Россия, исторически развивавшаяся в русле европейской парадигмы образования, воспитания, религии и культуры, по сути, занимает свое полноправное место в европейском образовательном пространстве. Но длительный период идеологического противостояния, разделения мира на социалистическое и капиталистическое общество создал нашим педагогам барьеры и препятствия для всестороннего сотрудничества и обмена опытом с зарубежными коллегами из западных стран. Сейчас у нас появляются возможности для того, чтобы восполнить дефицит знаний о зарубежном образовании и пробел в профессиональной подготовке, который возник вследствие политических и социальных проблем, приобщиться к большой созидательной работе, которая проводится сообществом педагогов развитых стран мира. Настоящий педагог-профессионал современного уровня должен обладать открытым педагогическим мышлением, понимать мировые ценности воспитания и образования, анализировать собственный труд и труд своих зарубежных коллег с позиции задач развития современной цивилизации.
Уже несколько лет наши границы открыты для общения с педагогами из других стран, обмена интересными идеями и понимания друг друга. Это очень важно, поскольку без обмена информацией и проверки своих принципов и методов работы, без сопоставления своей деятельности с успешными и неудачными примерами из работы коллег разных стран трудно, да, пожалуй, и невозможно развивать профессионализм и формировать объективно значимую цель воспитания в современных социальных и экономических условиях.
Изучение мирового педагогического опыта способствует приобщению к общечеловеческим приоритетам в области воспитания и обучения, которые находятся вне любых узкосоциальных и политических интересов, помогает понять, какое место наша система образования занимает в мире, формирует открытое, нелинейное педагогическое мышление, на основе которого складывается представление о процессах воспитания и обучения как итогах многотрудного развития всей современной цивилизации.
В то же время мы можем отметить, что как педагоги, так и студенты еще не вполне готовы к восприятию тех ценностей, на которых основано зарубежное образование. Например, в ходе организации международных связей и участия в совместных конференциях, семинарах и программах мы часто наблюдали неадекватную оценку учителями разных стран друг друга. Иногда наши соотечественники при общении с зарубежными коллегами в первый момент испытывают большую неловкость и даже ощущение своей некомпетентности или, наоборот, воспринимают западных педагогов излишне критично, с позиции более высоких профессионалов, не вдаваясь при этом в суть их высказываний и деятельности и не пытаясь понять ценностную основу их деятельности. Все это является следствием неопытности в общении с “не такими, как мы”. Преодолеть эти обманчивые чувства и научиться воспринимать друг друга прежде всего профессионально можно, лишь чаще встречаясь с зарубежными коллегами. Здесь мы хотим обсудить проблему социальной идентичности, как важнейшую компоненту “Я-концепции”, которая осложняет процесс постижения российскими педагогами европейских ценностей.
Наше общество меняется буквально на наших глазах. Если раньше многие люди относили себя к категории “советский человек”, которая определяла их образ жизни, стиль поведения и чувства, то теперь пока еще нет такой обобщенной категории, детерминирующей социальную идентичность многих людей. По данным социологических опросов, все больше и больше людей позитивно воспринимают направление изменения общества в сторону демократии и рыночного хозяйства. Происходят серьезные изменения в массовом сознании, в отнесении себя к определенным социальным категориям. На уровне самосознания наблюдается кризис социальной идентичности. Социальные категории выступают в процессе познания как порождения стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Поэтому, когда мир становится нестабильным, социальные категории как бы разрушаются. “Последствия этого отражаются на многих социальных группах: старшие поколения испытывают потерю идентичности, молодые – не могут определить свою идентичность”. Аналогичные проблемы наблюдаются в социальном мышлении, посредством которого личность вырабатывает систему взглядов на действительность. Для исследования этой проблемы необходим поиск новых принципиальных подходов к анализу социально-психологических феноменов в изменяющемся мире. В совершенствовании учебно-воспитательного процесса необходим также поиск новых форм и методов работы, которые будут основаны не на стереотипах, а учитывать новые возникшие в обществе проблемы.
Профессиональное становление педагога – сложный длительный и противоречивый процесс, который включает в себя различные содержательные и структурные компоненты. Социализация педагога – это движение, а не ряд локальных действий адаптации. Отсюда чрезвычайно важно четко понимать и структурировать социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств; с другой – отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его “Я”, раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природой.
Как известно, в процессе социализации у человека появляется система представлений о себе, которая влияет на общение, поведение и деятельность, происходит постепенное осознание существования различных социальных структур, а также собственной социальной идентичности, заключающейся в признании принадлежности к какой-либо общности, которая может быть узкой, например референтная группа, или широкой, например народ. В связи с этим формируется система социальных характеристик, неразрывно связанных с индивидуальными, но имеющими смысл объединения человека с другими, определяющими его позицию в обществе, отношение к ценностям, нормам, правилам группы, социальную перспективу и деятельность.
В отечественных интегративных исследованиях человека, несмотря на появление достаточно интересных и перспективных подходов, на наш взгляд, можно отметить еще практически слабо обозначенный аспект, связанный с изучением взаимодействия и взаимовлияния индивидуальных и социальных характеристик в целостной структуре личности. Как следствие, в процессе подготовки педагогов проблеме формирования социального самосознания, адекватного современным социальным условиям, интеграции персональной и социальной идентичности, уделяется мало внимания.
Социальное самосознание формируется практически на протяжении всей жизни человека. В вузе этот процесс, конечно, тесно связан с профессиональным становлением. У студентов постепенно складываются осознанные представления о своей принадлежности к социальной, этнической, профессиональной и другим общностям. Все они взаимосвязаны и в идеале должны находиться в гармоничном, не противоречащем друг другу соответствии. В противном случае могут возникнуть серьезные противоречия как на уровне сознания, так и поведения личности.
В чем причина таких противоречий? На наш взгляд, прежде всего в наличии разницы культур, которые влияют на тип самосознания, характер его развития. Культура – это идеальная форма, внутри которой рождается человек и которую потом постепенно присваивает себе или превосходит. Культура становится собственной субъективной реальной формой. Многие студенты, поступающие в Ярославский педагогический университет, попадают в принципиально новую для себя среду. Они меняют не только место жительства, но и культуру быта, отношений, труда и т.д. При этом происходит изменение в осознании студентами себя, в содержании их социальной идентичности. У многих расширяется область социального “Я”. Происходит это не только через включение в новые группы, но и благодаря приобщению к новой информации, формированию более широкой картины мира.
Согласно теории социальной идентичности (СИТ), которая была сформулирована в 70-80-е годы профессором Бристольского университета (Англия) Анри Тэжфелем, у человека есть стремление к отнесению себя к какой-то социальной категории. Нельзя сказать, что каждый из нас непрерывно должен переоткрывать мир, просыпаясь каждое утро. Категории восприятия в большой степени даются нам через культуру, в которой мы родились. На широком уровне формы и процессы и даже содержание воспринимаемого социального мира структурируются и лимитируются доминирующими социальными представлениями вокруг нас. Знания этих социальных структур, по-видимому, приобретаются в раннем детстве, хотя также изменяются в течение жизни.
Социальная идентичность в норме рассматривается как категория индивидуальная в связи с социальной категорией, социальной позицией или социальным статусом. Наша социальная идентичность обычно привязана и происходит от группы, к которой мы принадлежим. Но мы также можем идентифицировать себя с группой, к которой мы и не принадлежим.
“Кто я такой?” – вопрос идентичности – один из важнейших вопросов в жизни каждого человека. Обычно он связан с социальной категорией, социальной позицией или социальным статусом, например, “я – студент”, “я – русский” и т.д. Путей ответа на вопрос идентичности может быть очень много, и большинство из них в той или иной степени будут отражать определенные социальные требования или отношения, которые важны для человека.
Поток социологических исследований в этом направлении был начат работами Георга Мида, Чарля Кулей и других из Чикагского университета в начале XX века. Затем в 50-е годы Манфорд Кун создал тест “Двадцать утверждений”.
Содержание идентичности людей зависит от многих ситуативных факторов. По мнению авторов СИТ, даже если в ответах большинства людей преобладают качества, относящиеся к рефлексивному “Я?”, все равно взгляд индивида на себя связан с социальной силой и социальной структурой. Он остается зависимым и квалифицируется как социальный.
За последние 10-15 лет на Западе было проведено достаточно много экспериментальных исследований социальной идентичности.
Такие исследования, проведенные нами в 1994-1999 годах на студентах ЯГПУ и факультете психологии и педагогики университета в польском городе Белосток, позволили выявить ряд важных моментов, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать при подготовке будущих учителей. Так, наши студенты испытывают затруднения в определении себя в терминах социальной позиции. В структуре “Я” наблюдается явная тенденция роста рефлексивных показателей. Собственно, аналогично тому, что было выявлено в исследовании Зучера: в период повышения нестабильности в обществе рефлексивное “Я” сильно увеличивается, как это было в США в период 1960 – 1970 гг., когда происходили значительные социальные и культурные изменения. Рост рефлексивной идентичности отражает восприятие нестабильности в обществе. Социальное “Я” связано, как правило, с определением своей принадлежности к узкой группе (семья, близкие друзья). Очень низкий процент ответов, содержащих показатели принадлежности к широким социальным группам, например житель Европы, мира. Слабое отнесение себя к общности европейской и мировой особенно характерно для выходцев из областных центров и сел.
Полученные результаты вызвали у нас ряд серьезных вопросов в связи с целями, задачами и технологиями преподавания. Рассмотрим один из них. Современное преподавание по своему содержанию во многом ориентировано на европейскую культуру и общечеловеческие ценности. Это выражено практически на всех дисциплинах как естественного, так и гуманитарного цикла. Если студенты слабо ощущают себя частью мирового сообщества и являются носителями узкой (русской, региональной, городской и т.п.) культуры, то возникает вопрос о возможных противоречиях в сознании студентов и современными требованиями учебной деятельности. Например, в области педагогики и психологии студенты изучают очень много новых подходов, теорий, которые опираются на общечеловеческие принципы и критерии и иногда прямо не вытекают из господствующих в нашей области традиций и отношений. В этом случае очень важно воспитывать у студентов и определенное отношение к себе, расширять область социальной идентичности, показывать, что все они, как цивилизованные образованные люди, принадлежат к более широкому сообществу.
Конечно, невозможно себе представить обучение, свободное от подобных противоречий в принципе, но очевидно, что не учитывать эту проблему в условиях нестабильного общества – это значит воспитывать студентов без четких ценностных ориентиров и абстрактно по отношению к современной социальной среде. Приоритеты мирового воспитания и обучения достаточно проработаны за последние 10 лет. На них можно опираться в работе со студентами. Например, наша практика показала, что специальная работа со студентами, направленная на расширение их социального самосознания, формирование более широкой социальной идентичности, помогает не только в адаптации к современным социальным условиям, в выборе жизненных перспектив, в развитии чувства собственного достоинства, но и в развитии интереса к учебным курсам и предметам, особенно к тем, в которых требуется понимание и принятие зарубежных теорий и опыта.
В следующей серии исследования студентам-старшекурсникам были заданы вопросы, касающиеся шести конкретных идентичностей: “советский человек”, “представитель собственной национальности”, “житель своего города или района”, “гражданин своей страны”, “европейский человек”, “человек мира”. Мы специально включили в этот список категорию “советский человек”, поскольку она еще достаточно сильно представлена в сознании людей. Кроме того, мы спрашивали студентов, на какую социальную группу, по их мнению, больше рассчитана учебная информация и кем им больше хочется себя ощущать.
Были выявлены в идентичности студентов противоречия различного плана, а также наличие советской ориентации в преподавании, которое вызывает у студентов трудности обучения и понимания. У опрошенных наиболее выражен показатель национальной идентичности, но также имеет место желание ощущать себя как россиянином, так и человеком Европы или мира. В информации педагогов им бы хотелось иметь больше обращений к их национальному самосознанию и в то же время к ним как жителям Европы и мира. Большинство отметили, что информация по гуманитарным наукам (педагогика, философия и т.д.) во многом расходится с некоторыми их “родными” стереотипами. Она ориентирована на европейские и общечеловеческие ценности больше, чем на региональные и национальные. Студенты отмечают, что испытывают большие трудности в принятии этой информации. Поэтому они хотели бы получить больше возможности расширить свое восприятие мира, ощущать себя равными в мировом профессиональном сообществе.
По нашему мнению, подготовка студентов педагогических вузов, включающая в себя развитие социального самосознания, социальной идентичности, отличается некоторыми преимуществами в профессиональном плане, среди которых мы выделяем личные, такие, как: осознание себя, своего места в социальном мире, развитие чувства собственного достоинства и уверенности в себе, терпимости и гибкости в отношениях, выбор перспектив и отказ от чуждого, ненужного и т.д. и профессиональные: осознание значения новых знаний, отечественного и зарубежного опыта, важности инновационной деятельности и т.д. Самое главное, что приобретают студенты, – это осознание своего смысла и перспективы.
Технологии обучения, которые мы используем для расширения социального самосознания, как уже достаточно известные, например, тренинги, психологические практикумы, анализ различных ситуаций, деловые игры, так и новые для нашей психолого-педагогической среды, например, техника “Playback theatre”, игра “Кто я есть”, взаимное консультирование, журналистское расследование “Самая легкая и самая трудная социальная ситуация” и т.д.
Дальнейшее развитие исследования связано с совершенствованием критериев и технологий формирования социальной идентичности, свойственной современному человеку, построением цикла занятий со студентами, поскольку, как уже отмечалось, это очень важно прежде всего для развития личности будущих педагогов, подготовки их к жизни в демократических условиях. Кроме того, мы считаем, что понимание этого вопроса поможет совершенствовать учебно-воспитательный процесс в направлении интеграции в общеобразовательное мировое пространство, приобщение к мировым ценностям, что является одной из достаточно сложных и пока еще не совсем осознанных специалистами задач, стоящих перед российскими педагогическими вузами.
Наталия ИВАНОВА,
кандидат психологических наук
Ярославль
Комментарии