Школьные учебники по литературе игнорируют фантастику. Пара рассказов Брэдбери в программе не в счет. Вместе с тем самые читаемые школьниками книги – именно фантастические. В результате получается, что существенная и наиболее перспективная часть молодежной культуры совершенно не сочетается с соответствующим школьным предметом.
Странное убеждение большинства литературоведов и авторов обучающих программ в том, что фантастика – явление, не заслуживающее должного внимания, не основано фактически ни на чем, кроме инерции мышления. Глубочайшие философские и социально-психологические изыскания многопланово образованных людей оказываются за бортом литературоведения и школьного преподавания.
В последнее десятилетие молодежь читает преимущественно ту фантастику, где нет четких нравственных ориентиров, а представление о связи с реальной жизнью невелико. Главного героя постоянно склоняют к сотрудничеству светлые и темные силы. Причем если в классике жанра выбор в пользу светлых сил однозначен, то в последнее время стали появляться мотивы «серого» пути, ведущего к совершенной самодостаточности ни от кого не зависящей личности. Больше того, окрепла и активно разрабатывается идея выбора «черного» пути. В таких условиях представление о добре и зле размывается не только на частных примерах, но и концептуально (Перумов, Лукьяненко).
Мы имеем дело с зеркалом, где отражаются происходящие в нашей стране коллизии. Размывание нравственной оси представляет собой желанное явление для бездушного мира бизнеса, озабоченного личной выгодой. Оптимальный для такого общества этический релятивизм обязательно приводит к эскапизму (бегству от действительности), а это наилучший способ обесценить самостоятельную мысль. Поэтому можно и должно привлекать внимание школьников к лучшим образцам отечественной научной фантастики, ибо на том материале можно апеллировать и к душе, и к интеллекту юного читателя.
Русской литературе изначально свойственны особый гуманизм и постановка самых глубоких вопросов жизни, и фантастика отнюдь не является исключением. В противоположность этому значительная часть широко распространенной американской фантастики отчуждена от человека. Редкие достижения духа в ней случайны и не обусловлены ничем, кроме личного предпочтения персонажа. Люди заняты либо решением остроумной технической проблемы, либо «галактической» политикой, а их характеры, манеры, желания и представления о жизни полностью соответствуют современному западно-американскому стандарту. На фоне стремительно изменяющейся жизни такое плоское понимание человека будущего недопустимо.
В отечественной научной фантастике проблема человека стоит на первом плане, и выражена она многовекторно. Герои вынуждены по ходу действия решать сложные нравственные задачи, для чего привлекается значительный багаж наук не только технических, но и гуманитарных. Еще Беляев, сознавая неполноту своего творчества, указывал на то, что содержанием фантастики должны стать новые общественные отношения и попытка изображения людей нового мира.
Сущность настоящей научной фантастики составляет мечта о приложении научных достижений к преобразованию природы, общества и самого человека. Усложнение жизни требует особой тонкости моральных решений. Резкое смещение в сторону экстенсивного познания и обмена поверхностной информацией приводит либо к тоталитаризму, либо к демагогическому плюрализму.
Задачей школьной литературы в таких условиях будет формирование умения рефлексировать происходящее, отстраняться от частного, понимая целое. Конечно, работа с фантастическим произведением на школьном уроке или факультативном занятии – совершенно особый процесс, требующий от учителя умения вести разговор одновременно по нескольким векторам: научно-техническому, социально-психологическому, этическому и эстетическому.
Из авторов второй половины ХХ – начала ХХI века наиболее отвечают указанным критериям И.А.Ефремов («Туманность Андромеды», «Сердце Змеи» и «Час быка»), В.П.Крапивин (цикл «В глубине Великого Кристалла»), В.В.Головачев (только ранние произведения: «Отклонение к совершенству», «Реквием машине времени», «Особый контроль», «Реликт», «Черный человек»). Полезным будет обратить внимание на повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом», романы В.Д.Звягинцева «Одиссей покидает Итаку» и С.А.Павлова «Волшебный локон Ампары». Из творчества сверхпопулярного ныне С.В.Лукьяненко можно выделить лишь его раннюю повесть «Рыцари сорока островов». Оригинальными идеями насыщен роман Г.Л.Олди «Мессия очищает диск» – одно из самых ярких явлений в фантастике последних лет.
Центральной задачей педагога будет показать органичную связь того или иного произведения с проблемами, встающими перед человечеством. Если не будет вовремя сформирован позитивный образ будущего, то… свято место пусто не бывает. Родится принципиально иной образ, который перерастет со временем в бессознательную уверенность, что впереди нас ожидают сплошные катастрофы, битвы с киборгами или существование в матрице. А когда приговор уже подписан – можно абсолютно все. И одновременно не нужно ничего… Эти крайности суть проявление неверия опустошенной души в возможность лучшей жизни.
Однако человек всегда должен стоять на пороге нового, потому что он сам нов каждую секунду, и только огнем прозревающей мысли и ярким чувством можно вылепить гуманный облик грядущего. Формировать эти качества у молодого поколения – наша с вами самая насущная задача.
Комментарии