Программа, по которой ведется обучение: модифицированная программа, составленная на основе программы «Театр-студия в современной школе», автор С.Ю.Кидин, рассчитана на обучающихся 13-17 лет.
Продолжительность занятия 1 час.Цели занятия:- образовательные: активизировать интерес обучающихся к эпистолярному жанру, усвоить правила написания письма;- развивающие: развивать логическое, ассоциативное мышление обучающихся;- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, творческую, креативную личность, понимающую ценность родного языка.Ход занятия1. Инициация (начало занятия). 4 минуты.Метод: «Встреча».Цели: встреча друг с другом, определение настроения каждого и группы в целом; создание комфортной психологической обстановки в группе для дальнейшей совместной работы. Примечание: чувства, проявляемые участниками при встрече друг с другом, очень важны, ведь по ним модератор может судить о настроении, в котором каждый отдельный участник и группа в целом начинает занятие. Итог: участники с хорошим настроением приступают к занятию.Группа становится в круг. Модератор предлагает участникам придумать себе имена, которыми бы они хотели, чтобы их называли на сегодняшнем занятии. Так как участники давно знают друг друга, им будет интересен элемент перевоплощения. Они могут взять имя любого сказочного героя, уменьшительно-ласкательное от собственного имени, просто выдуманное новое имя. Все по очереди представляются и делают при этом какое-нибудь движение, жест, принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое отношение к придуманному имени в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг вперед. После каждого представления вся группа пытается догадаться, какое чувство сейчас хотел выразить выступавший. Модератор следит, чтобы каждый участник назвал свое имя не менее трех раз, выражая свои чувства тремя различными способами.2. Вхождение или погружение в тему. 3 минуты.Метод: «Послушай – угадай!».Цель: угадать тему занятия.Проведение: участники слушают стихотворение Владимира Гутковского и определяют, о чем оно, затем пытаются догадаться, какую тему будут изучать на данном занятии.«Эпистолярный жанр»Эпистолярный жанр – натянутая нить. Давно остывший жар назойливо хранит. И мне издалека по-прежнему видна прозрачного листка сквозная желтизна. Какой-то старый спор обозначает он. И в нем житейский сор страстями опален. Похоже, все же нет забвения, и вот случайный этот след никак не занесет. Неведомо куда, пока не вышел срок, летит через года бумажный голубок.Итог: участники озвучивают тему занятия.Модератор: Наше занятие будет посвящено древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма.Мы живем с вами в современном мире информационных технологий, сверхскоростей, куда-то торопимся и совершенно забываем о письмах. Очень редко теперь в почтовом ящике можно увидеть письмо, да и то служебное. Это факт, от этого никуда не денешься. Утрачено искусство писать письма.«Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века» (Торнтон Уайлдер).А ведь писать письма должен уметь каждый, к тому же письменное общение – естественная необходимость каждого образованного человека. Талант сочинять интересные письма дан не каждому, но вполне реально эти способности развить. Поэтому знать основные правила эпистолярного жанра весьма полезно, они довольно просты.3. Формирование ожиданий участников занятия. 4 минуты.Метод: «Голуби». Цель: в непринужденной обстановке выяснить ожидания и опасения участников занятия.Примечание: по желанию участников занятия можно озвучить написанное.Итог: два конверта с листами бумаги в форме голубей, где прописаны ожидания и опасения участников. Все готовы к дальнейшей работе. Тот, кто не пожелает озвучить свои записи, чувствует себя комфортно и защищенно: без его согласия записи не озвучиваются.Модератор: Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают что-то светлое и воздушное, а опасения – темное, коварное. Я хочу вам в помощь призвать голубей. В Древнем Египте, Греции, Риме голуби передавали тайную информацию. Причем греки считали, что голуби должны переносить только мирные сведения. Культ этой птицы как символа мира был у греков так силен, что за убийство голубя простолюдинов ссылали на галеры. А вот римский император Юлий Цезарь придерживался другого мнения: он приказал держать в своих легионах почтовых голубей, для того чтобы войска получали сведения о передвижении неприятеля.Представьте, что ожидания – это белые голуби, опасения – серые или черные. Возьмите приготовленных голубей. Самостоятельно напишите на обратной стороне светлого голубя, чего вы ожидаете от сегодняшнего занятия, а на темной – чего опасаетесь. Вместе с вами я тоже напишу свои ожидания и опасения. Белых голубей мы поместим в большой светлый конверт, а серых и черных голубей – в темный конверт. В конце занятия мы сможем открыть эти конверты и убедиться, все ли наши ожидания и опасения сбылись.4. Интерактивная лекция (инпут). Часть 1. 15 минут.Метод: «Светофор».Цель: сформулировать отношение участников занятия к различным тезисам по теме образовательного мероприятия.Проведение: участники занятия садятся в круг. Каждый получает три карточки (красного, желтого и зеленого цветов). После того как модератор знакомит присутствующих с порцией новой информации, они поднимают соответствующую карточку:зеленая – да, согласен, хочу добавить;красная – стоп, не понял или не согласен;желтая – не совсем понятно, сомневаюсь, воздерживаюсь. При необходимости модератор просит участников объяснить свою позицию.Итог: все являются активными участниками процесса восприятия информации. Визуализация материала и вовлечение всех в активную деятельность помогают максимально запоминать предложенное.Модератор: Эпиграфом к следующей информации я взяла слова В.Г.Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым обладает, – другим людям».Тезисы: 1) Письма. Кто-то сказал, что письмо – фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету. Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы рассказать о себе, поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Нам важно узнать, как живет собеседник, интересно его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах. Думаю, вы часто получаете письма. Наверное, и писать их любите. А вы задумывались, когда люди начали писать письма?2) Письма стали отправляться, когда еще и письменности не было. Зато была потребность сказать что-то людям, которые находятся далеко. Австралийские аборигены, например, отправляли письма другому племени с помощью дыма. У них было даже специальное выражение «читать дым».Самое древнее письмо вырубил на стене своего жилища первобытный человек. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки – петроглифы. Это были не просто картины, они служили указателями границ владений племен, места охоты. Значит, эти рисунки и знаки передавали информацию, иными словами, были первыми письмами. 3) Племена древних инков посылали друг другу узелковые письма – кипу, у североамериканских индейцев узелки заменялись бусами из разноцветных камешков или ракушек – вампумы. Около 10 тысяч лет назад люди стали использовать предметное письмо. Несколько позднее появилось пиктографическое письмо, то есть письмо рисунками. Но со временем таким письмом стало неудобно пользоваться. 5 тысяч лет назад в Древнем Египте возникла новая форма передачи информации – иероглифическое письмо. Слово «иероглиф» означает «священные знаки». Каждый иероглиф обозначал не слово, а слог или звук. Иероглифическое письмо до наших дней сохранилось на гробницах и стенах храмов. Прошло немало времени, пока появился буквенный алфавит. Первый буквенный алфавит придумали финикийцы. Нам же ближе славянская азбука.4) Современные формы переписки сложились около двухсот лет назад. Их родина – Англия. А привычное для нас слово «письмо» образовалось от глагола «писать» одновременно с развитием на Руси письменности. На чем только не писались письма: на каменных и глиняных пластинах, деревянных дощечках, бересте, папирусе, пергаменте. В России в XVIII-XIX веках выпускались письмовники, в которых можно было найти рекомендации по составлению писем самого разного характера. Вот выдержка из письмовника Е.А.Бельского: «Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания…» Письмо стало не только средством передачи информации между людьми, но и приобрело книжный характер. Порой письмо могло занимать несколько страниц и содержало не только сухую информацию о пишущем. Это была целая поэма, тирада красноречия. Достаточно вспомнить повесть Ф.М.Достоевского «Бедные люди». В советскую эпоху эпистолярный жанр переживал времена затишья и оживления. В годы сталинских репрессий было опасно писать откровенно о происходящих в стране событиях, потому что письма проходили через цензуру. В брежневскую эпоху письмо вновь получает развитие. Существовали даже два вида почтовых отправлений – конверты с маркой «авиа» и обычные конверты, которые доставлялись поездами и машинами.5) Особняком можно выделить еще одну особую форму письма – это письма с фронта, или «треугольники».Почти в каждой семье есть такие письма. Они бережно хранятся в самом укромном местечке и неоднократно перечитываются членами семьи.Письма с фронта… С той Великой, поистине народной войны, которая, пожалуй, вросла в наши судьбы навсегда. Сколько их было… И в каждом – надежда на встречу с близкими. Их писали совсем юные мальчишки и взрослые мужчины. Фронтовые письма стали единственной живой связью с родным домом, о котором так тосковали. И верили солдаты, что однажды вернутся, всем смертям назло… Пришло мирное время, но память о той войне осталась. И свое место в ряду боевых наград занимают письма военной поры. Кому из ваших близких пришлось воевать в то время, осталась ли о них память? Награды, вещи военной поры, письма?6) Сейчас письмо потихоньку уходит в забвение. Может быть, стоит возродить эту милую традицию писать друг другу письма? Вспомним, что же такое письмо.«Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» (БСЭ, т. 19). Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова «epistole», что значит «письмо». Эпистола – послание в форме письма.Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Нужно всегда помнить, что адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия.7) А как же правильно писать письмо?Композиция (построение) письма: 1. Обращение. 2. Текст письма. 3. Заключительные формулы вежливости. 4. Подпись отправителя.5. Дата. Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие.Текст письма начинается с красной строки и, естественно, с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа внизу. Дату не следует обозначать цифрами (16.05.2011). Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 16 мая 2011 г.Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Здесь могут быть два варианта.Первый: вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо следующим образом:Искренне твой (ваш).Преданный тебе (вам).Твой (ваш).Твой искренний друг.Любящий тебя.Твой любящий сын.Целую.Второй: недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:Искренне ваш.С почтением.С уважением.Модератор: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.5. Релаксация. 3 минуты.Метод: «Энергия-1».Цель: повысить уровень энергии в группе.Примечание: участникам необходимо представить, что внутри их есть некий резервуар, в котором накапливается и хранится энергия. Все садятся в круг (можно на ковер) и закрывают глаза. Модератор произносит инструкцию по выполнению упражнения.Итог: участники отдохнули, повысили уровень энергии и могут легко переключиться на другой вид деятельности, в данном случае воспринимать предлагаемую информацию.6. Инпут. Часть 2. 3 минуты.Метод: «Кластер».Цель: сконцентрировать внимание участников, структурировать информацию.Материал: цветные карточки, фломастеры, скотч или магниты.Проведение: модератор в ходе инпута записывает (четко и печатными буквами) основные мысли на заранее приготовленных цветных карточках и прикрепляет их на доску или флипчарт. Таким образом, участники могут визуально следить за ходом его мыслей. К концу инпута на доске или флипчарте получится краткий конспект инпута. Если есть ограничение во времени, записи готовятся заранее.Итог: карточки с информацией о том, как правильно писать письмо.Модератор: Здорово, давайте продолжим. Письма, носящие частный характер, то есть адресованные родным, друзьям, близким, свободнее и эмоциональнее. Для того чтобы письмо получилось интересным, нужно при написании его быть искренним, правдивым, если оно не строго деловое, то его можно оживить юмором. Не забывайте об этом и старайтесь, чтобы ваши письма не были скучными и унылыми. 1-я карточка: В случае постоянной переписки письмо может содержать такие выражения: «Только что получил(а) от вас письмо и спешу ответить на него»,«Благодарю вас за письмо, оно очень обрадовало меня», «Давно не получал(а) писем от тебя», «Простите меня за долгое молчание» и т. д.2-я карточка: В основной части пишущий может рассказать о своей жизни, о каких-то делах, событиях, задавать вопросы. В ней употребляются (хотя и не строго обязательно) такие выражения:«Хочу поделиться с вами радостью», «У меня много новостей. Я хочу рассказать тебе о них»,«Несколько слов о себе» и т. п.3-я карточка: Если в письме содержится просьба, извинение, поздравление, то желательно использовать в нем разнообразные выражения речевого этикета:«Будь добр», «Прошу тебя», «Обращаюсь к вам с такой просьбой»,«Извините за…»,«Простите»,«Разрешите извиниться», «Позвольте попросить у вас прощения»;«Горячо»,«Сердечно»,«С радостью»,«От всей души»,«От всего сердца поздравляем вас…». Карточка 4: Характерной особенностью частного письма является просьба передать привет родным, друзьям, общим знакомым. Нередко в нем содержится просьба поскорее ответить пишущему: «С нетерпением буду ждать вашего ответа», «Не забывай писать», «Пиши!».Карточка 5: Существуют специальные формы заключения писем:«Целую», «Обнимаю» (к близким людям),«С глубоким уважением»,«С искренним приветом», «Примите мои наилучшие пожелания», «До свидания» и т. п. Карточка 6: В частных письмах обычно после заключительных слов пишут кратко: «мама», «папа», «отец» или имя. Часто подпись сопровождается словами:«Ваш…», «Твой…», «Уважающий вас…», «Преданный вам…», «С уважением…».7. Релаксационная пауза. 3 минуты.Метод: «Широкая река» (авторский модифицированный).Цель: дать возможность участникам проявить свои актерские способности, поднять у всех настроение и создать комфортную обстановку для выполнения практических заданий.Проведение: участники делятся на две группы; модератор просит каждую группу передать содержание письма без слов, только жестами, мимикой.Итог: участники получают положительный заряд энергии и готовы работать дальше.Модератор: Теперь вы знаете, как писать письма. А умение читать письма – это тоже очень важный процесс. Давайте представим, что вы получили письма, в которых содержится очень важная информация. Вам захотелось поделиться ею со своими друзьями, а отправить письмо нет возможности. Между вами широкая река. Вы видите, но не слышите друг друга. Передайте содержание письма без слов, при помощи мимики, жестов.1-я группа: «В Африке был запущен искусственный спутник с обезьяной на борту».2-я группа: «В Японии была построена фабрика по пошиву валенок».8. Проработка содержания темы. 20 минут.Метод 1: «Письмо» (классическое упражнение по актерскому мастерству, автор неизвестен).Цель: научить ребят с помощью оценки демонстрировать характер события.Проведение: по желанию несколько участников придумывают и разыгрывают этюд «Чтение письма», остальные должны угадать, о чем (примерно) написано в письме.Метод 2: игра «Зашифрованные письма». Работа с пиктограммой, «Арт-фантазия», автор Кудрявцева Е.Ю.Цель: развитие способностей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом. Проведение: заранее готовятся письма – в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждой группе вручается по письму, и они должны рассказать, что «прочитали» в своем письме.Итог: прочитанное письмо и хорошее настроение у ребят.Метод 3: «Корректор» (авторский модифицированный).Цель: повторить виды писем, развивать умение убеждать.Проведение: модератор предлагает участникам разделиться на 4 «корректорские» группы. Ребята в быстром темпе подходят к модератору, который держит в руках конверт с цветными листочками (можно марки) по количеству участников. Участники достают из конверта листочки различного цвета и собираются в группы. Каждая группа получает конверт с 2 письмами (см. приложение 1).Итог: определены виды писем, в ходе обсуждения ребята вспоминают все виды писем, которые знают (личное письмо, деловое письмо, благодарственное письмо, письмо с соболезнованиями, письмо-приглашение, дружеское письмо, поздравительное письмо, рекомендательное письмо).Метод 4: «Коммуникативная игра» (автор Синицына Н.В.).Цель: закрепить навык написания поздравительного письма.Проведение: один участник выходит из комнаты. Это тот, кто придумал себе самое необычное имя в начале занятия. Каждый сочиняет ему поздравление, стараясь передать личные чувства, индивидуальное отношение к вышедшему из класса участнику. Письма пишутся на одинаковых листах.Затем участник возвращается. Модератор читает поздравления, а участник пытается угадать, кто это написал. Модератор оценивает умение участников видеть и понимать аудиторию.Итог: написаны краткие поздравительные письма, закреплен навык написания поздравительного письма; участник, который выходил из комнаты, получает положительный заряд энергии.9. Подведение итогов. 4 минуты.Метод: «Голуби».Цель: определить, сбылись ли ожидания всех участников мероприятия и оправдались ли их опасения.Проведение: все участники, кто желает, берут своих голубей и озвучивают свои записи, комментируют, выражая отношение к своей деятельности на занятии. Если ожидания сбылись, белых голубей прикрепляют на одну сторону доски или флипчарта, а если оказались оправданными опасения и что-то не получилось, темных голубей прикрепляют на другую сторону.Итог: все голуби оказались белыми. Цель занятия достигнута. Ребятам было комфортно. Все, чему они хотели научиться на занятии, у них получилось. Стайка белых голубей – это визуализированный итог занятия.Модератор: Надеюсь, что вы будете с удовольствием писать письма родным, друзьям, товарищам. И когда-нибудь их захочется перечитать. Вспомнить эти «черные слова на белой бумаге». Не забывайте слова поэтессы Н.Кузовлевой: «Прошу тебя, пиши мне письма!В наш громкий век им нет цены».10. Домашнее задание. 1 минута.1) Написать письмо на одну из тем:«С чего начинается Родина?»,«Письмо на космическую орбиту»,«Мама, папа, я – спортивная семья»,«Письмо в 1941 год»,«Герой нашего времени»,«Учусь у М.В.Ломоносова».2) Представьте, что вы личное письмо. Напишите послание своему автору.3) Написать модератору (руководителю театральной студии) «тайное письмо», в котором выразить свои впечатления от занятия.Итог: 4 письма отправлены на конкурс «Лучший урок письма».(См. приложения 2-5.)Прим. ред. Приложения 1-5 опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/910Зинаида ЛОПАТЧЕНКО, учитель английского языка, педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Искорка», лицей №1 города Инты Республики Коми
Комментарии