– Пеликаны в конце апреля черукают!
– Это как?
– Вот так! Черук-черук! Черук-черук!
История чемпионата «Черук» берет свое начало в 2009 году, когда при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, правительства Ульяновской области впервые состоялся Всероссийский фестиваль региональных учительских клубов. Несколько лет подряд на благодатной ульяновской земле проходили фестивали, форумы, сборы педагогической общественности. А в 2016 году клубу «Учитель года Ульяновской области» совместно с «Учительской газетой» пришла идея проведения чемпионата региональных учительских команд (ЧЕРУК), были разработаны порядок организации соревнований, концепция и, главное, формат конкурсных испытаний. Этот год для чемпионата юбилейный – прошло пять лет с момента его основания.
Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», на открытии Межрегионального чемпионата учительских клубов заметила, что важную роль в профессиональном педагогическом сообществе играют учительские клубы, ассоциации, содружества учителей года – «пеликанов», объединяющие лидеров региональных систем образования, а ЧЕРУК призван продвигать качественную педагогическую систему и успешно работающих в ней учителей. Постконкурсное движение учителей года живет и развивается, и знаковым, ежегодным, традиционным и востребованным событием стал данный чемпионат.
«Стратегическая цель Межрегионального чемпионата учительских клубов ЧЕРУК – создание переговорного пространства для осмысления и распространения лучших педагогических идей, моделей, условий для открытого и всестороннего обсуждения представителями профессионального сообщества новых содержательных, организационно-правовых и управленческих основ его развития в контексте развития нового ценностного поля современного образования» – такими словами приветствовала участников мероприятия Екатерина Владимировна Уба, победитель конкурса «Учитель года России»-2006, лидер конкурсного движения в Ульяновской области, один из вдохновителей и организаторов этого межрегионального проекта.
За эти годы чемпионат стал значимым событием в жизни педагогической общественности России. Площадки ЧЕРУК посетили педагоги из 45 регионов России. В этом году в соревнованиях приняли участие 23 команды из 22 регионов нашей страны.
Победа над собой
Впервые в своей истории команда «Учитель года Кубани» отправилась в Ульяновскую область на Межрегиональный чемпионат учительских клубов – ЧЕРУК-2021. Итог соревнований – четвертое место с отставанием от третьего места 0,08 на балла. Наверное, первое, что приходит в голову обывателю, – обидно, деревянная медаль хуже проигрыша. Но вы ошибаетесь. Мы победили! Да, мы стали лучше и мобильнее, нас запомнили, и мы понравились, у нашей команды появилось имя. Конкурсные испытания – эффективнее многих курсов повышения квалификации, они помогли команде не только сплотиться, но и найти внутренние резервы, понять ценности педагогических новаций, а также встретить новых друзей и единомышленников из других регионов России.
Командам предстояло пройти пять конкурсных испытаний: представление информационно-образовательного интернет-ресурса клуба, презентация команды «Расскажи мне о себе», разработка и защита образовательного проекта, проведение воспитательного мероприятия «Час с классом» и показ мастер-класса СТиЭМ (совместное творчество и эффективные методики) по фундаментальным понятиям.
Первым испытанием для команды стало создание информационно-образовательного интернет-ресурса клуба. Для удобства общения и решения вопросов практического сотрудничества в педагогической среде была создана виртуальная площадка, которая состояла из двух частей – страницы в социальной сети Instagram и сайта, где были размещены образовательные, информационные, методические разработки, отражающие инновационный опыт педагогического сообщества и системы образования Краснодарского края.
Работа над интернет-ресурсами велась совместно, каждый отвечал за информационную наполняемость определенного модуля. Весь собранный материал обрабатывался командой, затем размещался в социальной сети Instagram и на сайте клуба «Учитель года Кубани».
Сайт является информационной средой, содержащей методические материалы, публикации и информационные ресурсы клуба. Навигация сайта представляет собой главное меню в верхней части каждой страницы сайта. Все вложенные страницы открываются в новом окне. Имеются интерактивные элементы – форма обратной связи «Контакты», где посетители сайта могут высказать свои вопросы и пожелания. Сайт удобен и прост в использовании.
Страница в социальной сети Instagram содержит фото-, видеоматериал, который отражает жизнь и события клуба, его участников. Каждая фотография, как отдельная книга, несет информацию, на которую читатель всегда может оставить отзыв и комментарий.
Результаты работы над интернет-ресурсом клуба можно найти по следующим ссылкам:
сайт клуба: uchitelgodakubani.wixsite.com/uchitelgodakubani;
страница в социальной сети Instagram: www.instagram.com/uchitelgodakubani.
Расскажи мне о себе
Первым очным испытанием на чемпионате ЧЕРУК была презентация команды. За основу своего выступления было решено взять схожие черты Краснодарского края и Ульяновской области. Мы искали в разных сферах информацию, которая могла бы соответствовать условию «мы похожи». Так как нашу команду представляют учителя из разных сфер, было решено, что каждый найдет схожие черты именно с точки зрения своего предмета.
Таким образом, было выяснено, что в истории много действий, которые происходили одновременно и в Симбирске, и в Краснодаре. С точки зрения русского языка и литературы мемориальные памятники культуры словно дополняют друг друга. А со стороны точных наук огромное количество изобретений и великих открытий следовали друг за другом в обоих краях.
Каждый член команды участвовал в разработке сценария презентации: искали новую информацию, обрабатывали то, что удавалось найти, помогали перефразировать сложные высказывания, меняли местами текст, искали наилучшие варианты, складывали части в единое целое. Мы созванивались в конференциях в Zoom, чтобы отрепетировать и распределить роли. Выяснилось, что наша команда обладает кроме ораторского мастерства отличным творческим потенциалом, который получилось реализовать в песни о творческих педагогах и современных уроках Кубани. После прибытия в Ульяновск часть команды отрабатывала презентацию на месте и скидывала видео репетиций с доработками оставшейся части команды. Уже в пути все выступление доводилось до идеала. Результатом нашей работы стало гармоничное творческое и интеллектуальное выступление!
Мощная энергетика от первого до последнего выступления. Буря эмоций и позитива. Думали, будет шоу, а оказалась серьезная, творческая, продуманная работа! Каждый региональный клуб хотел показать не только красоту своего региона, но и красоту профессии учителя, красоту своего педагогического мастерства. И многим это удалось. Покорила команда из Рязани, которая через тонкость человеческих отношений рассказала о своих земляках – Есенине, Павлове, Циолковском. Интересно, по-молодежному выступила команда Волгоградской области, прочитав отличный рэп. О радуге педагогических идей рассказали ребята из Орла. Апофеозом стала вирусная история учительского клуба из Хабаровска.
Час с классом
Второй день конкурсных испытаний был насыщенным и напряженным. «Час с классом», так называется это конкурсное испытание, ждали как ученики ульяновских школ, так и педагоги. Работа на открытых воспитательных мероприятиях поражает искренней отдачей детей и учителей: творческая атмосфера, откровенный диалог, который никого не оставит равнодушным. «Час с классом» Сергея Сергеевича Яровенко и Ирины Андреевны Марюхиной, учителей команды «Учитель года Кубани», был посвящен профессиональному самоопределению старшеклассников. Формулировка темы – «Новое время – вызов профессиям» – уже в начале встречи побуждала ребят к активному обсуждению и критическому осмыслению современных реалий жизни. В процессе совместной деятельности девятиклассники приобретали знания о профессиях, которые востребованы сегодня, о тех требованиях, которые предъявляют к личности человека современные работодатели. В рамках данного мероприятия ребята смогли также оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Кубанские педагоги отметили, что в рамках классного часа важно было формировать нравственные ценности и четкую гражданскую позицию. Отдельно хотелось бы отметить эмоциональную составляющую мероприятия. Встреча проходила в непринужденной обстановке, ребята активно включались в работу, делились своими мыслями и чувствами. Такие события остаются в памяти навсегда!
Смотрим на критерии, а хочется на то действо, которое предложили команды школьникам. Хотелось не просто ставить баллы, а участвовать в работе вместе с учениками. Клуб из Татарстана закрутил своего рода карусель по профессиональному самоопределению ребят. Здесь были и лесничие, которые занимались высадкой растений, и журналисты, которые составили план интервью, а затем методично опрашивали в том числе и экспертов, и медицинские работники, измеряющие физиологические параметры организма. На таких занятиях трудно оставаться равнодушным. Команда из Башкортостана построила свое занятие классически выверенно, от запросов школьников. А в 9-м классе их много, но важным в преддверии защиты индивидуальных проектов стало ораторское искусство. Несколько историй, интересных зарисовок, упражнений – и ученики почувствовали раскованность, чистоту мысли и достаточно быстро научились выражать идеи.
Движение вверх
Следующим конкурсным испытанием стала разработка и защита образовательного проекта. Команде из Краснодарского края предстояло создать проект на тему «Построение системы дистанционного обучения в школе».
Разработка педагогического проекта велась совместно, при участии всей команды, под руководством педагога-наставника. К основной концепции пришли путем мозгового штурма, предлагая и обсуждая возникающие идеи. Благодаря предоставленной педагогом-наставником памятке быстро приступили к проработке структуры проекта. Основными элементами стали актуальность, цели и задачи, этапы и механизм реализации, ресурсы, целевая аудитория и партнеры, прогнозируемые результаты проекта. В ходе работы над обоснованием актуальности проекта была выявлена проблемная ситуация – неэффективность дистанционного обучения, связанная в том числе с невысоким уровнем цифровой грамотности учителей, обучающихся, родителей. Исходя из обозначенной проблемы, определили, что продуктом проекта должна стать экосистема для эффективного дистанционного обучения, охватывающая всех участников образовательного процесса.
Наибольшую часть времени заняла работа над содержанием проекта и обоснованием этапов его реализации. Когда основная концепция была создана, приступили к проработке деталей. Поскольку время на разработку было ограниченно, распределили между собой работу над отдельными элементами проекта. Одна часть команды участвовала в подборе контента и создании презентации, вторая – в уточнении сроков реализации, третья – в доработке оставшихся структурных элементов. Совместно продумали прогнозируемые результаты проекта, подвели итоги. Защиту проекта провели двое участников команды.
В целом работа над конкурсным заданием оказалась интересным и полезным опытом, поскольку позволила получить навыки совместной разработки педагогического проекта, показала, насколько важна слаженная работа команды, а также профессиональная помощь педагога-наставника.
Обращаемся к критериям: все ли разложено по полочкам, все ли проектные детали охвачены, каков продукт, который останется после действия. Отличным результатом совместной работы стал проект команды из Тулы «Неформальное образование – через технологию открытого пространства». Продукт – четыре разработанных педсовета, четыре спринта, как марафон длиною в школьный год. Хороший проект представили участники команды Пермского края «Движение вверх» – «Каждому молодому педагогу – хорошего наставника». Все счастливые педагоги счастливы с наставниками. От адаптации и сопровождения – к личностному росту и самосовершенствованию.
Фундаментальные понятия
Финальной точкой стало представление мастер-класса. Наша команда выстраивала метапредметную деятельность, раскрывая фундаментальное понятие «жизнь». Мы показали, как, используя семантическое поле, можно разобрать (объснить) абсолютно любое понятие. Этот способ универсален! Во многом семантическое поле родственно понятию интеллект-карты, однако их характеризует большее внимание к оформлению и иллюстрированию материала, а семантическое поле выстраивается исходя из строгой иерархии парадигматических (линейных) и синтагматических (выход за рамки линейных) отношений. Благодаря такому подходу удалось рассказать об этимологии слова «жизнь», выявить однокоренные слова, синонимические и антонимические ряды, показать ассоциативные и метафорические связи.
Какие главные ценности легли в основу этого конкурсного испытания? Космос. Информация. Выбор. Жизнь. Слово. Время. Действие. Сила. Цифра. Опыт. Пространство. Пустота. Мышление. Закон. Свет. Энергия. Движение. Точка. Результат. Порядок. Развитие. Система. Именно в таком порядке представляли команды свои мастер-классы по изучению фундаментального понятия. Главное условие конкурсного испытания – участвует не менее двух педагогов. Команды подошли к испытанию творчески и многогранно. Мы увидели не только глубокую методическую проработку, но и массу интересных находок, приемов. Очень интересно раскрыла тему команда Санкт-Петербурга. Понятие «время» перетекало от одной предметной области до другой, и жирной точкой в этом стал убедительный монолог дефектолога. Время – оно разное! О пространстве – природы, культуры, социума – поведала команда Ярославской области. Сложное понятие «пустота» было раскрыто школьной командой из гимназии «Эврика» г. Анапы. От чистого белого листа – к творческим изысканиям и модели Фрейера. «Порядок должен быть везде: и в истории, и в культуре, и в мыслях». С этой фразы началось изучение понятия «порядок» командой Алтайского края. Золотое сечение, зеркальное отражение, взгляд на обычное живописное полотно с другого ракурса – и все меняется, как наша жизнь.
