search
main
0

Честный, благородный, уважаемый

Павел ЖДАНОВ, победитель областного конкурса «Учитель года Астраханской области-2003», учитель истории и обществознания Началовской СШ Приволжского района, своей отличительной чертой как педагога считает требовательность к себе и другим, уважение к детям и своим коллегам. А в учениках Павел Сергеевич старается развивать ответственность за свои поступки и дела.

Участник общешкольной команды КВН, эрудированный педагог, доброжелательный и энергичный человек… Конечно, его любят дети. Но не только поэтому. Ребята знают: он свой, он не подведет, не предаст, ему можно доверить все самое сокровенное.

А на досуге Павел Жданов слушает песни Игоря Талькова.

Как это ни печально, приходится признать, что с каждым годом уважение к профессии учителя испытывают все меньше людей и, что более всего неприятно, детей. Убежден, что такое положение не случайно. Почему так происходит? Является ли сам учитель причиной этого явления? Кто он, современный учитель? Каким ему быть? Попробуем разобраться…

Еще 100-150 лет назад от 80 до 90% населения нашей страны не знало грамоты и могло постигать окружающий мир, опираясь только на религиозное и обыденное мировоззрение. Поэтому человек, обладающий знаниями, а тем более готовый поделиться этими знаниями с другими, пользовался исключительным авторитетом. Как правило, таким человеком был учитель.

В современном ежеминутно меняющемся мире у человека есть масса возможностей познавать окружающий мир через различные источники информации: радио, телевидение, интернет и т.п. Поэтому учитель как основной источник знаний теряет свою значимость и, как следствие этого, авторитет среди окружающих, в том числе и учеников.

Но это только одна из причин, хотя и наиболее важная. Другая – этот тот духовный, нравственный кризис, который переживает наше государство. За решением насущных экономических проблем абсолютно было забыто образование: лишенное экономической поддержки и внятной концепции, оно не могло функционировать так же эффективно, как раньше.

Еще одна проблема – несоответствие школьных программ уровню притязаний высших учебных заведений. Полученная в школе оценка «отлично» не гарантирует поступления в вуз, а это приводит к потере мотивации школьниками, вызывает негативное отношение к учебному процессу в школе.

Кроме того, учитель уже не является идеалом для подрастающего поколения, и объясняется это прежде всего социально-экономическими причинами. Низкая заработная плата резко снижает престиж учительской профессии, заставляет выпускников педагогических вузов искать работу вне школы. Лишь 20-30% студентов педагогических институтов становятся педагогами по призванию, остальные же делают это по необходимости. А можно ли говорить о качественной работе учителя при таких обстоятельствах?

Как быть? Что делать?

Если разделить все существующие трудности на объективные и субъективные, то последних окажется больше. А значит, преодолевать их придется нам самим.

В первую очередь учитель не должен замыкаться на своей профессии. Интерес к жизни во всех ее проявлениях позволит учителю самому стать интересным человеком для окружающих его людей, для учеников.

Другой составляющей любого педагога, причем самой важной, на мой взгляд, являются его человеческие качества, такие, как доброта, умение понимать другого, сопереживание, человеколюбие.

Еще об одном качестве учителя хочется сказать особо. Это ответственность. Мы в ответе не только за знания, но и за души ребят. Каждое наше слово, каждый наш поступок находит отражение в них, проявляется в их дальнейшей жизни.

Знание своего предмета, умение донести его до ребят, способность организовать их учебную деятельность – также залог успеха преподавателя. По-моему, вердикт учеников «он сам ничего не знает» – приговор учителю. Да, может быть, он хорошая няня. Но не учитель!

Если все сказанное мною свести к одному предложению, то выглядеть оно будет так. Быть учителем – значит быть человеком ответственным, знающим, увлеченным, умеющим заинтересовать и организовать, но главное, добрым и справедливым, честным и благородным. Такой УЧИТЕЛЬ сумеет вернуть уважение и авторитет и к школе, и к своей профессии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте