search
main
0

Черный хлеб педагогической науки,

или Как взрастить конкурентоспособную личность

оя коллега Елена Комарова утверждает, что я кормлюсь и кормлю читателей «пирожными»: художественными очерками о воспитании как об искусстве и прочими высокими материями. А есть «черный хлеб»: учебники, методики, научные конференции… Отчасти она права. Мне близок тезис известного барда и педагога Юрия Устинова: «Учебники педагогики – инвентарные номера на ромашках». Но лишь отчасти.

Я глубоко уважаю красоту и точность научного мышления, в том числе и в педагогике. Гербарии тоже имеют свою ценность, а не только живые цветы. К тому же когда речь идет о подвижничестве в науке. А высоко держать долгие годы знамя в педагогической науке именно в области воспитания, волею судеб отброшенного новым временем на обочину, в нечто «дополнительное», – это уже сам по себе подвиг. Имею в виду прежде всего деятельность выдающегося ученого Людмилы Ивановны Новиковой и ее команды, и вот теперь, после знакомства с его трудами – ярославского профессора Михаила Иосифовича Рожкова и круг его единомышленников. Часть этого круга я знаю очень хорошо: это ребята с Новой площади, дом 6, бывший школьный отдел ЦК ВЛКСМ и бывший Центральный совет Всесоюзной пионерской организации. Теперь они носят новое название – Международная федерация детских организаций, но кадры остались те же, иначе и быть не могло, ведь за ними, в отличие от «взрослого» ЦК комсомола и партии, стояли дети, да и сами они в канун перестройки были не столько комсомольскими функционерами, сколько «подпольщиками»: выходцами из коммунарс ких объединений, пионерских штабов, т.е. представители альтернативной, творческой пионерско-ком сомольской педагогики.

Гражданская доблесть Людмилы Ивановны Новиковой и в том еще, что во времена застоя, разгромов и гонений на творческих педагогов в области воспитания она на своей кафедре давала приют многим ярким опальным педагогам, выводила их на защиту кандидатских, докторских диссертаций, т.е. попросту спасала их и в их лице – творческую педагогическую науку.

Во времена же разгула антикоммунистических настроений, когда с детей срывали пионерские галстуки, как с «пособников коммунистов» Михаил Иосифович Рожков сыграл ту же сохранную, защитную роль для многих лидеров детских и юношеских организаций, которых удалось сохранить от разгрома. Следует сразу уточнить, что МФДО в первые же годы перестройки резко дистанцировалась от политики, хотя у многих партийных боссов разных окрасок руки чесались поставить под свои знамена детство и юношество России и стран СНГ. Все свои кандидатские и докторские диссертации ребята из МФДО защищали у Рожкова, в Ярославле, где он является директором Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета. Ему 54 года, он автор 178 научных работ, в том числе 32 книг. Под руководством Рожкова защищены 42 кандидатские диссертации и три докторские.

Начав с работы преподавателем техникума, пионервожатым легендарного лагеря «Орленок», зам. директора профтехучилища, Рожков с 1971 года активно участвует в научно-исследовательской работе. В стране был широко известен его опыт развития лидерских способностей у ребят, подготовки учащихся-организаторов.

И не случайно их имена все чаще звучат именно сегодня, когда остро востребован творческий опыт и поиск в воспитании, которое все же не удалось подчинить образованию, какими бы терминами это растворение ни снабжали. Сама жизнь противится такому растворению: взрыв детской преступности, наркомании, беспризорничества буквально взывает к воссозданию, реанимации, ренессансу значения воспитания в его лучших отечественных образцах, включая детские и юношеские организации, вооружение педагогов воспитательными, а не только предметными технологиями.

Этим целям напрямую служат две книги, с которых я начала этот разговор. Основное, пожалуй, достоинство этих книг – не в противопо ставлении традиции и новаторства, «обязаловки» и творчества, а в их разумной, естественной, не схоластической и не механически-эклек тичной интеграции, где всему есть свое место.