Подарок от «пеликанов»-наставников
Настоящим праздником в последний день чемпионата стали мастер-классы победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» и членов жюри, заслуженных учителей, почетных работников образования.
Михаил Нянковский говорил о глубоком, вдумчивом чтении. Мы погрузились в лирику Пушкина, Тютчева, учились видеть и понимать те смыслы и образы, которые при поверхностном чтении остаются незамеченными!
Метапредметный подход продемонстрировал Андрей Семке. Его мастер-класс раскрывал понятие «цвет». Физика, математика, астрономия, литература, биология, химия… Мы сбились со счета – столько дисциплин охватил Андрей Иванович! Такой подход расширяет кругозор, формирует целостную картину мира, показывает, что все в нашей Вселенной взаимосвязано.
«Сколько стоит счастливый день?» – мастер-класс Натальи Тихоновой заставил задуматься о жизни, о непреходящих ценностях. Человек постоянно стоит перед выбором: карьера или служение, вина или ответственность, память или расчетливый план, сроки или вечность, любовь или связи… Найти ответы на вопросы, которые не дают покоя, помогут произведения Даниила Гранина. Позиция же писателя такова: «За суммой результатов пропадает жизнь. Жизнь больше любых результатов».
Екатерина Филиппова учитель от Бога! Несмотря на незнание французского языка, мы понимали все, и даже больше! Мастер-класс позволил прикоснуться к другой культуре, ощутить единение с ней, раствориться в красоте французского языка, прожить историю Маленького принца по-новому.
«Содержание образования – предложение, а не инструкция!» – таков основной посыл выступления Николая Бугаева. Литературные сюжеты помогут учителю разобраться в тонкостях педагогики. Легенда о Великом Инквизиторе («Братья Карамазовы») – это о школе! «Борис Годунов» – с точки зрения управления «Король Матиуш Первый».
Лариса Арачашвили в своем мастер-классе затронула важную проблему – как приобщить школьника к бессмертным произведениям русской классической литературы. Использование на уроках песен современных исполнителей на стихи поэтов Серебряного века, фрагментов из популярных фильмов дает возможность сократить пропасть между веками. «Это действительно работает!» – так закончила свое выступление Лариса Гивиевна.
Не только работать, но и творить, проживая каждую секунду урока, захотелось после выступления этих удивительных людей, которые подарили нам частичку своего сердца, обогатили нас своим опытом, зарядили позитивной энергией!
Особое впечатление произвела слаженная работа всего организационного комитета и Клуба учителей года Ульяновской области. Мы были в полном восторге от предложенной культурной программы: посетили единственный в России Музей балалайки, который находится в старинной усадьбе 1908 года постройки, побывали в арт-мастерской, где приобщились к художественному творчеству, прокатились на экскурсионном трамвайчике по улицам когда-то города Симбирска.
Яркие, запоминающиеся команды, потрясающие организаторы, старые друзья и новые знакомства! ЧЕРУК – потрясающее, интересное и увлекательное событие – станет началом счастливого педагогического пути по школьной дороге жизни, не сомневаемся!
Команда «Учитель года Кубани» в составе Ирины Марюхиной, Юлии Яковлевой, Полины Фоминой, Сергея Яровенко, Анастасии Кулибабы (участники) и Андрея Семке (эксперт) благодарит всех организаторов этого теплого, азартного, зрелищного и единственного в своем роде соревнования под названием «Черук»: Ульяновскую область; учителей, приехавших на чемпионат, с которыми мы подружились и, уверены, будем дружить регионами, мэтров российского учительства, – за прекрасные дни в городе Ульяновске. Наша команда получила три диплома – в номинациях «Час с классом», «СТиЭМ», «Проект». Нас отделило 0,08 балла от третьего общекомандного места, но мы стали ближе к главной цели – быть счастливыми и передавать это счастье нашим детям, ученикам, и педагогам. Ведь счастье не цель, счастье – образ жизни!
Мы ждем следующего года, чтобы со всеми «пеликанами» России «почеручить», – впереди ЧЕРУК-2022.
Анастасия КУЛИБАБА, Ирина МАРЮХИНА, Сергей ЯРОВЕНКО, Полина ФОМИНА, Анастасия ЯКОВЛЕВА, Андрей СЕМКЕ, члены клуба «Учитель года Кубани», Краснодарский край
Комментарии