существенная величина коэффициента за стаж работы: от 0 до 0,35. Чем больше стаж работы, тем выше коэффициент: при стаже от 2 до 5 лет – коэффициент 0,15, от 5 до 10 – 0,25, от 10 до 20 – 0,30, свыше 20 лет – 0,35. Но это касается учителей.
– Ольга Владимировна, то есть для руководителей образовательных учреждений коэффициент по стажу не предусмотрен?
– Да, для руководителей коэффициент по стажу не применяется. В системе образования Петербурга существует проблема старения директорского корпуса. Таким образом, привязывать их к месту работы стажем нецелесообразно. Однако у руководителей есть свой особый коэффициент: коэффициент масштаба управления. Все образовательные учреждения города разделены на четыре группы по объемным показателям: количество учащихся, площади, наличие структурных подразделений при образовательном учреждении, образовательный комплекс и т.д.
Соответственно этому рассчитывается масштаб руководства. К примеру, если руководитель – директор школы, то коэффициент у него – 0,6. Это очень высокий коэффициент. Поэтому руководитель не является «обделенным», наоборот, мера ответственности у него другая, и его зарплата должна отличаться от зарплаты учителя.
Еще один важный показатель: коэффициент уровня образования.
Мы уверены, что нужно стимулировать педагогов повышать уровень образования, поэтому и коэффициент очень высок – 1,5. Перед нами стоит задача: ни один из работников системы образования Петербурга не должен получать зарплату в январе 2006 года ниже, чем в конце декабря 2005-го. Оказалось, что из 153 тысяч человек у 9,5 тысячи зарплата все-таки понизится. Кто это? Часть воспитателей детских дошкольных учреждений, ряд мастеров производственного обучения в системе НПО. То есть те, кто имеет либо среднее образование, либо среднее специальное образование, но при этом обладает высшей категорией и имеет большой стаж работы. Когда стало известно, какое количество работников будет получать меньше, чем в декабре 2005 года, то было принято решение выделить из бюджета города 250 миллионов рублей на доплаты этим людям. Доплата войдет в надтарифный фонд учреждения. Но принцип сохранится: в дальнейшем человек со средним специальным образованием не сможет получать высокие разряды только за то, что он долго работает в системе. Ему необходимо будет повышать свой уровень образования. Этот коэффициент должен стимулировать повышение квалификации у молодых кадров, тем более что возможности для этого есть.
Существует также коэффициент за квалификацию: сюда входят высшие квалификационные категории – первая, вторая, ученая степень, почетные звания. Надо оговориться, что под «почетными званиями РФ и СССР» подразумеваются звания – «народный», «заслуженный», мастер спорта международного класса. Звание «почетный работник образования» здесь не упомянуто, поскольку мы решили, что нет смысла дважды учитывать звание.
Последний коэффициент – коэффициент специфики работы в сиротских и коррекционных учреждениях. Здесь в отличие от предыдущего пункта доплаты начисляются за каждую позицию. Если вы, к примеру, работаете в сиротском учреждении, то ваш коэффициент – 0,2, если это сиротское учреждение к тому же и коррекционное, то к существующим 0,2 начисляется еще 0,2.
Как вы знаете, в каждом образовательном учреждении существует надтарифный фонд, из него в школах платят за проверку тетрадей, за классное руководство, за заведование кабинетами и т.д. Эта позиция сохраняется.
– Какой все-таки будет зарплата учителя с января 2006 года?
– Наши расчеты, представленные на заседании правительства города, показывают, что на 1 января 2006 года учитель с высшим образованием, с высшей квалификационной категорией при большом стаже работы, работающий на одну ставку в 18 часов, будет получать 9135 рублей. Сегодня он получает 7920 рублей. Зарплата воспитателя детского сада станет 5979 рублей (сегодня – 5249).
Важно отметить, что молодой специалист, у которого пока ничего нет, кроме высшего образования, будет сразу получать 5536 рублей. Зарплата директора школы с учетом работы только на ставку будет составлять 14 948 рублей (сегодня – 9110). У заведующей детским садом в январе 2006 года зарплата составит 9630 рублей.
В чем еще преимущество нового подхода? Вводимая система оплаты труда прозрачна. Она более объективна. Понятно, за что можно получить увеличение зарплаты.
– Как изменится оплата труда тех, кто относится к категории рабочих?
– Они остаются на тарифной сетке, но их зарплата начинает исчисляться не от МРОТа, а от величины прожиточного минимума.
Кстати говоря, в системе образования города ведется работа по рациональному и эффективному использованию средств, которые идут на оплату труда. Готовясь к новому подходу в этой области, мы проанализировали все штатные расписания, тарификации и нашли массу вещей, ведущих к неэффективному, неправильному, никакими типовыми документами не определяющемуся использованию бюджетных средств.
Например, есть случаи, когда заместитель директора в школе ведет нагрузку в 27 часов. Этого не может быть. 27 часов – это уже полторы нагрузки, а у нас принято вести 9 часов и только с разрешения районных отделов образования – 12 часов. Также мы обнаружили большое число административных работников в некоторых школах. Рядовой случай, когда заместителей директора в образовательном учреждении – 5-6. Речь не идет о том, что кто-то собирается «зажимать» развитие образования. Ясно, что сегодня школы нуждаются в социальных педагогах, психологах, испытывают потребность в экспериментальной работе, – мы это поддерживаем.
Давайте только учиться правильно считать деньги.
– Ольга Владимировна, кто разрабатывал новую систему оплаты труда бюджетников?
– Петербургский филиал Высшей школы экономики разработал принципы, идеологию системы, а затем была создана рабочая группа под руководством вице-губернатора города Михаила Осеевского и вице-губернатора Людмилы Косткиной. В эту рабочую группу вошли представители всех комитетов, касающихся бюджетной сферы. Работа длилась целый год.
Требовалось соотнести все бюджетные сферы, чтобы не было огромного разрыва в зарплате, допустим, в образовании и в культуре. Чтобы была возможность перехода из системы в систему, к примеру, спортивная школа есть в Комитете по образованию и в Комитете по физкультуре и спорту, и переход из одной в другую не должен был существенным образом повлиять на зарплату работника. Сегодня основная работа выполнена. На 1 ноября 2005 года все работники бюджетной сферы ознакомлены с новыми «правилами игры». Старт дан. Надеемся, что дистанция, которую мы зададим с будущего года, будет длинной и успешной.
Санкт-Петербург
Ольга ИВАНОВА
Комментарии