На страницах этих книг есть место и традиционным планам классного руководителя, текущей отчетности и методикам создания самобытных, творческих, поэтичных и красивых форм работы, почерпнутых из богатейшего опыта реальных педагогов, работающих под кураторством Рожкова в разных городах России. Для иллюстрации – всего одно из упражнений, адресованных ребятам, из главы «Обучение способам самопознания» (в книге «Организация воспитательного процесса в школе»):

«Жил-был и по сей день живет музыкант. Одно у него солнце и одна-единственная жизнь. А ветер был первым дыханием и первым его словом. И Ветром звали его собственные дети. Потому что брали начало свое от ветра и стали бы им, не встреть на пути струны… Так всякий, кто обретает свои струны, обретает имя, превращается из ветра в музыку, и роду его не быть развеянным» (Янис Петерс).

1. Что в этой притче подразуме вается под словами «обрести свои струны»?

2. Встретил ли ты на своем пути такие струны? А если еще нет, то что ты делаешь, чтобы их обрести?

Эти книги, аккумулирующие творческие поиски в области воспитания, являются в полном смысле слова современными, ибо аккумуляция эта не просто описательна, но проблемно-осмысленна, тем самым несет в себе и предостережение от «творчества под копирку». Так, например, в главе, посвященной формам работы классного руководителя в книге «Классному руководителю», сказано:

«Делая попытки классифициро вать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматривае мые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

…Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям. В то же время использование готового сценария – в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он становится объектом замысла других людей, в такую же объектную позицию ставит и участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие их творческих способностей…

Для педагога-гуманиста очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако нельзя отрицать возможность описаний уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы… как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с опытом других, могут выбрать для себя идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Только этим может быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев различных мероприятий».

Свежо, не банально, уже на качественно новом витке практики и ее осмысления увидена автором и вечная проблема «коллектив и личность». Еще лет двадцать назад она решалась в русле «добровольно» или «принудительно» членство личности в коллективе. И если принудительно, то коллектив подавляет личность, и наоборот. Но вот другая грань:

«Педагогам-практикам хорошо известно, что влияние коллектива на личность ребенка прежде всего зависит от «слияния» его с коллективом, от того, насколько он «влюблен» в свой коллектив, в какой мере он ощущает себя его членом, в какой мере ценности коллектива являются его собственными ценностями. Но идентификация с коллективом отнюдь не должна приводить к растворению в нем личности ребенка, к бездумному восприятию им нравственных норм коллектива и механическому усвоению его традиций. Такое некритическое восприятие коллектива, как показывает опыт прошлых лет, ведет к нивелировке личности, к ущемлению индивидуальности». В силу этого, итожит автор, важны процессы как идентификации ребенка с коллективом, так и обособление его в нем, и оба эти измерения должны присутствовать как единый процесс.

Вот это и есть стержень педагогики: работа не ради торжества коллектива ли, методики, пусть самой творческой, либо демократии, гуманизма и прочих глобальностей, а ради социально и психологически успешных судеб самих воспитанни ков, каждого из них.

Из известных мне авторов Рожков наиболее емко и остро видит и решает такую наболевшую проблему, как социализация личности ребенка. Ведь не секрет, что у выпускников ярчайших самобытных коллективов их социальные судьбы «на выходе» складываются весьма драматично, а то и трагично. Острота проблемы усиливается за счет ужесточившихся условий выживания в сегодняшнем обществе.

Поэтому для меня кажется очень важным, если не важнейшим в педагогике Рожкова тот раздел его опыта, который посвящен воспитанию конкурентоспособной личности, когда действует принцип социального закаливания детей. Эта открытость педагога реалиям сегодняшнего дня, включая все его пороки от жесткого социального расслоения до безработицы, – вот то мужество воспитания, которое, будем надеяться, поможет не сломаться и не отчаяться ни самим педагогам, кому адресованы эти книги, ни их ученикам. Нашим детям.

Ольга МАРИНИЧЕВА

Давно я не читала подобных книг. Так сложилось. Имею в виду учебники по педагогике, а конкретно – недавно вышедшие в Москве, в гуманитар ном издательском центре «Владос», учебно-методичес кое пособие «Классному руководителю» (серия «Воспитание и дополнитель ное образование детей») под редакцией М.И.Рожкова и учебное пособие для вузов М.И.Рожкова и Л.В.Байборо довой «Организация воспитательного процесса в школе».

InterReklama Advertising Network

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте